МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области Управления образования Администрации Артинского муниципального округа
МБОУ "Малотавринская СОШ"
РАССМОТРЕНО
На педагогическом совете
Протокол № 1 от «28»
августа 2025 г.
УВЕРЖДЕНО
Приказ № 100-од от «28»
августа 2025 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД»
(Сельскохозяйственный труд)
9 класс
с. Малая Тавра
1
Пояснительная записка
Данная адаптированная рабочая программа по предмету «Профильный труд» (сельскохозяйственный труд) для 9 адаптивного класса
предназначена для обучения детей с интеллектуальными нарушениями, 1 вариант, составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФПриказ № 1599 от 19.12.2014 г.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 “Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования”
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
5. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026)
При разработки рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки РОС. Федерации. – М.: Просвещение, 2017 (1 вариант).
2
2. Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. 5-9 кл. / Под.ред. И.М. Бгажнокова.
М.:Просвещение, 2014.
Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект:
1. Ковалева Е. А. Технология. Сельскохозяйственный труд.. 9 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) / Ковалева
Е. А.- М.: Просвещение, 2023.
Основной целью обучения профильного труда является всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениям) в процессе формирования их трудовой культуры, как основа для получения обучающимися
первоначальной профильной трудовой подготовки.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
создать условия для развития социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда,
общественной активности и т.д.);
обучить обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и
доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
ознакомить с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
ознакомить с массовыми рабочими профессиями, сформировать устойчивые интересы к определенным видам труда, побудить к
сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
формировать представление о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия,
содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;
ознакомить с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по
одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями
и состоянием здоровья учащихся;
формировать трудовые навыки и умения, технические, технологические, конструкторские и первоначальные экономические знания,
необходимые для участия в общественно полезном, производительном труде;
коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
развивать регулятивные функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и
результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формировать коммуникативную культуру, развивать активность, целенаправленность, инициативность.
3
Основной формой организации учебного процесса по предмету «Профильный труд» является:
- урок,
-практическая работа,
-самостоятельная работа,
-фронтальная работа.
Основные технологии:
Личностно-ориентированная
Деятельностный подход
Уровневая дифференциация
Информационно-коммуникативные
Здоровьесберегающая
Игровая
Проектная
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
Беседа (диалог)
Работа с книгой
Практическая деятельность: уход за растениями, животными
Самостоятельная работа
Работа по карточкам
Работа по плакатам
Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологии
Методы обучения: беседа, словесные, наглядные, практические, лабораторные работы, экскурсии
Методы стимуляции:
Демонстрация наглядных объектов
ИТК
Дифференцированное, разноуровневое обучение
Наглядные пособия, раздаточный материал
4
Создание увлекательных ситуаций
Занимательные упражнения
Экскурсии
Декады трудового обучения
Участие в конкурсах
Участие в выставках
2. Общая характеристика учебного предмета «Профильный труд» (Сельскохозяйственный труд) 9 класс
Программа содержит оптимальный объем знаний и навыков по сельскому хозяйству, необходимых для работы в коллективных,
фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах и по построению и объёму учебного материала является базовой.
Функциями программы являются:
1.
Обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области:
- создание условий формирования прочных профессиональных трудовых умений и навыков;
- создание условий для повышения познавательной деятельности обучающихся;
- создание условий для развития творческих способностей обучающихся;
- создание условий для развития индивидуального развития обучающихся;
- создания условий благоприятного климата в коллективе;
- создание безопасных условий труда);
2.
Формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей
трудовой деятельности;
3.
Обеспечение целостности развития личности обучающегося с учётом возрастных особенностей обучающихся.
4.
Реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий как, наблюдение, экскурсии,
лабораторные работы с использованием ИКТ и другим наглядным материалом.
При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность работ.
Преподавание базируется на основе полученных знаний обучающимися на основе общеобразовательных предметов: природоведение и
математика, биология.
Рабочая программа учебного предмета профильного труда «Сельскохозяйственный труд» для обучающихся 8 класса включает осенние
сельскохозяйственные работы: обработка почвы, уборка цветников, опавшей осенней листвы, скошенной травы, уход за садовыми
дорожками, уход за комнатными цветковыми растениями. На занятиях по растениеводству обучающиеся знакомятся с основами
овощеводства и цветоводства, с биологическими особенностями и технологией выращивания зелёных овощей, рассады
5
цветковых растений, изучают правила и приёмы ухода за цветочными клумбами, побелки плодовых деревьев. Также ребята узнают о
свойствах и условиях хранения удобрений. Присутствуют темы о домашних животных. С целью профориентационной работы,
индивидуализации процесса обучения, применения инновационных технологий выращивания растений используется специальное
оборудование – переносной комплект для естественно – научного биологического практикума «Чудогрядка». С целью экологического
воспитания обучающихся уроках по темам «Почва» используется специальное оборудование - тренажер игровой имитатор в виде
конвейерной ленты с бункером мусоросборником.
Исходя из возможностей обучающихся, местных климатических условий, отсутствия базового предприятия, материальной базы
учебного заведения увеличено количество часов на изучение тем по растениеводству за счёт учебных часов по животноводству и
птицеводству.
Для закрепления знаний по каждому разделу проводятся практические упражнения.
Для проверки умений и знаний в конце каждого триместра проводится контрольная работа.
Программа способствует профориентации и социальной адаптации обучающихся, не только развивает их умственный и сенсомоторный
потенциал и положительно влияет на личностные свойства, но и открывает учителю широкий простор для творчества, что благотворно
сказывается на качестве обучения обучающихся.
Занятия по учебному предмету профильного труда «Сельскохозяйственный труд» различаются по соотношению изучаемого материала:
теоретического и практического.
Теоретические занятия
Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у обучающихся профессиональных знаний (технических,
технологических и др.).
По содержанию теоретические занятия можно разделить на следующие группы:
1.
Изучение инструментов и оборудования.
2.
Знакомство со свойствами материалов.
3.
Первоначальное усвоение технологических операций.
4.
Изучение этики и эстетики профессионального труда.
Комплексные практические работы
Комплексные практические работы — это такие практические занятия, на которых решается комплекс задач обучения труду.
Происходит усвоение известных ранее технических и технологических знаний учащихся, путем применения их при выполнении
трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, заканчивая
заключительным контролем результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения
технологических операций.
Самостоятельные и контрольные работы
Самостоятельные и контрольные работы — это такие практические занятия, на которых обучающиеся совершенно самостоятельно
выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания,
исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.
Контрольные работы выполняются в конце каждого раздела.
6
Межпредметная интеграция занятий по профильному труду осуществляется: с предметной областью «Математика» - расчеты для
построения, подсчет стоимости строительных и отделочных материалов; использование ПК и программных средств при изучении
разделов учебной программы:
с предметной областью «Язык и речевая практика» - обогащение словарного запаса, развитие речи через поговорки, пословицы,
произведения о труде, профессиях и людях;
с предметной областью «Естествознание» - влияние деятельности людей на состояние окружающей среды;
с предметной областью «Человек и общество» - ознакомление с историей возникновения отделочных материалов, инструментов и т.д.;
изучение кодексов законов о труде, основных правах и обязанностях рабочих, трудовой договор, трудовая дисциплина.
Каждый раздел программы общетехнологической подготовки включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.
При этом предполагается, что изучение теоретического материала программы должно быть связано с выполняемыми практическими
работами.
Содержание программы предусматривает степень нарастания сложности познавательного материала; от получения знаний, до
применения их в повседневной жизни.
3. Место курса в базисном учебном плане.
В соответствии с ФГООС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), учебный
предмет «Профильный труд» входит в образовательную область «Технология» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по предмету «Профильный труд» (Сельскохозяйственный труд) в 9 классе в соответствии с учебным планом
рассчитана на - 272 часов в год при 8 часах в неделю (34 учебных недель).
4. Планируемые результаты освоения рабочей программы по предмету "Профильный труд"
Освоение обучающимися рабочей программы, которая создана на основе ФГООС, предполагает достижения ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «Профильный труд» для обучающихся 9 класса включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
На уроках профильного труда будут формироваться следующие личностные результаты:
1) сформированность — адекватных — представлений о — собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
2) овладение начальными — навыками — адаптации в — динамично изменяющемся и развивающемся мире;
7
3) овладение социально-бытовыми навыками, необходимыми в повседневной жизни;
4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
6) сформированность навыков — сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
7) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических — чувств, — проявление — доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей;
9) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
10) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.
Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфические для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в
следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Отсутствие достижения этого уровня по предмету не является препятствием к продолжению образования по данному
варианту программы.
Минимальный уровень:
- знание названий материалов;
- процесса их изготовления; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
- знание свойств материалов и правил хранения; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
- знание принципов действия, общего устройства машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины:
металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);
- знание и применение правил безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требований при выполнении
работы;
8
- владение основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы
обслуживания;
- чтение технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
- составление стандартного плана работы;
- определение утилитарной и эстетической ценности предметов, изделий;
- понимание и оценка красоты труда и его результатов;
- использование эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе;
- эстетическая оценка предметов и их использование в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в
обществе;
- распределение ролей в группе, сотрудничество, осуществление взаимопомощи;
- учет мнений товарищей и педагога при организации собственной деятельности и совместной работы;
- комментирование и оценка в доброжелательной форме достижений товарищей;
- посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий;
- охране природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:
- осознанное определение возможностей различных материалов, осуществление их целенаправленного выбора в соответствии с
физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
- планирование предстоящей практической работы, соотнесение своих действий с поставленной целью;
- осуществление настройки и текущего ремонта инструмента;
- отбор в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальных и доступных технологических приемов ручной и
машинной обработки материалов;
- создание материальных ценностей, имеющих потребительскую стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей;
- самостоятельное определение задач предстоящей работы и оптимальной последовательности действий для реализации замысла;
- прогнозирование конечного результата и самостоятельный отбор средств и способов работы для его получения;
- владение некоторыми видам общественно-организационного труда (выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса,
звеньевого; и т.п.);
- понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности
Изучение предмета «Профильный труд» в 9 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий (БУД):
Личностные учебные действия:
- понимать необходимость применения социально-бытовых знаний в повседневной жизни.
- учиться контролировать процесс и результат учебной и практической деятельности.
9
- развивать и совершенствовать навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде,
активно включаться в социальную среду.
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей.
- формирование разумных потребностей, умений соизмерять их с материальными возможностями.
- стремиться посредством трудовой деятельности удовлетворять свои потребности.
- развитие таких качеств, как деловитость, практичность, бережливость, экономичность, хозяйственность, всесторонняя подготовка к
будущей самостоятельной жизни.
- развитие отрицательного отношения к иждивенчеству, бесхозяйственности, тунеядству.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях
- слушать собеседника,
- вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку
зрения, аргументировать свою позицию;
- обучение умению непринужденно вести себя во время разговора;
- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в
коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.) использовать
разные виды письма для решения жизненно значимых задач;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
- уметь применять свои знания и умения в повседневной жизни.
- уметь ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.
- уметь оценивать свой результат.
Познавательные учебные действия:
- применение в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания.
- расчленение сложного учебного материала на связанные между собой и логически завершенные части;
- точно следовать полученным указаниям и инструкциям;
- выделение главных существенных сторон предмета или явления;
- отражение в речи выполняемых практических действий до начала, во время и после работы;
- связь новых сведений с ранее усвоенными;
10
- варьирование материала при повторении;
- соблюдение правил безопасности и санитарно-гигиенических требований на уроках.
- расширять знания учащихся относительно источников приобретения информации.
5. Содержание учебного предмета «Профильный труд» (Сельскохозяйственный труд) в 9 классе
I четверть
Вводное занятие
Охрана труда. Спецодежда.
О в о щ е в о д с т в о Уборка урожая томатов
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Признаки поражения растений томата фитофторой. Сбор плодов томата с пораженных растений. Прогревание этих
плодов в горячей воде для предотвращения загнивания. Сбор недозрелых плодов. Оставление плодов на здоровых кустах для получения семян.
Дозревание плодов и их переработка.
Умение. Хранение помидоров.
Практические работы. Раздельный сбор зрелых и недозрелых плодов. Размещение недозрелых плодов для дозревания. Сбор семенных плодов
томата, размещение их для полного размягчения в комнатных условиях. Выборка семян из полностью размягченных плодов, промывка и просушка
семян.
Уборка огурцов-семенников
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Внешний вид огурцов, оставленных для получения семян. Сроки уборки и признаки созревания этих огурцов. Приемы
хранения огурцов-семенников. Правила извлечения семян.
Умение. Хранение огурцов-семенников.
Практические работы. Сбор огурцов-семенников до наступления заморозков. Размещение огурцов в комнатных условиях. Наблюдение за
состоянием семенников. Извлечение семян (разрез огурцов вдоль) из семенных камер. Промывка и просушка семян.
Садово дст во
Уход за молодым садом
Объект работы. Плодовое дерево.
11
Теоретические сведения. Признаки однолетнего прироста плодового дерева. Заглубление или оголение корневой шейки посаженного плодового
дерева. Проверки состояния молодых посадок плодовых деревьев.
Практические работы. Осмотр молодых посадок. Замена погибших молодых деревьев новыми саженцами. Рыхление почвы в приствольных кругах и
полив (по необходимости). Подсыпка почвы в приствольный круг при оголении корневой шейки. Проверка подвязки саженцев к кольям.
Подготовка молодого сада к зиме
Объект работы. Плодовые деревья.
Теоретические сведения. Грызуны — вредители молодых посадок плодовых деревьев. Борьба с грызунами. Приспособления для охраны молодых
плодовых деревьев от грызунов. Сроки установки защитных приспособлений.
Практические работы. Подготовка материала для обвязки стволов саженцев плодовых деревьев к кольям. Обвязка нижней части ствола молодого
дерева еловыми ветками или толью. Проверка состояния обвязки через некоторое время.
Ж и в о т н о в о д с т в о Пастьба телят
Объект работы. Теленок.
Теоретические сведения. Значение летней и осенней пастьбы животных для укрепления их здоровья и получения высокой продуктивности.
Понятие о пастбище. Пастбище для телят. Правила о пастьбе. Поение животных на пастбище. Обращение с животными.
Умение. Пастьба телят.
Практические работы. Выгон телят на пастбище. Маршрут движения на пастбище и обратно. Наблюдение за телятами во время пастьбы.
Предотвращение ухода телят за пределы пастбища. Своевременное возвращение телят с пастбища с соблюдением маршрута движения.
Практическое повторение
Виды работы. По выбору: уборка овощей и картофеля, осенний уход за садом, уборка коровника или пастьба животных.
Самостоятельная работа
Подготовка молодого сада к зиме.
II четверть
Вводное занятие
Животноводство
Производственная санитария и личная гигиена доярки (дояра)
Теоретические сведения. Основные правила производственной санитарии. Использование молочного и моечного отделений фермы строго по
назначению. Санитарные требования к содержанию коров в помещении, а также к коровнику и другим отделениям фермы. Личная гигиена
доярки (дояра). Спецодежда доярки (дояра), защита рук доярки (дояра) от трещин, царапин и кожных заболеваний. Значение правил личной
гигиены для доярки (дояра).
Упражнение. Стирка полотенец, халатов и косынок.
Выращивание откормочного молодняка крупного рогатого скота
Объект работы. Корм.
12
Теоретические сведения. Бычки и телочки. Возраст разделения молодняка. Постановка бычка на откорм. Выращивание телок для
пополнения дойного стада. Содержание откормочного молодняка. Нормы и рационы кормления. Окончание откорма.
Практические работы. Уборка помещения, где содержится откормочный молодняк. Подготовка кормов к употреблению. Раздача кормов
согласно рациону и кратности кормления. Поение животных.
Устройство доильного аппарата
Объект работы. Доильный аппарат.
Теоретические сведения. Машинное доение коров. Составные части доильного аппарата (доильные стаканы, пульсатор, коллектор, комплект
гибких шлангов, доильное ведро с крышкой или устройство для подключения к молокопроводу) и назначение частей. Устройство доильного
стакана, пульсатора и коллектора.
Экскурсия. Молочно-товарная ферма, отделение машинной дойки коров.
Упражнения. Разборка и сборка доильного аппарата. Разборка и сборка доильного стакана. Разборка и сборка пульсатора и коллектора.
Практическое повторение
Виды работы. Уборка коровника. Кормление коров. Ручное доение коров. Простейшая переработка молока и уход за молочной посудой.
Самостоятельная работа
Разборка и сборка доильного аппарата.
III четверть
Вводное занятие
Животноводство
Кормление и раздой новотельной коровы
Объект работы. Корова.
Теоретические сведения. Признаки близкого отела коровы. Кормление коровы накануне отела, сразу после отела и в период раздоя.
Понятие о раздое коровы. Кратность доения при раздое. Молозиво и его ценные качества. Необходимость скармливания молозива теленку.
Предотвращение воспаления молочной железы (мастита) у коровы. Окончание раздоя.
Практические работы. Кормление коровы накануне отела доброкачественным сеном. Поение коровы теплой болтушкой из отрубей сразу
после отела. Постепенный ввод сочных и концентрированных кормов. Ежедневный учет молока. Прибавка корма на раздой. Контроль за
состоянием вымени. Продолжительность массажа вымени во время раздоя. Признак окончания раздоя (стабильный надой несмотря на
продолжающуюся прибавку корма).
Уход за телятами в молочный период
Объект работы. Теленок.
Теоретические сведения. Первое кормление теленка молозивом. Кормление теленка в первые 10 дней жизни цельным молоком. Составление
схемы выпойки теленка. Постепенная замена цельного молока. Уход за посудой, используемой для кормления теленка молозивом.
Практические работы. Полив грунта в теплице кипятком, а после его подсыхания — раствором марганцевокислого калия. Натягивание проволоки для
подвязки стеблей. Наблюдения за температурой грунта и воздуха. Подготовка рассады огурцов к высадке (обильный полив с легкой подкормкой
13
минеральными удобрениями). Разметка мест посадки рассады, выкопка лунок, полив. Выборка рассады огурцов из горшков с комьями земли. Посадки
рассады, полив. Наблюдения за приживаемостью растений. Подвязка стеблей растений с помощью шпагата и проволоки. Систематический полив и
опрыскивание растений. Подкормки. Удаление боковых побегов (по необходимости). Наблюдения за началом роста зеленца, признаки зрелости
огурца. Съем плодов без повреждения стебля и листьев. Учет урожая.
Выращивание огурцов под пленочным укрытием
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Пленочное укрытие разных типов, их устройство. Подготовка почвы для выращивания огурцов под пленочным укрытием.
Приспособления для подвязки стеблей растений. Сорта огурцов, предназначенные для выращивания под пленочным укрытием. Использование
пчелоопыляемых сортов и сортов, не требующих опыления. Тоннельные укрытия, их размеры. Размещение растений под пленочным укрытием. Сроки
посева семян огурцов под пленочное укрытие. Уход за посевами.
Практические работы. Вскапывание почвы на грядке. Выкопка канавок вдоль грядки, заполнение их навозом или спрессованной соломой.
Насыпка в канавки земли, смешанной с перегноем. Установка каркаса, натягивание пленки. После прогрева почвы посев семян огурца в рядки над
канавками, полив теплой водой. Прореживание всходов. Систематический полив и подкормка. Подсыпка земли, смешанной с перегноем. При
обильном цветении поднятие пленки с южной стороны для привлечения насекомых-опылителей. Подвязка стеблей. Удаление боковых побегов (по
необходимости).
Животноводство
Машинное доение коров двумя аппаратами
Объект работы. Корова.
Теоретические сведения. Подготовка коров к доению. Рациональный порядок переноса аппаратов при доении. Условия работы доярки при
использовании двух доильных аппаратов.
Практические работы. Подготовка к доению первой и третьей в ряду коровы. Подключение первого аппарата к молокопроводу, надевание стаканов на
вымя первой коровы. Подключение второго аппарата к молокопроводу, надевание стаканов на вымя третьей коровы. Подготовка второй и четвертой
коровы к доению. Додаивание первой коровы и перенос первого аппарата к второй корове. Додаивание третьей коровы и перенос (без отключения
от молоко-провода) аппарат к четвертой корове. Перенос аппаратов к следующим четырем коровам. По окончании дойки промывки доильных
аппаратов и всего молокопровода.
Пастьба коров
Объект работы. Коровы.
Теоретические сведения. Виды пастбищ (луга, суходолы, лесные пастбища и др.). Вольная и загонная система пастьбы. Естественные и культурные
пастбища. Травы, полезные для коров. Ядовитые травы. Порядок выгона коров на пастбище. Правила пастьбы. Поение животных на пастбище. Отдых
животных на пастбище.
Умение. Пастьба коров.
Практические работы. Выгон коров из коровника, прогон по установленному пути. Наблюдение за коровами во время пастьбы. При продолжительной
пастьбе подгон коров к водопою и месту отдыха. По окончании пастьбы перегон коров к коровнику.
14
Практическое повторение
Виды работы. По выбору учителя. Вскапывание почвы лопатами, уход за садом, посадка овощей и картофеля, уборка коровника и телятника или
кормление коров.
Самостоятельная работа
По выбору. Машинное доение коровы одним аппаратом или разметка, посадка рассады огурцов в теплице.
6. Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
планируемых результатов освоения адаптированной рабочей программы «Профильный труд»
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные,
творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает
основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
если обучающиеся верно выполняют
от 35% до 50% заданий - удовлетворительно» (зачёт);
от 51% до 65% заданий - «хорошо»;
свыше 65% - «очень хорошо» (отлично).
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует
уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок
выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на
формирование жизненных компетенций.
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы призвана решать следующие задачи:
- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности;
- описывать объект описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов
освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных
результатов;
- предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;
15
- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения обучающихся в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, которые в результате составляют основу результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с умственной отсталостью содержанием каждой образовательной
области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способности их применять в практической деятельности.
Отметочная система оценивания предметных результатов вводится со второго класса.
Критерии оценок:
Знания и умения обучающихся по предмету « Профильный труд» оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального
опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу
Оценка «5» ставится, если учащийся:
- полностью освоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
- в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
16
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов
Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ
Отметка «5» ставится, если учащийся:
- творчески планирует выполнение работы;
- самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
- правильно и аккуратно выполняет задание;
- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «4» ставится, если учащийся:
- правильно планирует выполнение работы;
- самостоятельно использует знания программного материала;
- в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
- умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «3» ставится, если учащийся:
- допускает ошибки при планировании выполнения работы;
- не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
- допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
- затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «2» ставится, если учащийся:
- не может правильно спланировать выполнение работы;
- не может использовать знания программного материала;
- допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
- не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
17
Проверка и оценка практической работы учащихся
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и
творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении
отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции
выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций
допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Оценивание теста учащихся производится по следующей системе
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
Критерии оценки проекта
1. Оригинальность темы и идеи проекта.
2. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил
техники безопасности).
3. Эстетические критерии (композиционная завершенность).
4. Экономические критерии (экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
5. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде ; экологическая безопасность).
6. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
Практическим занятиям отводится ведущая роль в программе – это 75-80 % времени урока. Разные методы работы позволяют
повысить эффективность урока, развивать трудовые навыки, удерживать устойчивый интерес к работе.
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
1. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
2. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой.
18
7. Тематическое планирование по предмету «Профильный труд» (Сельскохозяйственный труд) 9 класс
(8 часов в неделю, 272 часа, 34 учебных часов)
№
п/п
Раздел. Тема урока
Количество
часов
Характеристика видов деятельности
обучающихся
Дата по
плану
Дата по
факту
Растениеводство
Уборка урожая томата и огурца в открытом грунте– 20 ч
1-4
5-12
Уборка томата
4
- Плоды томата. Степени спелости.
1
- Особенности уборки плодов при поражении
томата фитофторозом.
1
- ПР: «Уборка томата и учет урожая».
2
Получение семян томата
8
- Уборка плодов томата для получения семян.
2
- Выделение семян из плодов томата.
2
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Осмотр растения томата на школьном
участке.
Определите степень спелости плодов:
молочная (зелёные плоды начинают
светлеть), бурая (на светло-зелёных плодах
появляется розовый оттенок около
плодоножки), розовая и красная (плоды
приобретают типичную для данного сорта
окраску).
Уборка томата и учет урожая.
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
19
13-20
- ПР: Уборка плодов томата для получения
семян.
2
- ПР: Выделение семян из плодов томата.
2
Получение семян огурца
8
- Уборка семенников огурца.
2
- Выделение семян из семенников — огурца.
1
- ПР: Уборка семенников
огурца.
2
- ПР: Выделение семян из семенников
огурца.
2
-ТЕСТИРОВАНИЕ: «Уборка томата и
огурца в открытом грунте»
1
спецодежды, правила техники безопасности.
Уборка плодов томата для получения
семян.
Выделение семян из плодов томата.
Организация рабочего места, выполнение
тестового задания, работа с текстом,
ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Уборка семенников огурца в крупных и
мелких хозяйствах.
Определение признаков созревания
семенников огурца, готовность к уборке.
Выделение семян из семенников огурца.
Выращивание огурца в защищённом грунте– 52 ч
21-23
Сорта и гибриды огурца для защищённого
грунта
3
- Сорта огурца для защищённого грунта.
1
- Гибриды огурца, партенокарпические
гибриды.
2
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Изучение сортов и гибридов огурца,
которые выращивают в теплицах или под
плёночными укрытиями ближайшего
хозяйства.
Изучение сортов гибридов огурца,
20
партенокарпические гибриды: Вояж, Кураж,
Парус, Апрельский, Изумруд, Эстафета,
Вояж, Кураж, Парус, Апрельский, Изумруд,
Эстафета и др.
24-26
27-29
30-37
Выращивание огурца в зимних теплицах
3
- Выращивание рассады.
1
- Уход за растениями.
1
- Уборка урожая.
1
Малообъёмная технология выращивания
огурца в зимних теплицах
3
- Малообъёмная технология выращивания
растений в теплицах.
1
- Раскладывание огурца на заранее
размеченные грядки в два ряда.
2
Весенние теплицы и их подготовка к
новому сезону
8
- Виды весенних теплиц. Односкатные,
двускатные, арочные, одиночные или
2
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Привязывание стебля огурца к проволоке.
Удаление верхушки побегов огурца.
Уборка урожая.
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Изучение малообъёмная технология
выращивания растений в теплицах.
Полив и подкармливание растения огурца,
выращиваемые в теплицах.
Раскладывание огурца на заранее
размеченные грядки в два ряда.
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
21
блочные.
38-49
50-52
- Подготовка теплиц к новому сезону.
2
- ПР: Подготовка весенней теплицы к
новому сезону выращивания овощей.
Работа 1. Теплица со стеклянным
покрытием.
2
Работа 2. Теплица с пленочным
покрытием.
Выращивание рассады огурца для
весенних теплиц
2
12
- Весенние плёночные теплицы.
1
- Подготовка почвенной смеси. Почвенная
смесь, состав.
2
- Посев семян.
1
- Уход за рассадой.
2
- ПР: Выращивание рассады огурца для
весенней теплицы.
Работа 1. Подготовка к выращиванию
рассады.
2
Работа 2. Посев семян.
2
Работа 3. Уход за рассадой.
Выращивание огурца в весенних теплицах
2
3
- Подготовка почвы.
1
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Изучение весенних теплиц: односкатные,
двускатные, арочные, одиночные или
блочные.
Подготовка весенних теплиц к новому
сезону выращивания овощей.
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Подготовка почвенной смеси к
выращиванию рассады. Изучение
почвенной смеси, состава.
Подготовка и посев семян огурца.
Уход за рассадой огурца.
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
22
53-60
- Высадка рассады.
1
- Уборка урожая.
1
Вредители и болезни растений огурца в
защищённом грунте
8
- Вредители растений огурца и меры борьбы
с ними.
2
- Болезни растений огурца и меры борьбы с
ними.
2
- Практические работы: Выращивание
огурца в весенней теплице.
Работа 1.Высадка рассады в теплицу.
2
Работа 2. Уход за растениями и уборка
урожая.
2
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Засыпание стеблей огурца.
Уход за растениями огурца.
Экскурсии в весенние плёночные
теплицы ближайшего коллективного или
фермерского хозяйства, знакомство с
системой полива и подкормки растений в
теплицах.
Осмотр приборов для определения
температуры и влажности воздуха,
температуры почвы.
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Изучение и борьба с вредителями огурца паутинный клещ, тля, огуречный комарик и
др.
Использование препаратов для борьбы с
вредителями и болезнями, согласно
инструкции - «Фитоверм», «Агравертин».
Высадка рассады огурца в теплицу.
Уход за растениями и уборка урожая
огурца.
23
61-72
Выращивание огурца под плёночными
укрытиями
12
- Виды пленочных укрытий.
1
- Подготовка почвы. Посев семян.
2
- Уход за растениями.
1
- Уборка урожая.
1
- ПР: Выращивание огурца под
плёночными укрытиями.
Работа №. Подготовка почвы.
2
Работа №. Посев семян.
2
Работа № Уход за растениями и уборка
урожая.
2
-ТЕСТИРОВАНИЕ: «Выращивание и
уборка огурца в защищенном грунте».
1
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Подготовка почвы под посев огурца
при выращивании растений под
плёночными укрытиями использование
навоза.
Посев семян.
Уход за растениями.
Уборка урожая.
Уход за молодым садом – 35 ч.
73-80
Проверка состояния молодых посадок
деревьев
8
- Ветки, листья и молодые зелёные побеги,
кора штамба, расположение корневой шейки.
2
- Осевшее дерево, заглубленная корневая
шейка.
2
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Осматривание в школьном саду
каждое молодое плодовое дерево, его ветви,
24
81-88
89-96
- Опорный кол, шест.
2
- ПР: Замена погибших молодых деревьев
новыми саженцами и подсыпка почвы в
приствольный круг при оголении
корневой шейки молодых деревьев.
2
Уход за молодым неплодоносящим садом
8
- Обработка почвы.
2
- Внесение удобрений.
2
- Полив.
2
- ПР: Обработка почвы в
приствольных кругах и полив молодых
деревьев
2
Подготовка молодого сада к зиме
8
- Грызуны – вредители молодого сада.
2
- Защита молодых деревьев от грызунов и
солнечных ожогов.
2
- ПР: Обвязка — штамбов молодых
плодовых деревьев толем.
4
кору, штамб, подвязку к разметочному колу.
Определение, прижилось дерево или
погибло.
Выставление меток на погибших деревьях.
Осматривание расположение корневой
шейки у прижившихся молодых деревьев,
досыпание земли на оголенную корневую
шейку.
Подвязка к штамбу ленточки или отрезка
веревки.
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Обработка почвы в молодом саду – полив,
рыхление приствольного круга, внесение
удобрения.
Обработка почвы в приствольных кругах
от болезней и вредителей.
Организация рабочего места, выполнение
тестового задания, работа с текстом,
ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Изучение мышевидных грызунов которые
повреждают кору молодых плодовых
деревьев.
Защита молодые деревья от повреждений
25
мышами и зайцами ветками ели.
Укрытие молодых деревья от
повреждений коры морозами толем.
97-99
100-107
Обрезка плодовых деревьев
3
- Способы обрезки.
1
- Время проведения обрезки.
1
- Инструменты для обрезки плодовых
деревьев.
1
Формирование кроны молодого плодового
дерева
8
- Разнообразие форм крон.
2
- Некоторые правила формирования крон.
2
- Практическая работа: Обрезка ветвей
молодого плодового дерева на почку.
3
-ТЕСТИРОВАНИЕ: «Уход за молодым
садом»
1
Организация рабочего места, выполнение
тестового задания, работа с текстом,
ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Рассмотрите и изучение секатора.
Нахождение режущего лезвия и опорного
клинка.
Приведение секатора в рабочее состояние.
Укорачивание и прореживание (вырезка
целиком) ветвей. Срез на боковую ветвь.
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Рассматривание ветви плодового дерева.
Нахождение внешних и внутренних почек.
Обрезка ветвей молодого плодового
дерева на почку.
26
108-109
110-112
113-116
Животноводство
Производственная санитария на молочной ферме – 9 ч.
Организация рабочего места,
2
Производственная санитария на молочной
выполнение
тестового задания, работа с
ферме
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
- Зоогигиенические требования к условиям
1
содержания коров
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
- Зоогигиенические требования к участку под
1
спецодежды, правила техники безопасности.
ферму, требования к коровникам - требования
Рассматривание устройства приточно
к воде и корму для животных.
вытяжной вентиляции в коровнике.
Определение типа вентиляции на
школьной ферме или на молочной ферме
ближайшего хозяйства.
Правила производственной санитарии
3
- Поддержание чистоты в коровниках.
1
- Выполнение требований гигиены кормления
животных и соблюдение распорядка дня.
1
- Предупреждение заболеваний животных.
Профилактические меры.
1
Личная гигиена работников молочной
фермы
4
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Изучение правил производственной
санитарии в коровниках.
Анализ качества кормов перед
скармливанием их животным.
Проведение профилактической
дезинфекции на школьной ферме или на
молочной ферме ближайшего хозяйства.
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
27
- Соблюдение правил личной гигиены
работником молочной фермы.
1
- Специальная одежда и обувь.
Индивидуальные шкафчики в специально
отведённой комнате (раздевалке).
1
- Дезинфекция одежды и обуви. Уход за
руками.
1
-ТЕСТИРОВАНИЕ: «Производственная
санитария на молочной ферме».
1
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Изучение правил личной гигиены
работников молочной фермы.
Проведение ухода за руками доярки.
Раздой новотельных коров - 12 ч
117-119
120-128
Содержание и кормление коров перед
отёлом и в первые дни после него
3
- Кормление коров.
1
- Молозиво.
1
- Воспаление вымени (мастит).
1
Содержание и кормление новотельных
коров при раздое
9
- Новотельные коровы.
1
- Раздой. Массаж коровам, болеющим
1
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Изучение правил содержания коров перед
отёлом и после него на крупных фермах.
Подготовка корову к отёлу, изучение
таблиц норм кормления коров перед отелом
и после него.
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
28
воспалением вымени.
- ПР: Раздой новотельной коровы.
2
Работа 1. Кормление коровы и уход за ней
при подготовке к отёлу.
Работа 2. Кормление коровы и уход за ней
в первые дни после отёла.
2
Работа 3. Кормление новотельной коровы
и уход за ней при раздое.
2
-ТЕСТИРОВАНИЕ: «Раздой новотельных
коров»
спецодежды, правила техники безопасности.
Изучение правил постановки новотельной
коровы на раздой.
Нахождение отличий кормления коровы
при раздое от кормления её после раздоя.
Рассматривания молокогонные корма
входящего в рацион новотельной коровы
при раздое.
1
Выращивание телят и молодняка крупного рогатого скота – 51 ч
129-142
Выращивание телят в профилакторный
период
14
- Прием теленка.
2
- Содержание телят.
2
- Кормление телят.
2
- Сосковая поилка.
2
- Уход за телятами.
2
- ПР: Кормление телёнка и
уход за ним в профилакторный период.
4
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Изучение правил содержания
новорожденных телят на крупных фермах и
небольших хозяйствах.
Рассматривание состава молозива и
нахождение отличия от состава молока.
Кормление теленка в профилакторный
период.
Уход за телятами в профилакторный
период.
29
143-156
Выращивание телят в молочный период
14
- Содержание телят.
1
- Кормушки с разделителями.
1
- Кормление телят.
1
- Подсосный метод кормления телят.
1
- Подсосный метод кормления телят
коровами-кормилицами.
1
1
- Уход за телятами.
157-159
- ПР: Приготовление овсяного
киселя и скармливание его телятам.
2
- ПР: Подготовка немолочных
кормов и скармливание их телятам.
2
- ПР: Приготовление картофельного пюре
и скармливание его телятам.
2
- ПР: Ежедневная уборка телятника для
содержания телят молочного периода.
Желудочно-кишечные заболевания у телят
в молочный период и меры их
предупреждения
2
- Наиболее распространённые заболевания
телят молочного периода.
1
- Желудочно-кишечные расстройства.
1
3
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Изучение содержания телят до 3месячного возраста на крупных фермах.
Изучение содержания телят от 3 месяцев и
старше на крупных фермах.
Нахождение отличия содержания телят
молочного периода на крупных фермах и в
небольших хозяйствах.
Кормление и уход за телятами
молочного периода.
Сравнение схемы кормления телят,
нахождение разниц между нормами
кормления тёлочек, выращиваемых для
пополнения дойного стада, и
телят, выращиваемых на откорм (на мясо).
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Изучение способов лечения поноса у телят
30
160-165
166-179
- Лечение желудочно-кишечных заболеваний
телят.
1
Выращивание телок для ремонта стада
6
- Выращивание тёлок для ремонта стада
2
- Содержание ремонтных тёлок.
2
- Кормление тёлок. Уход за тёлками.
2
Откорм молодняка крупного рогатого
скота
14
- Сведения об откорме молодняка. Откорм.
2
- Содержание бычков на откорме. Загон.
2
- Стационарные кормораздатчики.
2
- Кормление бычков. Примерный рацион
кормления бычков при откорме на силосе.
2
- Уход за бычками.
1
в условиях небольшого хозяйства, основные
условия предупреждения желудочнокишечных расстройств у телят.
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Изучение правил содержания ремонтных
тёлок на школьной ферме или на ферме
ближайшего хозяйства.
Рассматривание таблицы рациона
кормления ремонтных тёлок на школьной
ферме.
Знакомство с режимом кормления
ремонтных тёлок на ферме ближайшего
хозяйства.
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Изучение условий для получения хороших
результатов откорма молодняка крупного
рогатого скота.
Изучение правил содержания бычков,
выращиваемых на мясо, в крупных
хозяйствах.
31
- ПР: Уборка помещения и выгульного
двора для бычков на откорме.
2
- ПР: Подготовка кормов к скармливанию
и дневное кормление бычков на откорме.
2
-ТЕСТИРОВАНИЕ: «Выращивание телят
и молодняка крупного рогатого скота».
1
Рассматривание устройства
кормушек.
Уборка помещения и выгульного двора
для бычков на откорме.
Подготовка кормов к скармливанию и
дневное кормление бычков на откорме.
Механизация доения коров – 47 ч
180-183
184-192
Сведения о доильных установках
4
- Значение машинного доения.
1
- Ручное доение коров.
1
- Устройство и принцип действия доильной
установки.
1
- Стационарные и передвижные доильные
установки.
1
Устройство и принцип действия доильного
аппарата
9
- Доильный аппарат «Волга»
1
- Доильное ведро.
1
- Обратный клапан.
1
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Изучение способов доения коров.
Рассматривание преимуществ машинного
доения коров перед ручным доением.
Нахождение отличий доильных установок
для доения коров в доильные ведра, от
установок для доения в молокопровод.
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Рассматривание частей доильного
32
193-208
- Молочный патрубок.
1
- Пульсатор.
1
- Шанг переменного вакуума.
1
- Коллектор.
1
- Пять патрубков. Доильный стакан.
1
- Принцип действия доильного аппарата.
1
Разборка и сборка доильного аппарата
16
- Последовательность разборки доильного
аппарата.
2
- Последовательность сборки доильного
аппарата.
2
- ПР: Разборка и сборка
пульсатора доильного аппарата «Волга»
Работа 1. Разборка.
2
Работа 2. Сборка.
2
- ПР: Разборка и сборка коллектора
доильного аппарата «Волга»
Работа 1. Разборка.
2
Работа 2. Сборка.
2
- ПР: Разборка и сборка доильного стакана
2
аппарата «Волга».
Нахождение патрубков и
регулировочного винта пульсатора.
Найдите патрубков коллектора, к которым
подсоединяются молочные трубки
доильных стаканов, и патрубки, к которым
подсоединяются резиновые трубки
переменного вакуума.
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Изучение последовательности разборки
и сборки доильного аппарата «Волга».
Снятие пульсатора с крышки доильного
ведра.
Соединение доильного стакана с
коллектором.
Наблюдение за разборкой и сборкой
доильного аппарата на молочной ферме
ближайшего хозяйства.
Сборка и разборка доильного аппарата
«Волга».
33
доильного аппарата «Волга»
Работа 1. Разборка.
209-220
221-223
Работа 2. Сборка.
2
Машинное доение коров со сбором молока
в доильное ведро
12
- Подготовка к работе и проведение доения.
2
- Правила машинного доения коров.
2
- Уход за доильным аппаратом.
2
- ПР: Проведение машинного
доения коров со сбором молока в доильное
ведро.
Работа 1. Подготовка доильного аппарата к
работе.
2
Работа 2. Подготовка коровы и доение
доильным аппаратом.
2
Работа 3. Промывка доильного аппарата.
2
Машинное доение коров двумя доильными
аппаратурами
3
- Доение двумя аппаратами.
1
- ПР: Проведение машинного доения двумя
доильными аппаратами.
2
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Наблюдение на ферме за операторами
машинного доения, как
они подготавливают доильный аппарат к
работе, как включают доильный
аппарат и надевают доильные стаканы.
Наблюдение за действиями оператора при
промывке доильного аппарата.
Нахождение отличия генеральной чистки
и промывки доильного аппарата от
ежедневной промывки.
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Наблюдение за проведением машинного
доения двумя доильными аппаратами.
34
224-226
Доильные аппараты с автоматическим
управлением режимом доения и доильные
автоматизированные установки
3
- Доильные — аппараты с автоматическим
управлением режимом доения.
1
- Доильные автоматизированные установки.
1
-ТЕСТИРОВАНИЕ: «Механизация доения
коров».
1
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Нахождение блока управления и
приемника доильного аппарата.
Пастбищное содержание крупного рогатого скота – 31 ч
227-229
230-232
Сведения о пастбищах
3
- Пастбища.
1
- Природные пастбища.
1
- Культурные пастбища.
1
Кормовые травы пастбищ
3
- Разнообразные виды растений на пастбищах
1
- Злаковые и бобовые травы.
1
- Кормовые травы природных пастбищ.
1
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Нахождение отличия суходольных
пастбищ от низинных, культурных пастбищ
от природных.
Изучение правил проведения работ по
уходу за культурными пастбищами.
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
35
Рассматривание и изучение кормовых трав
растущих на суходольных и степных
пастбищах, на низинных и пойменных
пастбищах.
Рассматривания гербария кормовых трав
наиболее распространённых на местных
пастбищах.
Рассматривание рисунков кормовых трав
на первом форзаце, нахождение трав,
которые выращивают на культурных
пастбищах.
- Кормовые травы культурных пастбищ.
233-235
236-238
Ядовитые травы
3
- Ядовитые травы на пастбище.
1
- Шпик ядовитый.
1
- Прострел раскрытый.
1
Пастьба коров
3
- Значение пастьбы.
1
- Сроки пастьбы на разных пастбищах.
1
- Подготовка к пастьбе. Распорядок пастьбы.
1
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Изучение, с помощью гербария, ядовитых
трав растущих на местных пастбищах.
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Изучение правил подготовки коров к
началу пастьбы, сроки выпаса, распорядок
пастьбы.
36
239-246
247-257
Способы пастьбы
8
- Два способа пастьбы скота.
2
- Вольная пастьба.
2
- Загонная пастьба.
2
- ПР: Пастьба коров
2
Пастьба телят
11
- Значение пастьбы.
2
- Пастбища для телят.
1
- Подготовка к пастьбе.
1
- Распорядок пастьбы.
1
- Правила пастьбы телят.
1
- ПР: Подготовка телят к выпасу на
пастбище.
2
- ПР: Пастьба телят.
2
-ТЕСТИРОВАНИЕ: «Пастбищное
1
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Нахождение отличия вольной пастьбы от
загонной.
Изучение основных правил пастьбы коров.
Прохождение, под руководством учителя,
пути перегона скота на пастбище.
Осматривание поверхности пастбища и
травостоя, места отдыха животных, водопоя
и подхода к нему.
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Изучение правил подготовки телят к
началу пастьбы, распорядок выпаса.
37
содержание крупного рогатого скота».
Лощади – 15 ч
258-260
261-263
264-266
Значение и особенности лошадей
3
- Значение лошадей.
1
- Внешний вид лошадей.
1
- Особенности лошадей.
1
Породы лошадей
3
- Тяжелоупряжные (тяжеловозные) породы.
1
- Легкоупряжные (рысистые) породы.
Упряжные породы.
1
- Верховые породы. Верхово - упряжные
породы.
1
Содержание рабочих лошадей и уход за
ними
3
- Содержание рабочих лошадей.
1
Организация рабочего места,
выполнение тестового задания, работа с
текстом, ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Рассматривание мастей лошадей наиболее
распространение в России.
Определение масти лошадей, которые
содержатся в ближайших хозяйствах.
Организация рабочего места, выполнение
тестового задания, работа с текстом,
ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Изучение лошадей, которые могут
использоваться при выполнении
сельскохозяйственных работ.
Организация рабочего места, выполнение
тестового задания, работа с текстом,
ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
38
267-268
269-272
- Подсобное помещение для хранения
конской упряжи и предметов ухода за
лошадьми.
1
- Уход за лошадьми. Уборка помещения
конюшни и поддержание чистоты животных.
1
Кормление рабочих лошадей
2
- Нормы кормления рабочих лошадей.
1
- Рационы кормления, суточный рацион для
рабочей лошади.
1
Одноконная упряжь и запряжка рабочих
лошадей
4
- Лошади, запряжённые в повозки.
1
- Запряжка лошадей. Сбруя для запряжек.
1
- Одноконная дуговая упряжь, запряжка. Уход
за сбруей.
1
-ТЕСТИРОВАНИЕ: «Лощади»
1
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Ознакомление с внутренним устройством
конюшни.
Участие в уборке помещения конюшни и
чистке лошадей.
Организация рабочего места, выполнение
тестового задания, работа с текстом,
ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Изучение норм кормления рабочих
лошадей.
Изучение правил при поении рабочих
лощадей.
Организация рабочего места, выполнение
тестового задания, работа с текстом,
ответы на фронтальный опрос,
совместный анализ работы, выставление
оценок, уборка рабочего места.
Знать, что является охраной труда, виды
спецодежды, правила техники безопасности.
Изучение правила и порядка надевания
сбруи на лошадь при одиночной дуговой
запряжке, уход за конской сбруей.
Надевание на лошадь уздечки, седелки и
хомута со шлеёй.
Заведение, под руководством учителя,
лошади в оглобли повозки и продолжение
запряжку лошади.
39
40