МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Администрации Артинского муниципального
округа
МБОУ "Малотавринская СОШ"
РАССМОТРЕНА
УТВЕРЖДЕНА
на Педагогическом Совете
Приказом директора школы
Протокол № 1 от «28»
августа 2025 г.
№ 100-од от «28» августа
2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык в формате ЕГЭ»
для обучающихся 10-11 классов
с.Малая Тавра 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ»
предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 34 часа.
Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер,
поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения,
которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он
может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по
русскому языку для учащихся 11 классов любого профиля при подготовке к
единому государственному экзамену (далее - ЕГЭ). Содержание курса
опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов,
сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает
расширение и углубление теоретического материала, позволяющее
формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ.
Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное
представление о богатстве русского языка, помогает использовать в
повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Актуальность выбора данного элективного предмета обусловлена тем,
Единый государственный экзамен требует своей технологии выполнения
заданий, а значит - своей методики подготовки. Работа с тестами требует
постоянного, активного, дифференцированного тренинга.
Цель курса - совершенствование приобретенных учащимися знаний,
формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции,
развитие навыков логического мышления, расширение кругозора
школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка
старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более
высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических
навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также
использование в повседневной практике нормативной устной и письменной
речи.
Задачи курса:
• изучение нормативных и методических документов по организации и
проведению ЕГЭ по русскому языку;
• овладение основными нормами литературного языка;
• создание
прочной базы языковой грамотности учащихся,
формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
• дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и
коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой
подготовки;
• обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов
тестовых заданий;
• освоение
стилистического
многообразия
и
практического
использования художественно-выразительных средств русского языка;
• обучение анализу текста, его интерпретации;
• совершенствование лингвистической компетенции выпускников при
выполнении части С экзаменационной работы;
• развитие речевой культуры.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
На изучение учебного курса в 11 классе среднего общего образования в
учебном плане отводится 1 час.
Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с
нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с
тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы
как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и
коммуникативных задач, решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время,
мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов,
написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов
ученических
сочинений,
тренировочно-диагностические
работы,
репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.
1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение (1 ч.)
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению
государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.
Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной
работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки
тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы (12 ч)
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным
лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)
Морфологические нормы (образование форм слова)
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
Орфографические нормы. Правописание корней. Правописание приставок.
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Правописание НЕ и НИ. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
Пунктуационные нормы (8 ч)
Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными
членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом
предложении с однородными членами
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
(определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,
грамматически не связанными с членами предложения
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Пунктуационный анализ
Текст как речевое произведение. (7 ч)
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в
зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная
целостность текста Функционально-смысловые типы речи Речь.
Языковые средства выразительности
Лексическое значение слова (4 ч)
Лексическое значение слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов
по происхождению и употреблению.
Сочинение (2 ч)
Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых
средств в зависимости от речевой ситуации
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные:
1) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой
культуры;
2) совершенствование коммуникативных способностей; готовность к
практическому использованию русского языка в межличностном и
межнациональном общении; сформированность толерантного сознания и
поведения личности в поликультурном мире;
3) развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков
самостоятельной деятельности, использования русского языка для
самореализации, самовыражения в различных областях человеческой
деятельности;
4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
5) сформированность гражданской позиции, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уверенности в его великом будущем;
6) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
7) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского
гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности: образовательной, учебноисследовательской, проектной, коммуникативной и др.;
8) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми
старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
9) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе
усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
10) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её
ценностного содержания и возможностей реализации собственных
жизненных планов.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и
внеурочную, включая внешкольную, деятельность; использовать различные
ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных
ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции другого человека, эффективно
разрешать конфликты;
2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
3) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
4) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
5) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
6) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные:
1) сформированность представлений о лингвистике как части
общечеловеческого гуманитарного знания;
2) сформированность представлений о языке как многофункциональной
развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
3) владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о нормах
речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
4) владение умениями анализировать единицы различных языковых
уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную
интерпретацию;
5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной
функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
6) умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения
языкового оформления, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
7) владение различными приёмами редактирования текстов;
8) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и
использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
9) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата
современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации
художественных произведений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«Русский язык в формате ЕГЭ».
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
Тематика курса
Введение
Языковые нормы
Пунктуационные нормы
Текст
как
речевое
произведение.
Лексическое
значение
слова
Сочинение
Итого
1
12
8
практичес
теоретическая
кая
часть
часть
1
3
9
2
6
7
1
6
4
1
3
2
34
1
9
1
25
кол-во
часов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ» 11 класс (34 часа)
* В журнал записывается часть темы, выделенная курсивом.
№
п/п
1.
2.
3
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Тема занятия
Введение (1ч)
Нормативные и методические документы по
подготовке
и
проведению
государственной
(итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому
языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку.
Спецификация
экзаменационной
работы.
Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и
нормы оценки тестовых заданий и сочинения
Языковые нормы (12 ч)
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
Лексические нормы (употребление слова в
соответствии с точным лексическим значением и
требованием лексической сочетаемости)
Морфологические нормы (образование форм слова)
Синтаксические нормы.
Нормы согласования. Нормы управления
Орфографические нормы. Правописание корней.
Правописание приставок.
Правописание суффиксов различных частей речи
(кроме -Н-/-НН-).
Правописание личных окончаний глаголов и
суффиксов причастий.
Правописание НЕ и НИ.
Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
Пунктуационные нормы (8 ч)
Пунктуация в сложносочинённом предложении
Пунктуация в простом предложении с однородными
членами
Знаки препинания в простом осложнённом
предложении (с однородными членами).
Знаки препинания в предложениях с обособленными
членами
(определениями,
обстоятельствами,
приложениями, дополнениями)
Знаки препинания в предложениях со словами и
конструкциями, грамматически не связанными с
членами предложения
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19.
20.
21.
22.
23.
24
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Знаки
препинания
в
сложноподчинённом
предложении
Знаки препинания в сложном предложении с
разными видами связи
Пунктуационный анализ
Текст как речевое произведение. (7 ч)
Информационная обработка письменных текстов
различных стилей и жанров
Средства связи предложений в тексте.
Отбор языковых средств в тексте в зависимости от
темы, цели, адресата и ситуации общения.
Текст как речевое произведение.
Смысловая и композиционная целостность текста
Функционально-смысловые типы речи
Речь. Языковые средства выразительности
Лексическое значение слова (4 ч)
Лексическое значение слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Фразеологические обороты.
Группы слов по происхождению и употреблению.
Сочинение (2 ч)
Сочинение. Информационная обработка текста.
Употребление языковых средств в зависимости от
речевой ситуации
ИТОГО
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний,
навыков и умений воспитанник получал в результате практической
деятельности.. Практические занятия - анализ текстов, работа со схемами,
составление плана, конспектирование, работа с дополнительными
источниками, поиск и отбор материала, подготовка докладов и сообщений,
написание сочинений, очерков, будут способствовать формированию
устойчивого интереса к изучению родного языка,
Техническую оснащённость курса обеспечивают телевизор, магнитофон,
мультимедийный проектор, компьютер, видеозаписи.
Учебно-методическое обеспечение: таблицы, комплекты карточек, тексты и
тесты.
СПИСОК
РЕКОМЕНДУЕМОЙ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Егораева Г.Т., Русский язык. Практикум по выполнению типовых
тестовых заданий ЕГЭ. - М.: Издательство «Экзамен», 2018.
2. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11
класс - М.: ТП Сфера, 2018
3. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н.Тестовые задания для проверки
знаний учащихся по русскому языку.: - М.: ТП Сфера, 2018.
4. Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому
языку 2018 года в Краснодарском крае и рекомендации по подготовке
к экзамену 2019 года. Р.М.Гриценко, Е.Л.Николаевская.
5. Пучкова Л.И., Русский язык. Типовые тестовые задания. - М.:
Издательство «Экзамен», 2018.
6. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
7. Сенина Н.А., Русский язык. Подготовка к ЕГЭ - 2019: учебнометодическое пособие. - Ростов-на-Дону: Легион, 2018.
8. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».