Образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования структурного
подразделения МБОУ «Малотавринская СОШ» - детский сад с. Малая Тавра (далее -
Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования[1] (далее – ФГОС ДО) и федеральной
образовательной программой дошкольного образования[2] (далее – ФОП ДО).
Нормативно-правовой основой
для разработки Программы
являются следующие нормативно-правовые документы:
‒ Указ Президента Российской Федерации
от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации
от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации
от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г.
№ 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022
г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального
закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
‒ распоряжение Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
‒ федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от
17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября
2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264);
‒ федеральная образовательная программа
дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября
2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г.,
регистрационный № 71847);
‒ Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте
России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
‒ Санитарные правила СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.
№ 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный №
61573);
‒ Устав МБОУ «Малотавринская СОШ»;
‒ Программа развития МБОУ «Малотавринская
СОШ»;
Программа отвечает образовательному запросу социума,
обеспечивает развитие личности детей
дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их
возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в
том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого
и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального
общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного
возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа состоит из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и
обеспечивает:
‒ воспитание и развитие ребенка
дошкольного возраста как гражданина Российской
Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности
на доступном его возрасту содержании доступными средствами;
‒ создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного
на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание
подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
‒ создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения
детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и
его родителям (законным
представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и
региона проживания.
В части, формируемой участниками образовательных
отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений
программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах
деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы),
отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а
также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на
потребность детей и их родителей:
Объем
обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема;
части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Программа представляет собой учебно-методическую
документацию, в составе которой:
‒
рабочая
программа воспитания,
‒
режим
и распорядок дня для всех возрастных групп ДОО,
‒
учебный
план[3],
‒
календарный
учебный график[4],
‒
календарный
план воспитательной работы.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой,
содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы
к ее формированию; планируемые результаты освоения Программы в младенческом,
раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы;
характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного
возрастов, подходы к педагогической диагностике планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает описание:
‒ задач и содержания образовательной
деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп
обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной
программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих
реализацию данного содержания.
‒ вариативных форм, способов, методов и
средств реализации Федеральной программы с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и
интересов;
‒ особенностей образовательной
деятельности разных видов и культурных практик;
‒ способов поддержки детской
инициативы;
‒ особенностей взаимодействия
педагогического коллектива с семьями обучающихся;
‒ образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития детей.
Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания,
которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает
приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в
российском обществе.
Организационный
раздел Программы включает описание:
‒ психолого-педагогических и кадровых
условий реализации Программы;
‒ организации развивающей
предметно-пространственной среды (далее – РППС);
‒ материально-техническое обеспечение
Программы;
‒ обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и воспитания.
В
разделе представлены режим и распорядок дня во всех возрастных группах,
календарный план воспитательной работы.
[1] Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №
1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013
г., регистрационный № 30384), с изменением, внесённым приказом Министерства
просвещения Российской федерации от 21 января 2019г. № 31 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный
номер № 53776).
[2] Федеральная образовательная
программа дошкольного образования, утверждённая приказом Министерства
просвещения Российской федерации от 25 ноября 2022г. № 1028 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 28 декабря 2022 г., регистрационный
номер № 71847).
[3] Часть 9 статьи 2 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
[4] Там же