Адаптированная рабочая программа по информатике_6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МБОУ "Малотавринская СОШ"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете

Приказом директора
№119-од от «30» августа
2024 г.

Протокол №1 от «30»
августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Информатика»
6 класс

с. Малая Тавра 2024 г.

•
•

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету на уровне основного общего
образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана в соответствии с:
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации (редакция от 23.07.2013);
• на основе Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ
от 19.12.2014 № 1599;
• адаптированной основной образовательной программой МАОУ СШ №1 для
обучающихся с умственной отсталостью;
• Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
28.12.2018г. № 345;
• Приказа №632 от 22.11.2019 О внесении изменений в перечень учебников;
• Постановление № 26 от 10.07.2015г. Об утверждении СанПин 2.4.2. 3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программ для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
• Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 59 кл. В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2014г.
Рабочая программа составлена с учётом психофизических особенностей,
обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и возможностями их
познавательной деятельности, способствует умственному развитию, определяет
оптимальный объем знаний и умений. В целях максимального коррекционного
воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционноразвивающие игры и упражнения, направленные на повышение
Рабочая программа курса «Информатика» для 6 класса предназначена для
учащегося обучающегося по адаптивной общеобразовательной программе
основного общего образования для учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальные нарушения) и разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО), основной образовательной программой основного
общего образования, а также авторской программой курса «Информатика» Л.Л.
Босовой, рекомендованной Министерством образования РФ, (авторы Л.Л. Босова,
А.Ю. Босова; издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2020 г.).
На изучение предмета отводится 17 часов (1 час в неделю).
Цель курса:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов
информатики, в том числе овладение умениями работать с различными видами
информации, самостоятельно осуществлять индивидуальную информационную
деятельность, представлять ее результаты;
Задачи курса:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и
в окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение
первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта

•

•

•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•

принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них
алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование
умений использования средств информационных и коммуникационных
технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов
информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);
овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление
использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в
жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и
однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения
выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью
средств ИКТ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном
процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам
образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам
познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными
результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе,
являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов
ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях
развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного,
нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как
в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении
информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель»,
«алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•

•
•

•

•

•

•
•

•

владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных
условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом
приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в
пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение
строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение
выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,
проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания
личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание
графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание,
восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное
взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ
информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в
ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной
области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного
предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и
социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления,
научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
общего образования основные предметные результаты изучения информатики в
основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных
устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об
алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с
одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами
— линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей —
таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;

•

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»

6 класс
Объекты их имена и свойства (3 часов). Компьютерные меню. Главное меню.
Запуск программ. Окно программы и его структура. Диалоговые окна. Основные элементы
управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера.
Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Объекты и их
имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния.
Информационные модели (3 часов). Модели объектов и их назначение.
Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие
математические модели. Табличные информационные модели.
Подготовка текстов на компьютере (8 часов). Текстовый редактор. Правила
ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приемы редактирования (вставка, удаление и
замена символов).
Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование
фрагментов.Проверка правописания, расстановка переносов.
Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев
(выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и
форматирование списков.
Алгоритмика (3 часов). Что такое алгоритм. Понятие исполнителя.
Неформальные и формальные исполнители. Их назначение, среда, режим работы, система
команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Примеры линейных алгоритмов (в повседневной жизни, в литературных произведениях,
на уроках математики и т. д.). Составление линейных алгоритмов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
6 класс (17 часов)
№
п/п

Тема

Колво
часов

1

Объекты их имена
и свойства

3

Основные виды деятельности обучающихся

Работа в операционной системе Windows. Управление
компьютером с помощью меню. Запуск программ.
Знакомство с:
-окном программы и его структурой,
-диалоговыми окнами, основными элементами
управления, имеющимися в диалоговых окнах.
Знакомство с объектами и их именами (свойства,
действия, поведение, состояния.)
Практическая деятельность:
ПР №1 «Работаем с основными объектами
операционной системы»
ПР №2 «Работаем с объектами файловой системы»
ПР №3 «Повторяем возможности графического
редактора»

2

Информационны
е модели

3

Изучение моделей объектов и их назначения:
-информационные модели,
-словесные информационные модели,
-простейшие математические модели,
-табличные информационные модели
Практическая деятельность:
ПР №4 «Создаём натурные модели»
ПР №5 «Создаем словесные модели»
ПР №6 «Работа с простейшими математическими
моделями»
ПР № 7 «Создаем графические модели»
Творческий проект «Создаём семейное древо»

3

Подготовка
текстов на
компьютере

8

4

Алгоритмика

2

Знакомство с:
-текстовым редактором,
-правилами ввода текста (слово, предложение,абзац),
-приемами редактирования (вставка, удаление и
замена символов).
Практическая деятельность:
ПР №8 «Создание, открытие и сохранение текстового
документа»
ПР №9 «Вводим текст»
ПР № 10 «Редактируем текст. Вставка, удаление и
замена символов»
ПР № 11 «Работаем с фрагментами текста»
ПР №12 «Проверка правописания, форматирование
абзацев»
ПР №13 «Создаем простые таблицы»
ПР №14 «Создаем и форматируем список» Итоговый
проект «Создание бланка анкеты (теста)»
Знакомство с:
-алгоритмом,
-понятием исполнителя (неформальные
и

формальные исполнители),
-назначением, средой, режимом работы, системой
команд.
Практическая деятельность

5

Практическое

1

Выполнение заданий на определение формальных и
неформальных исполнителей, выполнять управление
исполнителями с помощью СКИ, исполнение и
составление линейных алгоритмов.
Управление исполнителями с помощью команд и их
последовательностей. Приведение примеровлинейных
алгоритмов (в повседневной жизни, в литературных
произведениях, на уроках математики и т. д.).
ПР № 15 «Исполнение линейных алгоритмов»
ПР № 16 «Составление линейных алгоритмов»
Компьютерный практикум

повторение
Календарно-тематическое планирование (поурочное планирование)
6 класс
№ Тема урока
Количество часов
Виды и
п/п
всего Контрольные Практич. формы
контроля
работы
работы
1
Объекты их имена и свойства.
3
0
1
Устный
Работа в операционной системе
опрос,
Windows. Управление компьютером
практич.
с помощью меню. Запуск программ.
работа
Практическая работа № 1 «Работаем
с основными объектами
операционной системы»
ПР №2 «Работаем с объектами
1
практич.
файловой системы»
работа
ПР №3 «Повторяем возможности
1
практич.
графическогоредактора»
работа
2
Информационные модели
3
1
Устный
Знакомство с:
опрос,
-текстовым редактором,
практич.
-правилами ввода текста (слово,
работа
предложение,абзац),
-приемами редактирования
(вставка, удаление изамена
символов).
ПР №4 «Создаём натурные
модели» Пр. №5«Создаем
словесные модели»
ПР №6 «Работа с простейшими
1
практич.
математическимимоделями»
работа
ПР № 7 «Создаем графические
модели»
Творческий проект «Создаём
1
Защита
семейное древо»
проекта
3
Подготовка текстов на компьютере
8
1
Устный
Знакомство с:
опрос,
-текстовым редактором,
практич.
-правилами ввода текста (слово,
работа

Дата
изучения

предложение,абзац),
-приемами редактирования
(вставка, удаление изамена
символов).
ПР №8 «Создание, открытие и
сохранение текстовогодокумента»
ПР №9 «Вводим текст»

4

5

ПР № 10 «Редактируем текст.
Вставка, удаление изамена
символов»
ПР № 11 «Работаем с фрагментами
текста»
ПР №12 «Проверка правописания,
форматированиеабзацев»
ПР №13 «Создаем простые
таблицы»
ПР №14 «Создаем и форматируем
список»
Итоговый проект «Создание бланка
анкеты (теста)»
Алгоритмика
Знакомство с:
-алгоритмом,
-понятием исполнителя
(неформальные
иформальные
исполнители),
-назначением, средой, режимом
работы, системой команд.
ПР № 15 «Исполнение линейных
алгоритмов»
ПР № 16 «Составление линейных
алгоритмов»
Практическое повторение.
Компьютерный практикум

1
1

1
1
1
1
1
2

1

1
1

практич.
работа
практич.
работа
практич.
работа
практич.
работа
практич.
работа
практич.
работа
Защита
проекта
Устный
опрос,
практич.
работа

практич.
работа
Проверка
практич.
умений

Учебно-методическая литература
1. Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Зарегистрировано
в Минюсте РФ 30 декабря 2022 г. Регистрационный N 71930. Приказ Министерства просвещения
РФ от 24 ноября 2022 г. N 1026);
2. Н. Н. Глазкова. Диссертация «Обучение элементам информатики старших школьников с
недоразвитием интеллекта», СПб: - РГПУ им. А. И. Герцена, 2007 г.;
3. Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. Информатика. Программа для основной школы 5-6 классы, 7-9
классы. Москва, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013 г.
4. Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 5 класса - Москва,
«БИНОМ. Лаборатория знаний», 2011 г.;
5. Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 6 класса - Москва,
«БИНОМ. Лаборатория знаний», 2011 г.;

6. Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 7 класса - Москва,
«БИНОМ. Лаборатория знаний», 2011 г.;
7. https://infourok.ru/material.html?mid=47054

Сафина

А.

А.

Дипломная

работа

«Обучение

компьютерной грамотности детей с умственной отсталостью».
8. https://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2014/01/11/sotsialnaya-adaptatsiya-i- proforientatsiya
Сучкова И. С. Социальная адаптация и профориентация обучающихся сограниченными
возможностями здоровья на уроках информатики, 2014 г.;
9. https://multiurok.ru/files/ikt-v-obuchienii-dietiei-s-umieriennoi-umstviennoi.html Черткова О. В."ИКТ
в обучении детей с умеренной умственной отсталостью и ТМНР", 2017 г.
10. Корепанова А. Н., Кичигина М. Н., Мельцова О.А. Адаптированная рабочая программа по
информатике
нарушениями)

8-9

классы

для

детей

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».