МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Артинский городской округ МБОУ «Малотавринская СОШ» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете Приказом директора школы № 119-од от «30» августа 2024 г. Протокол № 1 от «30» августа 2024 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «География» 8 класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) С.Малая Тавра, 2024 Г. СОДЕРЖАНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ......................................................................................3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ........................................................................................9 III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .....................................................................10 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «География» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «География» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География». Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде. Задачи обучения: формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и ихвзаимосвязей; формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельныхстран; формирование умения выделять, описывать и объяснять существен-ные признаки географических объектов иявлений; формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф; овладение основами катастрофической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты 3 для получения географическойинформации; формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География» в 8 классе определяет следующие задачи: формирование у обучающихся представлений о мировомокеане; познакомить обучающихся с географическим положением, приро-дой, населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными государствами различныхконтинентов; дать элементарные научные и систематические сведения о единстве природы, её разнообразии протекающих в нейпроцессов; показать особенности взаимодействия человека иприроды; помочь усвоить правила поведения вприроде; содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию; учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинноследственные зависимости; содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение, связную речь, расширять лексическийзапас дать общий обзор природных условий материка, на котором мы живём. Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «География» в 8 классе Личностные результаты: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов культур и религий; сформированность уважительного отношения к истории и культуре другихнародов; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; совершенствование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности со сверстниками, адекватно оценивать собственное поведение и поведениеокружающих; формирование экологической культуры, понимание необходимости охраны редких видов растений иживотных; принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально 4 значимых мотивов учебнойдеятельности; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимомжизнеобеспечении; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными иневербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «География» в 8 классе Минимальный уровень: называть океаны земного шара, ихзначение; показывать на географической карте океаны земногошара; знать названия материков земногошара; показывать на географической карте материки земногошара знать, на каком материке расположенаРоссия Достаточный уровень: давать краткую характеристику географического положения океанов и их хозяйственное значение; географического положения, очертания берегов и природных условий и населенияматериков; находить на карте изученные географическиеобъекты определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждогоматерика; давать элементарное описание природных условий всех материков, опираясь на карту икартины; находить в периодической печати сведения об изученных государствах. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «География» в 8 классе Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемойдинамики; − 1 балл – минимальная динамика; 5 − 2 балла – удовлетворительная динамика; − 3 балла – значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов Оценка «5» ставится, если обучающийся: − ориентируется на карте, находит и показывает географические объ-екты самостоятельно; − понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространеннымипредложениями; − соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры, подтверждающие высказанноесуждение; − классифицирует объекты на группы по существеннымпризнакам; − дает последовательное описание объекта, раскрывающее его суще-ственные признаки исвойства; − правильно устанавливает причинно-следственныесвязи. Оценка «4» ставится, если обучающийся: − ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показеобъекта; − дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построениипредложении; − не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в описании объекта,явления. Оценка «3» ставится, если обучающийся: − испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов накарте; − дает неточный или неполный ответ на поставленныйвопрос, − материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждает-ся в помощиучителя; − испытывает трудности при классификации объектов нагруппы; − самостоятельно не может обобщить полученные знания и устано- вить причинно-следственныесвязи. Оценка «2» - не ставится. 6 II. Содержание СОДЕРЖАНИЕОБУЧЕНИЯ учебного предмета «География» позволяет формировать у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям. Обучающиеся получают знания о географическом положении каждого материка, его природе, а также знакомятся с экономическим развитием государств, культурой, бытом народов указанных материков. Кроме того, в данном курсе изучается и континент Антарктида, при изучении которого обучающиеся узнают об открытиях великих мореплавателей и полярников. К концу 8 класса обучающиеся начинают более подробно изучать физическую географию материка, на котором мы живем. Здесь даются общие представления о географическом положении, очертаниях берегов, рельефе, климате, водных ресурсах, растительном, животном мире и населении Евразии. Содержание разделов № Название раздела 1. Введение 2. Материки и океаны 3. Африка 4. Количество часов 1 Контрольные работы 5 1 12 1 Австралия 8 1 5. Антарктида 6 1 6. Америка 1 7. Северная Америка 9 1 8. Южная Америка 12 1 9. Евразия 14 2 68 8 Итого 7 № Тема предмета 1. Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и части света на глобусе и карте 2. Атлантический океан Кол-во часов III. ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Введение - 1час 1ч. Формирование представлений обучающихся о материках и частях света. Повторение и закрепление знаний о географическом положении материков земного шара, их размерах. Совершенствование навыков работы с учебником, Приложением к учебнику. Воспитание интереса к изучаемому предмету Мировой океан – 5 часов 1ч. Продолжение формирования представлений обучающихся об Атлантическом океане. Знакомство с крупными морями, островами и полуостровами Атлантического океана. Совершенствование навыков работы с картой полушарий, навыки работы в контурной карте Дифференциация видов деятельности обучающихся Минимальный уровень Достаточный уровень Показывают и называют заранее выделенные учителем материки. Записывают названия материков и частей света в тетрадь, подписывают названия в контурной карте Показывают на настенной карте и называют материки и части света. Дают краткую характеристику географического положения материков. По плану, предложенному учителем, составляют рассказ о любом материке. Подписывают названия материков в контурной карте Показывают на карте Атлантический океан с помощью учителя. Перечисляют обитателей Атлантического океана, с помощью опорных слов и иллюстрациям. Отмечают Атлантический океан в контурной карте с помощью учителя Дают определение, что такое «Мировой океан». Называют и показывают на настенной карте части Мирового океана. Отмечают в контурной карте Атлантический океан, его крупнейшие острова и полуострова. Описывают океан по предложенному учителем плану 10 3. Северный Ледовитый океан 4. Тихий океан 5. Индийский океан 1ч. Знакомство школьников с географическим положением, особенностями природы Северного Ледовитого океана. Закрепление знаний обучающихся о морях, островах, полуостровах Северного Ледовитого океана, расположенных на территории РФ. 1ч. Знакомство школьников с крупными морями, островами и полуостровами, животным и растительным миром Тихого океана. Закрепление и обобщение знаний обучающихся о морях, островах, полуостровах Тихого океана, расположенных на территории РФ 1ч. Продолжение формирования представлений обучающихся об Индийском океане. Знакомство школьников с крупными морями, островами и полуостровами, животным и растительным миром Индийского океана Показывают на карте Северный Ледовитый океан с помощью учителя. Перечисляют обитателей изучаемого океана с помощью опорных слов и иллюстрациям. Отмечают изучаемый океан в контурной карте с помощью учителя Показывают на карте Тихий океан с помощью учителя. Перечисляют обитателей изучаемого океана с помощью опорных слов и иллюстрациям. Отмечают изучаемый океан в контурной карте с помощью учителя Отмечают в контурной карте Северный Ледовитый океан, его крупнейшие острова и полуострова. Описывают океан по предложенному учителем плану Показывают на карте Индийский океан с помощью учителя. Перечисляют обитателей изучаемого океана с помощью опорных слов и иллюстрациям. Отмечают изучаемый океан в контурной карте с помощью учителя Отмечают в контурной карте Индийский океан, его крупнейшие острова и полуострова. Описывают океан по предложенному учителем плану Отмечают в контурной карте Тихий океан, его крупнейшие острова и полуострова. Описывают океан по предложенному учителем плану 11 6. Современное изучение Мирового океана 1ч. Формирование представлений Составляют рассказ по предобучающихся о науке – океаложенным учителем предлонологии, ее значении, соврежениям о пользе, получаемой менных научных открытиях. людьми от океанов и морей Совершенствование навыков работы с картой полушарий, работы с контурной картой Материки и части света. Африка – 12 часов 7. Африка. Геогра1ч. Формирование представлений Показывают Африку на фическоеположеобучающихся о самом жарком настенной карте, используя ние материке земного шара. помощь учителя. ПодписыЗнакомство с географическим вают названия материка, моположением Африки. ря и океаны, которые омыСовершенствование навыков вают материк с помощью работы с картой полушарий, учителя. Составляют рассказ глобусом, физической картой по предложенным учителем Африки предложениям о географическом положении Африки 8. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. 1ч. Продолжение формирования представлений обучающихся об Африке. Знакомство с рельефом, климатическими особенностями, реками и озерами изучаемого материка. Совершенствование навыков работы с картой полушарий, глобусом, физической картой Африки Показывают на карте заранее выделенные учителем формы поверхности, подписывают названия в контурной карте, используя помощь учителя Рассказывают, какую пользу получают люди от океанов и морей Называют и показывают на настенной карте Африку, океаны и моря, которые омывают материк. Отмечают на контурной карте географические названия, выделенные в тексте учебника. Красной линией обозначают линию экватора. Записывают новые географические термины в тетрадь. Составляют по плану краткую характеристику географического положения Африки Перечисляют формы поверхности Африки, показывают и называют их на настенной карте. Поясняют, от чего зависит климат на материке. Сравнивают климат северной и центральной части континента. Отмечают на контурной карте выделенные в тексте горы, реки и озёра 12 9. Природные зоны. Растительный мир тропических лесов. 1ч. Формирование представлений обучающихся о природных зонах Африки. Знакомство обучающихся с тропическим (экваториальным) лесом Африки. Совершенствование навыков работы с учебником, приложением к учебнику Знакомятся с природными зонами Африки. По рисун-кам называют растения Аф- рики. По предложенным учи-телем предложениям состав- ляют рассказ об одном из растений тропического леса 10. Животный мир тропических лесов По рисункам называют животных зоны тропических лесов Африки. По предложенным учителем предложениям составляют рассказ об одном из животных тропического леса 11. Растительный мир саванн 1ч. Формирование представлений обучающихся о природных зонах Африки. Знакомство обучающихся с тропическим (экваториальным) лесом Африки. Совершенствование навыков работы с учебником, приложением к учебнику 1ч. Знакомство с природными зонами Африки. Формирование представлений обучающихся о растительности саванн. Совершенствование навыков самостоятельной работы при выполнении задании в тетради на печатной основе 12. Животный саванн мир Выписывают понятие «саванна» из словаря в тетрадь. По картинкам называют растения саванн. Записывают названия в тетрадь. Составляют рассказ об одном из растений саванн по предложенным учителем предложениям 1ч. Знакомство с природными зо- По картинкам называют жинами Африки. Формирование вотных саванн. Записывают представлений обучающихся о названия в тетрадь. Составживотном мире саванн. Соляют рассказ об одном из вершенствование навыков са- животных саванн по предло- Перечисляют природные зоны, в которых расположена Африка. Показывают и называют на карте тропический лес. Рассказывают, от че-го зависит многообразие растительного мира тропического леса Африки. Составляют рассказ об одном из растений, зарисовывают его в тетради. Обозначают зону тропических лесов на контурной карте Рассказывают, от чего зависит многообразие животного мира тропического леса Африки. Составляют рассказ об одном из животных, зарисовывают его в тетради. Обозначают зону тропических лесов на контурной карте Дают определение, что такое саванна. Рассказывают, как меняется внешний вид саванн в дождливый и сухой сезон. Записывают названия растений в тетрадь. Объясняют как взаимосвязан животный и растительный мир саванн. Составляют рассказ об одном растении саванн Записывают названия животных в тетрадь. Объясняют как взаимосвязан животный и растительный мир саванн. Составляют рассказ об одном животном саванн 13 мостоятельной работы при выполнении задании в тетради на печатной основе 1ч. Знакомство с природными зонами Африки. Продолжение формирования представлений обучающихся об Африке. Формирование представлений обучающихся о пустынях Африки женным учителем предложениям 14. Население и государства 1ч. Продолжение формирования представлений обучающихся об Африке. Знакомство обучающихся с населением, хозяйственной деятельностью, бытом жителей африканского материка, крупными государствами. Совершенствование навыков работы с политической картой Африки, навыки работы в контурных картах Записывают в тетрадь народы, которые проживают в Африке. Показывают на карте государства материка, заранее выделенные учителем. По рисункам рассказывают, чем занимаются жители этих стран, используя помощь учителя 15. Государства Африки: Египет, Эфиопия 1ч. Знакомство обучающихся с населением, хозяйственной деятельностью, бытом жителей Египта, Эфиопии Записывают в тетрадь народы, которые проживают в Африке. Показывают на карте государства материка, заранее выделенныеучителем. По рисункам рассказывают, чем занимаются жители этих 13. Растительный и животный мир пустынь Показывают на карте пустыни Африки, используя помощь учителя. Закрашивают зону пустынь, заранее выделенную учителем в контурной карте. Называют представителей растительного и животного мира, выделенных в тексте учебника Называют и показывают пустыни Африки на настенной карте и обозначают их в контурной карте. Выписывают в тетрадь из словаря новые географические понятия. Формулируют главное правило жизни в пустыне. Рассказывают с опорой на текст учебника как приспособились животные и растения к климатическим условиям пустыни Перечисляют народы, которые населяют материк. Объясняют, почему африканцы имеют тёмный цвет кожи. Находят на карте наибо- лее густонаселенные территории. Описывают занятия населения по сюжетным иллюстрациям. Отмечают в контурной карте изучаемые государства. Рассказывают о достопримечательностях этихстран Перечисляют народы, которые населяют материк. Объясняют, почему африканцы имеют тёмный цвет кожи. Находят на карте наибо- лее густонаселенные территории. Описывают занятия населения по сюжетным иллюстрациям. Отмеча14 стран, используя учителя 16. Государства Африки: Танзания, Демократическая Республика Конго. 17. Государства Африки Египет, ЮАР 18. Обобщающий урок по теме «Африка» помощь ют в контурной карте изучаемые государства. Рассказывают о достопримечательностях этих стран 1ч. Знакомство обучающихся с Записывают в тетрадь наро- Перечисляют народы, которые населением, хозяйственной ды, которые проживают в населяют материк. Объясняют, подеятельностью, бытом житеАфрике. Показывают на кар- чему африканцы имеют тёмный цвет лей Танзании, Демократичете государства материка, за- кожи. Находят на карте наибо- лее ской Республики Конго ранее выделенные учителем. густонаселенные территории. По рисункам рассказывают, Описывают занятия населения по чем занимаются жители этих сюжетным иллюстрациям. Отмечастран, используя помощь ют в контурной карте изучаемые учителя государства. Рассказывают одостопримечательностях этих стран 1ч. Знакомство обучающихся с Записывают в тетрадь наро- Перечисляют народы, которые населением, хозяйственной ды, которые проживают в населяют материк. Объясняют, подеятельностью, бытом житеАфрике. Показывают на кар- чему африканцы имеют тёмный цвет лей Египта, ЮАР те государства материка, за- кожи. Находят на карте наибо- лее ранее выделенные учителем. густонаселенные территории. По рисункам рассказывают, Описывают занятия населения по чем занимаются жители этих сюжетным иллюстрациям. Отмечастран, используя помощь ют в контурной картеизучаемые учителя государства. Рассказывают о достопримечательностях этих стран 1ч. Обобщение знаний обучаюПоказывают Африку на Показывают на карте Африку. Дают щихся об изучаемом материке. настенной карте. Называют краткую характеристику материка с Совершенствование навыков характерные особенности опорой на карты и с помощью учисамостоятельной работы в па- материка с опорой на пред- теля рах, группах при выполнении ложения и иллюстративный заданий материал, предложенный учителем 15 19. Австралия. Географическое положение 20. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера 21. Растительный мир Австралия – 8 часов 1ч. Формирование представлений обучающихся об Австралии. Знакомство школьников с географическим положением Австралии. Совершенствование навыков работы с картой полушарий, глобусом, физической картой Австралии 1ч. Продолжение формирования представлений обучающихся об Австралии. Знакомство школьников с рельефом, особенностями климатических условий, водоемами Австралии. Совершенствование навыков показа географических объектов на настенной карте 1ч. Продолжать формирование представлений обучающихся об Австралии. Знакомство школьников с типичными представителями растительного мира Австралии Показывают Австралию на настенной карте, используя помощь учителя. Подписывают названия материка, моря и океаны, которые омывают материк с помощью учителя. Составляют рассказ по предложенным учителем предложениям о географическом положении Австралии Показывают на карте заранее выделенные учителем формы поверхности, подписывают названия в контурной карте, используя помощь учителя Знакомятся с природными зонами Австралии. По предложенным учителем предложениям составляют рассказ об одном из растений мате- рика, зарисовывают его в тетрадь Называют и показывают на настенной карте Австралию, океаны и моря, которые омывают материк. Отмечают на контурной карте географические названия, выделенные в тексте учебника. Записывают новые географические термины в тетрадь. Сравнивают береговые очертания Австралии и Африки. Составляют по плану краткую характеристику географического положенияАвстралии Рассказывают о климатических условиях Австралии. Называют регионы Австралии, в которых климат наиболее благоприятен для жизни людей и ведения сельского хозяйства. Показывают на настенной карте самое крупное озеро и реки Австралии. Отмечают на контурной карте выделенные в тексте географические объекты Перечисляют природные зоны, в которых расположена Австралия. Рассказывают о разнообразии растительного мира, о растение, которое является символом Австралии 16 22. Животный мир 1ч. Продолжать формирование представлений обучающихся об Австралии. Знакомство школьников с типичными представителями животного мира Австралии 23. Население Австралии 1ч. Продолжать формирование представлений обучающихся об Австралии. Знакомство с коренным и пришлым населением Австралии. Совершенствование самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе. Развитие навыков самоконтроля при выполнении упражнений 1ч. Формирование представлений о географическом положении, государственном устройстве, хозяйстве изучаемогогосударства 24. Австралийский Союз По картинкам называют животных Австралии. Записывают названия в тетрадь. Составляют рассказ об одном из животных Австралии по предложенным учителем предложениям Записывают в тетрадь народы, которые проживают в Австралии. Показывают на карте государства материка, заранее выделенные учителем. По рисункам рассказывают, чем занимаются жители этих стран, используя помощь учителя Рассказывают о разнообразии животного мира Австралии. Называют представителей сумчатых и яйцекладущих животных. Составляют рассказ об одном из животных Австралии Показывают на карте государство Австралийский Союз, используя помощь учителя. По рисункам рассказывают, чем занимаются местные жители этой страны, используя помощь учителя. Выписывают в тетрадь название столицы и крупных городов Австралии Называют коренное население Австралии. На карте показывают плотно заселенные территории Австралии. Перечисляют виды промышленности и сельского хозяйства, которые хорошо развиты на континенте. Показывают на карте Австралийский Союз. Отмечают на контурной карте столицу и крупные города Австралии. Составляют рассказ об одном из них Перечисляют народы, которые населяют материк. Находят на карте наиболее густонаселенные территории. Описывают занятия населения по сюжетным иллюстрациям. Отмечают в контурной карте изучаемые государства. Рассказывают о достопримечательностях этих стран 17 25. Океания. Остров Новая Гвинея 1ч. Формирование представлений обучающихся об уникальности природы земного шара на примере островов Океании. Знакомство школьников с путешествиями и открытиями русских мореплавателей Подписывают названия крупнейших островов Океании в контурной карте, используя помощь учителя. Составляют рассказ о русском учёном Н. Н. МиклухоМаклай с опорой на предложенные учителем предложения 26. Обобщающий урок по теме «Австралия» 1ч. Обобщение знаний обучающихся об изучаемом материке. Совершенствование навыков самостоятельной работы в парах, группах при выполнении заданий Показывают Австралию на настенной карте. Называют характерные особенности материка с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем 27. Географическое положение. Антарктика Антарктида – 6 часов 1ч. Продолжение формирования представлений обучающихся об Антарктиде как самом холодном материке земного шара. Знакомство с географическим положением Антарктиды. Совершенствование навыков показа географических объектов на настенной карте, навыки работы в контурных картах Показывают на карте Антарктиду, используя помощь учителя. В контурной карте подписывают названия океанов и островов, заранее выделенных учителем. Составляют рассказ о первой русской экспедиции по предложенным учителем предложениям Показывают и называют на настенной карте острова Новая Гвинея и Новая Зеландия. Отмечают их на контурной карте. Называют самый большой остров и описывают особенности его природы. Составляют рассказ о русском ученом Н. Н. Миклухо-Маклай, который первый изучил жизнь и быт народовНовой Гвинеи, опираясь на текст учебника Показывают на карте Австралию. Дают краткую характеристику материка с опорой на карты и с помощью учителя Сравнивают физические карты Австралии и Антарктиды. Называют признаки сходства и различия. На контурной карте обозначают Южный полюс. Подписывают названия океанов, омывающих берега Антарктиды и Антарктических полуостровов. Рассказывают о первой русской экспедиции к Южному материку. Показывают ее маршрут на карте. Называют путешественника, который первый достиг Южного полюса 18 28. Открытие Антарктидырусскими мореплавателями 29. Разнообразие рельефа, климат 30. Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы 1ч. Продолжение формирования представлений обучающихся об Антарктиде как самом холодном материке земного шара. Формирование уважительного отношения к людям, занимающимся наукой, географическими открытиями, наблюдениями и описанием Земли. 1ч. Продолжение формирования представления обучающихся об Антарктиде как самом холодном материке земного шара. Знакомство с поверхностью материка, его климатом, полезными ископаемыми Показывают на карте выделенный стрелками маршрут русской экспедиции. Называют путешественников, которые первыми достигли Южного полюса с помощью учителя Рассказывают о первой русской экспедиции к берегам Антарктиды. Показывают ее маршрут на настенной и отмечают в контурной картах. Называют путешественников, которые первыми достигли Южного полюса, опираясь на текст учебника Рассматривают физическую карту Антарктиды, опираясь на предложенные учителем предложения, составляют рассказ о климатических условиях материка. По геологической карте называют полезные ископаемые с помощью учителя 1ч. Формирование представлений По иллюстрации перечисляобучающихся о растительном ют представителей животнои животном мире Антарктиды го мира. Составляют рассказ о пингвинах по предложен-ным учителем предложениям Объясняют, от чего зависит климат Антарктиды. Рассказывают о поверхности материка. Перечисляют полезные ископаемые материка. На контурную карту наносят географические названия. Составляют рассказ о климате Антарктиды, опираясь на текст учебника Называют растения материка. Перечисляют животных и птиц Антарктиды. Объясняют, почему нет копытных животных, а много ластоногих. Зарисовывают пингвинов в тетрадь. Составляют рассказ «Как приспособились пингвины к жизни на самом холодном материке Земли» 19 31. Современные исследования Антарктиды 32. Обобщающий урок по теме «Антарктида» 33. Открытие Америки 34. Географическое положение Северной Америки 1ч. Продолжение формирования представления обучающихся об Антарктиде. Знакомство с исследованиями материка на современном этапе. Формирование уважительного отношения к людям, занимающимся наукой, географическими открытиями, наблюдением и описанием Земли 1ч. Обобщение и систематизация знаний об Антарктиде Составляют рассказ об ученых из антарктических экспедиций по предложенным учителем предложениям. Показывают и называют на карте научные станции, заранее выделенные учителем Рассказывают, в каких условиях живут ученые из научных антарктических экспедиций, что они изучают. Показывают на карте научные станции Антарктиды и отмечают их в контурной карте. Перечисляют географические названия, связан-ные с именами исследователей Показывают Антарктиду на настенной карте. Называют характерные особенности материка с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем Показывают на карте Антарктиду. Дают краткую характеристику материка с опорой на карты и с помощью учителя Америка – 1час 1ч. Формирование представлений учащихся об открытии Америки. Формирование потребности в чтении дополнительной литературы с целью расширения, обогащения географических знаний Показывают на карте полушарий часть света -Америку с помощью учителя. Назы-вают, кто открыл Америку и в честь кого была названа, опираясь на предложения, предложенныеучителем Наносят на контурную карту путь кораблей Колумба. Показывают на физической карте материка острова Куба, Гаити, Алеутские острова, полуостров Аляска. Называют русских путешественников, которые участвовали в открытии и освоении полуострова Аляска Северная Америка - 9 часов 1ч. Формирование представлений обучающихся о материке Северная Америка. Знакомство с географическим положением материка. Закреплять навыки По пунктирным линиям отмечают путь кораблей Колумба. Отмечают на контурной карте заранее выделенные учителем географиче- Наносят на карту путь кораблей Колумба. Называют путешественника, в честь которого была названа Америка. Рассказывают о русских путешественника, открывшихсеверо20 работы с географическими, контурными картами 35. Разнообразие рельефа, климат 36. Реки и озера Северной Америки 37. Растительный и животный мир ские объекты. Составляют рассказ о географическом положении Северной Америки, опираясь на план и предложения, предложенные учителем 1ч. Продолжение формирования Показывают на настенной представления обучающихся о карте равнины и горы, зараСеверной Америке. Знакомнее выделенные учителем. ство школьников с рельефом Подписывают их названия в Северной Америки. Показ за- контурной карте, используя висимости климата от геогра- помощь учителя фического положения материка 1ч. Продолжение формирования Показывают на карте заранее представлений обучающихся о выделенные учителем реки и материке Северная Америка. озёра, подписывают названия Знакомство обучающихся с в контурной карте, используя водными ресурсами изучаемо- помощь учителя го материка. Совершенствование навыков показа географических объектов на настенной карте 1ч. Знакомство обучающихся с По иллюстрации перечисляприродными зонами Северной ют представителей растиАмерики. Формирование тельного и животного мира. представлений о типичных Составляют рассказ об одном представителях растительного из представителей животного и животного мира изучаемого или растительного мира, материка. Развитие навыка опираясь на предложенные чтения географической карты словосочетания, предложе-ния запад континента. Отмечают на контурной карте выделенные шрифтом географические объекты. Дают краткую характеристику географического положения Северной Америки Показывают и называют формы земной поверхности Северной Америки. Отмечают их на контурной карте. Перечисляют полезные ископаемые материка. Составляют рассказ о климатических условиях Северной Америки Называют и показывают на настенной карте реки и озера Северной Америки. Отмечают на карте выделенные шрифтом географические объекты. Составляют рассказ о Великих озёрах Северной Америки Перечисляют природные зоны, в которых расположена Северная Америка. Рассказывают о разнообразие растительного и животного мира. Составляют рассказ об одном из животных Северной Америки 21 38. Население и государства Северной Америки. 1ч. Продолжение формирования представлений обучающихся о народах, населяющих земной шар, разнообразии государств. Развитие навыков работы с политической картой Записывают в тетрадь народы, которые проживают в Северной Америке. Показывают на карте государства материка, заранее выделенные учителем. По рисункам рассказывают о достопримечательностях этих стран 39. Соединенные Штаты Америки 1ч. Продолжение формирования представлений обучающихся о народах, населяющих земной шар, разнообразии государств. Знакомство школьников с географическим положением, государственным устройством США, населением и его основными занятиями. Развитие навыков работы с географическойкартой 1ч. Продолжение формирования представлений обучающихся о народах, населяющих земной шар, разнообразии государств. Сообщение сведений о географическом положение, особенностях природы, населении, хозяйстве Канады. Развитие навыков самостоятельной работы в контурной Показывают на карте государство США, используя помощь учителя. По рисункам рассказывают, чем занимаются местные жители этой страны, используя помощь учителя 40. Канада Показывают на карте государство Канада, используя помощь учителя. По рисункам рассказывают, чем занимаются местные жители этой страны, используя помощь учителя Рассказывают о коренных жителях материка. Показывают на карте, где живут эскимосы и индейцы. Описывают занятия населения по сюжетным иллюстрациям. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства изучаемых государств. Отмечают государства и их столицы в контурной карте. Рассказывают о достопримечательностях этих стран Показывают на карте Соединенные Штаты Америки. Перечисляют виды промышленности и сельского хозяйства. Отмечают на контурной карте столицу и крупные города изучаемого государства. Рассказывают о достопримечательностях этой страны Показывают на карте Канаду. Перечисляют виды промышленности и сельского хозяйства. Отмечают на контурной карте столицу и крупные города изучаемого государства. Рассказывают о достопримечательностях этой страны 22 41. Мексика. Куба 42. Обобщающий урок по теме «Северная Америка» 43. Географическое положение 44. Разнообразие рельефа, климат карте 1ч. Продолжение формирования представлений обучающихся о народах, населяющих земной шар, разнообразии государств. Развитие навыков работы с географическимикартами 1ч. Обобщение и систематизирование знаний о Северной Америке Южная Америка - 12 часов 1ч. Продолжение формирования представлений обучающихся о материках земного шара. Сообщение сведений о географическомположении Южной Америки, открытии острова Огненная Земля. Развитие навыков использования географических карт для получения новой учебной информации 1ч. Формирование представлений обучающихся о Южной Америке. Сообщение сведений о разнообразии и контрасте поверхности, особенностях кли- Показывают на карте изучаемые государства, используя помощь учителя. По рисункам рассказывают, чем занимаются местные жители этих стран, используя помощь учителя Показывают Северную Америку на настенной карте. Называют характерные особенности материка с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем Показывают на карте изучаемые государства. Перечисляют виды промышленности и сельского хозяйства. Отмечают на контурной карте столицу и крупные города изучаемых стран. Рассказывают о достопримечательностях этих стран Показывают на карте Северную Америку. Дают краткую характеристику материка с опорой на карты и с помощью учителя Отмечают на контурной карте заранее выделенные учителем географические объекты. Составляют рассказ о географическом положении Северной Америки, опираясь на план и предложения, предложенные учителем Называют и показывают на настенной карте Африку, океаны и моря, которые омывают материк. Отмечают на контурной карте географические названия, выделенные в тексте учебника. Записывают новые географические термины в тетрадь. Составляют по плану краткую характеристику географического положения Южной Америки Показывают на настенной карте равнины и горы, заранее выделенные учителем. Подписывают их названия в контурной карте, используя Называют и показывают на настенной карте формы рельефа Южной Америки. Отмечают на контурной карте географические названия, выделенные в тексте учебника. Срав23 45. Реки и озера Южной Америки 46. Растительный мир тропических лесов 47. Животные тропического леса мата Южной Америки. Установление взаимосвязи географического положения, поверхности и климата изучаемого материка 1ч. Формирование представлений обучающихся о Южной Америке. Знакомство школьников с водоемами изучаемого материка. Совершенствование навыков показа географических объектов на настенной карте 1ч. Формирование представлений обучающихся о разнообразии растительного мира земного шара. Сообщение сведений о растительности тропических лесов Южной Америки. Закрепление знания обучающихся о тропических лесах земного шара в процессе сравнения лесов Африки, Северной Америки и Южной Америки 1ч. Формирование представлений обучающихся о разнообразии животного мира земногошара. Сообщение школьникамсведений о типичныхпредставителях животного мира тропических лесов ЮжнойАмери- помощь учителя нивают климат Африки и Южной Америки. Составляют рассказ о климатических условиях Южной Америки Показывают на настенной карте заранее выделенные учителем реки и озера Южной Америки. Составляют рассказ об Амазонке по предложенным учителем предложениям Отмечают на контурной карте крупные реки и озёра Южной Америки. Сравнивают Амазонку и Нил по характеру течения и питания. Называют сходства и различия. Описывают одну из рек Южной Америки по предложенному учителем плану Перечисляют природные зоны, в которых расположена Южная Америка. Отмечают их в контурной карте. Показывают и называют на карте тропический лес. Рассказывают, как меняется Амазония в результате хозяйственной деятельности человека. Составляют рассказ об одном из растений. Зарисовыва- ют в тетради некоторыерастения, которые водятся только на этом материке Рассказывают, от чего зависит многообразие животного мира тропического леса Южной Америки. Составляют рассказ об одном из животных, зарисовывают его в тетради. Обозначают зону тропических лесов на контурной карте Знакомятся с природными зонами Южной Америки. По рисункам называют растения материка. По предложенным учителем предложениям составляют рассказ об одном из растений тропического леса По рисункам называют животных зоны тропических лесов Южной Америки. По предложенным учителем предложениям составляют рассказ об одном из животных тропического леса 24 48. Растительный мир саванн степей полупустынь и горных районов 49. Животный мир саванн, степей, полупустынь, пустынь 50. Население и государства ки. Закрепление знаний обучающихся о тропических лесах земного шара в процессе сравнения лесов Африки, Северной Америки и Южной Америки 1ч. Формирование представлений обучающихся о разнообразии природных условий Южной Америки. Сообщение сведений о разнообразии растительного мира Южной Америки 1ч. Продолжение формирования представлений обучающихся о разнообразии природных условий Южной Америки. Знакомства школьников с животным миром саванн, пустынь, степей и гор Южной Америки Показывают на карте саванны, степи, горные районы материка, используя помощь учителя. Записывают в тетрадь названия представителей растительного мира, выделенных в тексте учебника Показывают на карте саванны, степи, горные районы материка, используя помощь учителя. По иллюстрации перечисляют представителей животного мира саванн, степей, полупустынь, пустынь Южной Америки. Записывают названия животных в тетрадь 1ч. Продолжение формирования Показывают на карте госупредставлений обучающихся о дарства материка, заранее Южной Америке. Формирова- выделенные учителем. По ние представлений о коренном рисункам рассказывают, чем и пришлом населении матери- занимаются жители этих Рассказывают о разнообразии растений в зоне степей Южной Америки. Сравнивают пустыни Африки и Южной Америки. Показывают, как изменяются природные зоны в го-рах на карте «Высотная поясность Южной Америки». Зарисовывают в тетради растения Южной Америки. Составляют рассказ об одном из представителей растительного мира Южной Америки Рассказывают о разнообразии животных в зоне степей Южной Америки. Записывают названия животных в тетрадь. Объясняют как взаимосвязан животный и растительный мир саванн. Зарисовывают в тетра-ди животных Южной Америки. Составляют рассказ об одном из представителей животного мира Южной Америки Показывают на политической карте крупные государства Южной Америки. Рассказывают о разнообразном составе народов Южной Америки. Наносят на контурную карту 25 ка. Сообщение сведений о стран, используя государствах Южной Америки учителя 51. Государства Южной Америки: Бразилия 52. Государства Южной Америки: Аргентина 53. Государства Южной Америки: Перу 54. Обобщающий урок по теме «Южная Америка» помощь изучаемые государства и их столицы. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства, развитые в этих странах 1ч. Сообщение сведений о госуПоказывают на карте изуча- Показывают изучаемые государства дарствах Южной Америки. емые государства, используя на карте. Перечисляют виды проСовершенствование навыков помощь учителя. По рисун- мышленности и сельского хозяйработы с политической картой кам рассказывают, чем зани- ства. Отмечают на контурной карте маются местные жители этих столицу и крупные города изучаестран, используя помощь мых стран. Рассказывают о достоучителя примечательностях государства 1ч. Продолжение формирования Показывают на карте изуча- Показывают изучаемые государства представлений обучающихся о емые государства, используя на карте. Перечисляют виды пронародах, населяющих земной помощь учителя. По рисун- мышленности и сельского хозяйшар, разнообразии государств. кам рассказывают, чем зани- ства. Отмечают на контурной карте Знакомство с государством маются местные жители этих столицу и крупные города изучаеЮжной Америки -Аргентиной стран, используя помощь мых стран. Рассказывают о достоучителя примечательностях государства 1ч. Продолжение формирования Показывают на карте изуча- Показывают изучаемые государства представлений обучающихся о емые государства, используя на карте. Перечисляют виды пропомощь учителя. По рисун- мышленности и сельского хозяйнародах, населяющих земной шар, разнообразии государств. кам рассказывают, чем зани- ства. Отмечают на контурной карте маются местные жители этих столицу и крупные города изучаеЗнакомство с государством стран, используя помощь мых стран. Рассказывают о достоЮжной Америки-Перу учителя примечательностях государства 1ч. Обобщение и систематизиро- Показывают Южную Амери- Показывают на карте Южную Амевание знаний обучающихся о ку на настенной карте. Назы- рику. Дают краткую характеристику Южной Америке вают характерные особенно- материка с опорой на карты и с пости материка с опорой на мощью учителя предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем 26 55. Географическое положение Евразия – 14 часов 1ч. Формирование представлений обучающихся об Евразии как самом крупном материке земного шара. Знакомство с географическим положением Евразии 56. Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова 1ч. Продолжение формирования представлений о географическом положении Евразии. Знакомство с очертаниями берегов, островами и полуостровами океанов, омывающими материк 57. Очертание берегов Евразии Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова 1ч. Продолжение формирования представлений о географическом положении Евразии. Знакомство с очертаниями берегов, островами и полуостровами Тихого и Индийского океанов. Закрепление знаний школьников о морях Тихого океана, омывающих восточное побережье РФ Показывают Евразию на карте полушарий и глобусе, используя помощь учителя. Дают краткую характеристику географического положения материка по плану и опорным предложениям Показывают на физической карте океаны, которые омывают Евразию. Записывают в тетрадь острова и полуострова материка. Составляют рассказ об одном из морей по опорным словам, и словосочетаниям, принимая помощь учителя Записывают в тетрадь острова и полуострова Тихого и Индийского океанов. Составляют рассказ об одном из морей, по опорным словам, и словосочетаниям, принимая помощь учителя Рассказывают о географическом положении Евразии. Называют части света, из которых состоит материк, сравнивают их по площади. На контурной карте проводят условную границу между Европой и Азией и отмечают географические названия, выделенные в тексте учебника На физической карте показывают и называют океаны, омывающие материк. Отмечают моря этих океанов, острова и полуострова на контур-ных картах. Дают характеристику одному из морей по предложенному учителем плану На физической карте показывают и называют океаны, омывающие материк. Отмечают моря этих океанов, острова и полуострова на контур-ных картах. Дают характеристику одному из морей по предложенному учителем плану 27 58. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы 59. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии 60. Климат Евразии 1ч. Формирование представлений обучающихся о Евразии. Знакомство с рельефом и полезными ископаемыми Европы. Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении заданий в тетради на печатной основе Показывают на настенной карте равнины и горы, заранее выделенные учителем. Подписывают их названия в контурной карте, используя помощь учителя. Называют и показывают (заранее обозначенные учителем на настенной карте) крупнейшие месторождения полезных ископаемых Европы 1ч. Формирование представлений Показывают на настенной обучающихся о Евразии. Зна- карте равнины и горы, заракомство с рельефом и полезнее выделенные учителем. ными ископаемыми Азии. Подписывают их названия в Формирование навыков само- контурной карте, используя стоятельной работы при выпомощь учителя. Называют и полнении заданий в тетради на показывают (заранее обознапечатной основе ченные учителем на настенной карте) крупнейшие месторождения полезных ископаемых Азии 1ч. Формирование представлений Закрашивают в контурной обучающихся о Евразии, осо- карте климатические пояса, бенностях ее климатических заранее выделенные учитеусловий. Совершенствование лем. Составляют рассказ о навыков работы с физической климате Росси по предлокартой женным учителем предложениям. На контурной карте отмечают реки и озера, используя помощь учителя Показывают на физической карте равнины, плоскогорья и горы Евразии. Отмечают формы рельефа Евразии в контурной карте. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают на материке, показывают их месторождения на карте Показывают на физической карте равнины, плоскогорья и горы Азии. Отмечают формы рельефа Евразии в контурной карте. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают на материке, показывают их месторождения накарте Перечисляют, в каких климатических поясах расположен материк, называют особенности каждого из климатических поясов. Рассказывают, какие факторы определяют климат Евразии. Показывают и называют крупнейшие реки и озера материка и отмечают их в контурной карте 28 61. Реки и озера Европы 62. Реки Азии и озера 63. Растительный и животный мир Европы 64. Растительный и животный мир Азии 1ч. Формирование представлений о богатстве водных ресурсов Евразии. Сообщение сведений о водоемах Европы. Совершенствование навыков работы с физической картой Показывают реки и озёра Европы (заранее выделенные учителем на карте). Наносят на контурную карту названия рек, озер, каналов (с помощью). Составляют рассказ о реках и озерах Европы по опорным словам и словосочетаниям 1ч. Формирование представлений Показывают реки и озёра о богатстве водных ресурсов Азии (заранее выделенные Евразии. Сообщение сведений учителем на карте). Наносят о водоемах азиатской части на контурную карту названия изучаемого материка рек, озер, каналов (с помощью). Составляют рассказ о реках и озерах Азии, по опорным словам и словосочетаниям 1ч. Продолжение формирования Называют растения и животпредставлений обучающихся о ных Европы. Записывают в Евразии. Сообщение сведений тетрадь названия представио растительном и животном телей растительного и жимире изучаемого материка. вотного мира, выделенных в Развитие навыков самостоятексте учебника, используя тельного получения учебной помощь учителя информации из карт приложения к учебнику 1ч. Продолжение формирования Называют растения и животпредставлений обучающихся о ных Азии. Записывают в тетЕвразии. Сообщение сведений радь названия представитео растительном и животном лей растительного и животмире изучаемого материка. ного мира, выделенных в Называют и показывают реки и озера, которые расположены в европейской части материка. Наносят на контурную карту названия рек, озер, каналов. Составляют рассказ о ре-ках и озерах Европы по плану Называют и показывают реки и озера, которые расположены в азиатской части материка. Наносят на контурную карту названия рек, озер, каналов. Составляют рассказ о ре-ках и озерах Азии по плану Называют и показывают на карте природные зоны Европы. Перечисляют представителей растительного и животного мира каждой природной зоны Называют и показывают на карте природные зоны Азии. Перечисляют представителей растительного и животного мира каждой природной зоны 29 30