МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Артинского городского округа МБОУ "Малотавринская СОШ" РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете Приказом директора №119-од от «30» августа 2024 г. Протокол №1 от «30» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Информатика» 6 класс с. Малая Тавра 2024 г. • • Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету на уровне основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с: • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (редакция от 23.07.2013); • на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599; • адаптированной основной образовательной программой МАОУ СШ №1 для обучающихся с умственной отсталостью; • Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г. № 345; • Приказа №632 от 22.11.2019 О внесении изменений в перечень учебников; • Постановление № 26 от 10.07.2015г. Об утверждении СанПин 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; • Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 59 кл. В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014г. Рабочая программа составлена с учётом психофизических особенностей, обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и возможностями их познавательной деятельности, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционноразвивающие игры и упражнения, направленные на повышение Рабочая программа курса «Информатика» для 6 класса предназначена для учащегося обучающегося по адаптивной общеобразовательной программе основного общего образования для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), основной образовательной программой основного общего образования, а также авторской программой курса «Информатика» Л.Л. Босовой, рекомендованной Министерством образования РФ, (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2020 г.). На изучение предмета отводится 17 часов (1 час в неделю). Цель курса: формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно осуществлять индивидуальную информационную деятельность, представлять ее результаты; Задачи курса: показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире; организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта • • • • • • • • • • • • • принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов; организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.; владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • • • • • • • • • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации). Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают: формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» 6 класс Объекты их имена и свойства (3 часов). Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его структура. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Информационные модели (3 часов). Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Подготовка текстов на компьютере (8 часов). Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приемы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Алгоритмика (3 часов). Что такое алгоритм. Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Примеры линейных алгоритмов (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т. д.). Составление линейных алгоритмов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» 6 класс (17 часов) № п/п Тема Колво часов 1 Объекты их имена и свойства 3 Основные виды деятельности обучающихся Работа в операционной системе Windows. Управление компьютером с помощью меню. Запуск программ. Знакомство с: -окном программы и его структурой, -диалоговыми окнами, основными элементами управления, имеющимися в диалоговых окнах. Знакомство с объектами и их именами (свойства, действия, поведение, состояния.) Практическая деятельность: ПР №1 «Работаем с основными объектами операционной системы» ПР №2 «Работаем с объектами файловой системы» ПР №3 «Повторяем возможности графического редактора» 2 Информационны е модели 3 Изучение моделей объектов и их назначения: -информационные модели, -словесные информационные модели, -простейшие математические модели, -табличные информационные модели Практическая деятельность: ПР №4 «Создаём натурные модели» ПР №5 «Создаем словесные модели» ПР №6 «Работа с простейшими математическими моделями» ПР № 7 «Создаем графические модели» Творческий проект «Создаём семейное древо» 3 Подготовка текстов на компьютере 8 4 Алгоритмика 2 Знакомство с: -текстовым редактором, -правилами ввода текста (слово, предложение,абзац), -приемами редактирования (вставка, удаление и замена символов). Практическая деятельность: ПР №8 «Создание, открытие и сохранение текстового документа» ПР №9 «Вводим текст» ПР № 10 «Редактируем текст. Вставка, удаление и замена символов» ПР № 11 «Работаем с фрагментами текста» ПР №12 «Проверка правописания, форматирование абзацев» ПР №13 «Создаем простые таблицы» ПР №14 «Создаем и форматируем список» Итоговый проект «Создание бланка анкеты (теста)» Знакомство с: -алгоритмом, -понятием исполнителя (неформальные и формальные исполнители), -назначением, средой, режимом работы, системой команд. Практическая деятельность 5 Практическое 1 Выполнение заданий на определение формальных и неформальных исполнителей, выполнять управление исполнителями с помощью СКИ, исполнение и составление линейных алгоритмов. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Приведение примеровлинейных алгоритмов (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т. д.). ПР № 15 «Исполнение линейных алгоритмов» ПР № 16 «Составление линейных алгоритмов» Компьютерный практикум повторение Календарно-тематическое планирование (поурочное планирование) 6 класс № Тема урока Количество часов Виды и п/п всего Контрольные Практич. формы контроля работы работы 1 Объекты их имена и свойства. 3 0 1 Устный Работа в операционной системе опрос, Windows. Управление компьютером практич. с помощью меню. Запуск программ. работа Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами операционной системы» ПР №2 «Работаем с объектами 1 практич. файловой системы» работа ПР №3 «Повторяем возможности 1 практич. графическогоредактора» работа 2 Информационные модели 3 1 Устный Знакомство с: опрос, -текстовым редактором, практич. -правилами ввода текста (слово, работа предложение,абзац), -приемами редактирования (вставка, удаление изамена символов). ПР №4 «Создаём натурные модели» Пр. №5«Создаем словесные модели» ПР №6 «Работа с простейшими 1 практич. математическимимоделями» работа ПР № 7 «Создаем графические модели» Творческий проект «Создаём 1 Защита семейное древо» проекта 3 Подготовка текстов на компьютере 8 1 Устный Знакомство с: опрос, -текстовым редактором, практич. -правилами ввода текста (слово, работа Дата изучения предложение,абзац), -приемами редактирования (вставка, удаление изамена символов). ПР №8 «Создание, открытие и сохранение текстовогодокумента» ПР №9 «Вводим текст» 4 5 ПР № 10 «Редактируем текст. Вставка, удаление изамена символов» ПР № 11 «Работаем с фрагментами текста» ПР №12 «Проверка правописания, форматированиеабзацев» ПР №13 «Создаем простые таблицы» ПР №14 «Создаем и форматируем список» Итоговый проект «Создание бланка анкеты (теста)» Алгоритмика Знакомство с: -алгоритмом, -понятием исполнителя (неформальные иформальные исполнители), -назначением, средой, режимом работы, системой команд. ПР № 15 «Исполнение линейных алгоритмов» ПР № 16 «Составление линейных алгоритмов» Практическое повторение. Компьютерный практикум 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 практич. работа практич. работа практич. работа практич. работа практич. работа практич. работа Защита проекта Устный опрос, практич. работа практич. работа Проверка практич. умений Учебно-методическая литература 1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 декабря 2022 г. Регистрационный N 71930. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1026); 2. Н. Н. Глазкова. Диссертация «Обучение элементам информатики старших школьников с недоразвитием интеллекта», СПб: - РГПУ им. А. И. Герцена, 2007 г.; 3. Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. Информатика. Программа для основной школы 5-6 классы, 7-9 классы. Москва, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013 г. 4. Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 5 класса - Москва, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2011 г.; 5. Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 6 класса - Москва, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2011 г.; 6. Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 7 класса - Москва, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2011 г.; 7. https://infourok.ru/material.html?mid=47054 Сафина А. А. Дипломная работа «Обучение компьютерной грамотности детей с умственной отсталостью». 8. https://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2014/01/11/sotsialnaya-adaptatsiya-i- proforientatsiya Сучкова И. С. Социальная адаптация и профориентация обучающихся сограниченными возможностями здоровья на уроках информатики, 2014 г.; 9. https://multiurok.ru/files/ikt-v-obuchienii-dietiei-s-umieriennoi-umstviennoi.html Черткова О. В."ИКТ в обучении детей с умеренной умственной отсталостью и ТМНР", 2017 г. 10. Корепанова А. Н., Кичигина М. Н., Мельцова О.А. Адаптированная рабочая программа по информатике нарушениями) 8-9 классы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными