Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программма по функциональной грамотности 5-8 класс (2)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Администрации Артинского муниципального округа
МБОУ "Малотавринская СОШ"

РАССМОТРЕНА
на педагогическом совете
Протокол №1 от «28» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора школы/
№100-од от «28» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
Класс: 5-7

Составитель: Семендеева А.В.,
учитель

Малая Тавра, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» для 5-7 классов создана в
основании:
- Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года».
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями 2016-2017 года;
- приказа Министерство образования и науки Российской Федерации от 31
декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный
приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897»;
- учебного плана МБОУ «Малотавринская СОШ»;
Программа включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная,
математическая и финансовая грамотность). 5- 17 часов, 6-7 классы –34 часа
Актуальность
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце
60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход
исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия
исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей:
компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная
грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать
компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ
социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую
очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным
ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие
обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для
полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения
широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений?»1, - является PISA (Programme for International
Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и
умения, необходимые для полноценного функционирования человека в
современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности:
читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России
актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. №
204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо
<…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования,
вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству
общего образования»2. Поскольку функциональная грамотность понимается как
совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование

человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо
не
только
для
повышения результатов мониторинга PISA, как факта
доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним
Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения
затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому
обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать
свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и
тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим
объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у
школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных3 исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003
гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки
функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным
индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их
благосостояния4. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители
также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой
жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована
еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких
академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их
функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности
учащихся 5-7 классов как индикатора качества и эффективности образования,
равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
- способности человека формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает
математические рассуждения, использование математических понятий, процедур,
фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она
помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая
грамотность);
- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
(читательская грамотность);
- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;
- понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и
технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную
сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении
проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);
- способности человека принимать эффективные решения в разнообразных
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия

личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности
учащихся 5–7-х классов как индикатора качества и эффективности образования,
равенства доступа к образованию.
Программа опирается на следующие определения отдельных видов
грамотностей:
Читательская грамотность: способности человека понимать, использовать,
оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни.
Математическая грамотность: способности человека формулировать,
применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта
способность
включает
математические
рассуждения,
использование
математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в
мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения.
Естественнонаучная грамотность: способности человека осваивать и
использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов,
для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с
естественнонаучной
проблематикой;
понимать
основные
особенности
естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать
осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают влияние
на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.
Финансовая грамотность: способности человека принимать эффективные
решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению
финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в
экономической жизни.

1 Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся // Официальный сайт Института
стратегии развития образования РАО. URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_info.html 30
2 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 го-да:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. П. 5 // ГАРАНТ.РУ:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/#ixzz5dzARMpWI
3Лонгитюдное исследование — научный метод, применяемый, в частности, в социологии и психологии, в
котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты
успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. Например, результаты одних и тех
же школьников, но в последовательном переходе их из класса в класс.
4 Ковалёва Г., Давыдова Е., Сидорова Г. Глобальные компетенции. Что ждёт учащихся в новом испытании PISA2018 // Учительская газета, №47, 21 ноября 2017 г. URL: http://www.ug.ru/archive/72357

1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА

Метапредметные и предметные
Грамотность
Читательская
5
класс
Уровень
узнавания и
понимания

Математическая

находит
и находит
и
извлекает
извлекает
информацию из математическу
различных
ю информацию
текстов
в
различном
контексте

применяет
извлеченную из
текста
информацию
для
решения
разного
рода
проблем
7
класс анализирует и
Уровень
интегрирует
анализа
и информацию,
синтеза
полученную из
текста
6
класс
Уровень
понимания и
применения

применяет
математические
знания
для
решения
разного
рода
проблем
формулирует
математическу
ю проблему на
основе анализа
ситуации

Естественнонаучная
находит
и
извлекает
информацию о
естественнонауч
ных явлениях в
различном
контексте
объясняет
и
описывает
естественнонауч
ные явления на
основе
имеющихся
научных знаний
распознает
и
исследует
личные,
местные,
национальные,
глобальные
естественнонауч
ные проблемы в
различном
контексте

Финансовая
находит
и
извлекает
финансовую
информацию в
различном
контексте
применяет
финансовые
знания
для
решения
разного
рода
проблем
анализирует
информацию в
финансовом
контексте

Личностные результаты
Грамотность
5-7 классы

Читательская

Математическая

оценивает
содержание
прочитанного с
позиции норм
морали
и
общечеловеческ
их ценностей;
формулирует
собственную
позицию
по
отношению
к
прочитанному

объясняет
гражданскую
позицию
в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
математических
знаний
с
позиции норм
морали и
общечеловеческ
их ценностей

Естественнонаучная
объясняет
гражданскую
позицию
в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
естественнонауч
ных знаний с
позиции норм
морали
и
общечеловеческ
их ценностей

Финансовая
оценивает
финансовые
действия
в
конкретных
ситуациях
с
позиции норм
морали
и
общечеловечес
ких ценностей,
прав
и
обязанностей
гражданина
страны

2.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

5-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы в фольклорном
произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление
содержания текстов разговорного стиля. Работа с текстом: как выделить главную
мысль текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественный и
технический). Работа со сплошным текстом.
Математическая грамотность: Задачи на переливание (задача Пуассона) и
взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда
говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на
части и составление модели. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде
таблиц, диаграмм, графиков.
Естественнонаучная грамотность: Звуки живой и неживой природы.
Слышимые и неслышимые звуки. Шум и его воздействие на человека. Движение и
взаимодействие частиц. Вода. Уникальность воды. Земля, внутреннее строение
Земли. Атмосфера Земли. Уникальность планеты Земля. Условия для
существования жизни на Земле.
Финансовая грамотность: Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в
разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки?
Кто такие мошенники? Личные деньги.
6-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в эпическом
произведении.
Древнерусская
летопись.
Сопоставление
содержания
художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных
текстах. Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчёт, репортаж). Работа с
несплошным текстом: таблицы и карты.
Математическая грамотность: Текстовые задачи, решаемые арифметическим
способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Геометрические задачи
на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на
клетчатой
бумаге,
конструирование.
Элементы
логики,
теории
вероятности,
комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности.
Естественнонаучная грамотность: Тело и вещества. Агрегатные состояния.
Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового
расширения для измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и
конденсация.
Финансовая грамотность: Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность.
Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Как заработать деньги?
7-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в лирическом
произведении. Поэтический текст как источник информации. Сопоставление
содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели

дальнейшего использования? Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное
сочинение,
резюме,
толкование,
определение).
Поиск
комментариев,
подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.
Математическая
грамотность:
Задачи
практико-ориентированного
содержания: на движение, на совместную работу. Геометрические задачи на
построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной
жизни, задач практического содержания. Решение задач реальной жизни.
Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица,
столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.
Естественнонаучная грамотность: Почему все тела нам кажутся сплошными:
молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Атмосферные явления.
Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их
происхождения. Исследование океана. Использование подводных дронов.
Эволюция органического мира.
Финансовая грамотность: Что такое налоги и почему мы их должны платить?
Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье?
Пеня и налоговые льготы. Что такое государственный бюджет? На что
расходуются налоговые сборы? Виды социальных пособий. Если человек потерял
работу. История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про
кредит.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
5 класс
№
Раздел. Тема занятия.
Кол-во
урока
часов
Модуль «Читательская грамотность»
1. Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы,
1
поговорки как источник информации.
2. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
1
3. Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).
1
4. Что такое вопрос? Виды вопросов.
1
5. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.
1
Модуль «Математическая грамотность»
6. Сюжетные задачи, решаемые с конца.
1
7. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда
1
говорит правду.
8. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
1
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение
объекта на части и составление модели.
9. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц,
1
диаграмм, графиков.
Модуль «Естественнонаучная грамотность»
Строение вещества
10. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
1
Природные индикаторы.
11. Вода. Уникальность воды.
1
Земля и земная кора. Минералы
3
12. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной
1
породой и рудой.
13. Атмосфера Земли. Уникальность планеты Земля. Условия для
1
существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.
Модуль «Финансовая грамотность»
8

14. Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах.
Деньги настоящие и ненастоящие.
15. Как разумно делать покупки? Кто такие мошенники?
16. Личные деньги. Сколько стоит «своё дело»?
17. Выполнение диагностической работы

№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

6 класс
Раздел. Тема занятия.
Модуль «Читательская грамотность»
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении
Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени.
Сопоставление содержания художественных текстов. Определение
авторской позиции в художественных текстах.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?
Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)
Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.
Проведение рубежной аттестации.
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Математическая грамотность»
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура,
расстояние.
Вычисление
величины,
применение
пропорций
прямо
пропорциональных отношений для решения проблем.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части,
проценты, пропорция, движение, работа.
Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары).
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
Графы и их применение в решении задач.
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур:
геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы,
диаграммы, вычисление вероятности.
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Естественнонаучная грамотность»
Строение вещества
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение
массы тел.
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.
Тепловые явления
Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления
теплового расширения для измерения температуры.
Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.
Земля, Солнечная система и Вселенная
Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной
системы
Царства живой природы
Проведение рубежной аттестации.
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Финансовая грамотность»
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика.
«Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность.
Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у
всех она разная? От чего это зависит?

1
1
1
1

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29
30
31
32
33
34

№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16
17

18

19
20
21

Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль,
дивиденды.
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?
Личные деньги
Проведение рубежной аттестации.
Проведение рубежной аттестации.

7 класс
Раздел. Тема занятия.
Модуль «Читательская грамотность»
Определение основной темы и идеи в лирическом произведении.
Поэтический текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов публицистического стиля.
Общественная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с
учётом цели дальнейшего использования?
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме,
толкование, определение).
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста,
предложенного для анализа.
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.
Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления,
графики и диаграммы.
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Математическая грамотность»
Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и
принятых соглашений.
Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной
функции.
Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на
совместную работу.
Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур,
возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического
содержания.
Решение задач на вероятность событий в реальной жизни.
Элементы теории множеств как объединяющее основание многих
направлений математики.
Статистические явления, представленные в различной форме: текст,
таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.
Решение геометрических задач исследовательского характера.
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Естественнонаучная грамотность»
Строение и свойства вещества
Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение
твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и
твёрдых телах.
Механические явления. Силы и движение
Механическое движение. Инерция Закон Паскаля. Гидростатический
парадокс.
Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов.
Земля. Мировой океан.
Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо.

1
1
1
1
1
1

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

1
1
1

22

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения.
Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов.
Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование
подводных дронов.
Биологическое разнообразие
Растения. Генная модификация растений. Внешнее строение дождевого
червя, моллюсков, насекомых.
Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие.
Пресноводные и морские рыбы.
Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие
птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция.
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Финансовая грамотность»
Что такое налоги и почему мы их должны платить?
Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей
семье? Пеня и налоговые льготы.
Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые
сборы?
Виды социальных пособий. Если человек потерял работу.
История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про
кредит.
Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта - твой
безопасный Банк в кармане.
Проведение рубежной аттестации.
Проведение рубежной аттестации.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Учебно-методическое
и
материально-техническое
обеспечение
образовательного процесса
1. Липсиц, И. В. Л61 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9
классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС,
2014. —352 с.
2. Бердибаева Г.Т. и другие. Международное исследование PISA.
Методическое пособие. Астана: НЦ ОСО, 2012, 115 с.
3. Сабиева К.У., Корчевский В.Е. Развитие функциональной грамотности на
уроках естественно-математических дисциплин: методические рекомендации.
Петропавловск: филиал АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по СКО», 2014- 89 с.
4. Ковалева Г.С., к.п.н., Красновский Э.А., к.п.н., Краснокутская Л.П., к.ф.-м.н.,
Краснянская К.А., к.п.н. Международная программа PISA 2000 «Примеры заданий
по чтению, математике и естествознанию», Москва 2003.
5. Богданова Н.Н. Форма тестовых заданий по химии. Естествознание в школе, 2005,
№3.
6. Руколеева Л.В., СБОРНИК разноуровневых заданий по развитию
читательской грамотности учащихся Павлодар, 2018
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска,
проектор Интернет-ресурсы и информационно - коммуникативные
средства обучения:
- http://www.school.edu..ru – российский общеобразовательный Портал
- Школьный портал http://WWW/ portalschool.ru
- Презентации по темам курса


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».