Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малотавринская средняя общеобразовательная школа» Принята на педагогическом совете МБОУ «Малотавринская СОШ» Протокол № 1 от «31 » августа 2023 г. Утверждаю Директор МБОУ «Малотавринская СОШ» ______________/ Л.А. Иванова/ Приказ №116-од от «31» августа 2023 г. Дополнительная общеобразовательная образовательная программа художественно – эстетической направленности «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА» ДЛЯ 1 - 4 КЛАССОВ Возраст обучающихся 7-11 лет Срок реализации: 4 года Автор-составитель: Семендеева А.В. педагог дополнительного образования с. Малая Тавра 2023 г. Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере образования и образовательной организации: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки РФ. Направленность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная палитра» реализуется в художественно-эстетической направленности, способствует выявлению одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Актуальность программы Актуальность программы связана с ростом числа детских коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки , народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации. Отличительная особенность программы Музыкально- эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения. В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход. Приобщение учащихся к музыкальному искусству через пение как один из доступнейших видов музыкальной деятельности является важным средством улучшения их художественного и эстетического вкуса. На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку разобраться во всем многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому ученику проявить себя в разных видах музыкальной деятельности. Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная палитра» рассчитана на учащихся 7-11 лет (1-4 классы). Программа направлена на выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте. Способствует приобретению детьми определенного комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих исполнять вокально-хоровые произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Вырабатывает у детей опыт творческой деятельности. Новизна программы в том, то в ней представлена структура педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий. Программа рассчитана на детей 7-11 лет. Режим занятий Продолжительность академического часа – 40 мин. Общее количество в неделю – 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся. Объём общеразвивающей программы Объём – 135 часов. Программа рассчитана на 4 года обучения по 34 часа в год. Срок освоения Программа рассчитана на 4 года обучения – 135 часов. . Особенности организации образовательного процесса В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В. Емельянова, К. Орфа. Перечень форм обучения: фронтальная (одновременная работа со всеми учащимися); групповая (работы в группах); по подгруппам (малыми группами); индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем); индивидуально-групповая (чередование индивидуальных и групповых исполнений). теоретическое (беседа, рассказ). Перечень видов занятий: Музыкальные занятии; Занятия-концерты; Репетиции; Творческие отчёты; Игровые формы. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: Диагностика результатов работы по программе связана с демонстрацией достижений обучающихся на отчётных концертах, конкурсах, открытых уроках и т.д. Главный показатель – личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, усвоение музыкального материала, воспитание и развитие навыков творческой, самостоятельной работы, развитие умения творчески реализоваться на сцене, формирование эстетического вкуса. Цель программы Сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства. Задачи программы Обучающие: углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной; обучить детей вокальным навыкам; формирование знаний, умений, вокально-хоровых навыков. Развивающие: развивать музыкально-эстетический вкус; привить навыки сценического поведения; привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее; формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала; развить музыкальные способности детей; развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства; развить музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма. Воспитательные: воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; потребность в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностное отношение к музыке. Учебный план № п/п 1 Разделы I год обучения Всего часов Количество Характеристика деятельности часов обучающихся Аудит Внеауд орные иторн ые Раздел I Вокально- хоровая работа 21 19 2 В результате обучения пению ребенок должен знать и понимать: Строение артикуляционного 2 Раздел II Музыкальнотеоретическая подготовка 5 5 Раздел III Теоретикоаналитическая работа 5 3 2 Раздел IV Концертноисполнительская деятельность Итого 2 1 1 33 28 5 3 4 № п/п Разделы II год обучения Всего часов 1 Раздел I Вокальнохоровая работа 22 Количество часов Ауди Внеауди торн торные ые 18 4 2 Раздел II Музыкальнотеоретическая подготовка 8 6 3 Раздел III Теоретикоаналитическая работа Раздел IV Концертноисполнительская деятельность 2 2 2 1 1 34 27 7 Всего часов Количество часов Ауди Внеаудит торн орные ые 15 4 4 Итого № п/п 1 2 Разделы III год обучения Раздел I Вокальнохоровая работа Раздел II Музыкальнотеоретическая 19 7 2 6 1 аппарата; особенности певческого голоса; гигиену певческого голоса; понимать по требованию педагога слова- петь «мягко, нежно, легко»;понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание); правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; Характеристика деятельности обучающихся В результате обучения пению ребенок должен знать и понимать: Основы музыкальной грамоты; познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов; на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни; в подвижных песнях делать быстрый вдох; принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива Характеристика деятельности учащихся В результате обучения пению ребенок должен знать и понимать: жанры вокальной музыки, показать результат 3 4 подготовка Раздел III Теоретикоаналитическая работа Раздел IV Концертноисполнительская деятельность Итого № п/п 1 2 3 4 Итого Разделы IV год обучения Раздел I Вокальнохоровая работа Раздел II Музыкальнотеоретическая подготовка Раздел III Теоретикоаналитическая работа Раздел IV Концертноисполнительская деятельность 4 2 2 4 1 3 34 24 10 Всего часов 21 Количество часов Ауди Внеаудит торн орные ые 17 4 5 4 1 3 1 2 5 3 2 34 25 9 исполнения двухголосия без музыкального сопровождения, Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта. Характеристика деятельности обучающихся Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизациях; разыгрывать народные песни; применять знания основных средств музыкальной выразительности в исполнительской деятельности Содержание учебного плана 1 класс (33 часа) 1.Вокально-хоровая работа.(21 ч.) Прослушивание голосов-1 ч.; Певческая установка-2 ч. ; Распевание-1 ч. ; Дирижерские жесты- 1 ч.; Унисон -2 ч.; Вокальная позиция- 2 ч.; Звуковедение- 2 ч. ; Дикция-2 ч.; Двухголосие -4 ч.; Работа с солистами-2 ч.; Региональный компонент-2ч. 2 Музыкально-теоретическая подготовка (5 ч.) Основы музыкальной грамоты-2 ч.; Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти-1 ч.; Развитие чувства ритма-2 ч. 3. Теоретико-аналитическая работа(5 ч.) Беседа о гигиене певческого голоса-1 ч.; Народное творчество- 1 ч.; Беседа о творчестве композиторов –классиков-1 ч.; Беседа о творчестве современных композиторов-1 ч.; Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении-1 ч. 4 Концертно-исполнительская деятельность(2 ч.) Праздники, выступления-2 ч. 2 классь(34 часа) 1 .Вокально-хоровая работа (22 ч.) Прослушивание голосов-1 ч.; Распевание -1 ч.; Пение учебно-тренировочного материала-2 ч.; Приемы исполнения а,cappella- 4ч.; Индивидуальная вокальная работа-3 ч.; Плясовые народные песни-4ч.; Двухголосие-4 ч. ; Дикция-2 ч.; Звуковедение-2 ч. 2 Музыкально-теоретическая подготовка (8 ч.) Основы музыкальной грамоты-4 ч.; Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти-2 ч.; Развитие чувства ритма-2 ч. 3 Теоретико –аналитическая работа (2 ч.) Беседа о гигиене певческого голоса-1 ч.; Беседа о творчестве композиторов-классиков-1 ч. 4 Концертно-исполнительская деятельность (2 ч.) Отчетный концерт- 2 ч. 3 класс (34 часа) 1Вокально-хоровая работа (19 ч.) Прослушивание голосов-1 ч.; Певческая установка-1 ч.; Унисон- 2 ч.; Приемы исполнения а,cappella- 2 ч.; Народный ансамбль: приемы исполнения-2ч.; Приемы импровизации-2 ч.; Дикция-2 ч.; Двухголосие -3 ч.; Работа с солистами-2 ч.; Творческий отчет-2 ч. 2 Музыкально-теоретическая подготовка(7 ч.) Основы музыкальной грамоты – 3 ч.; Развитие чувства ритма-2 ч.; Развитие музыкального слуха-2 ч. 3 Теоретико-аналитическая работа (4 ч.) Беседа о гигиене певческого голоса-1 ч.; Беседа о творчестве современных композиторов-2 ч.; Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении -1 ч.; 4 Концертно-исполнительская деятельность (4 ч.) Открытый урок для родителей-1 ч.; Праздники , выступления-2 ч.; Экскурсии, концерты-1 ч. 4 класс (34 часа) 1 Вокально-хоровая работа(21 ч.) Прослушивание голосов-1 ч.; Вокальная позиция-1 ч.; Распевание -4 ч.; Двухголосие-4 ч.; Дикция-2 ч.; Пластическое интонирование-2 ч.; Фонограмма , ее особенности и возможности-2 ч.; Приемы работы с микрофоном-1 ч.; Певческая установка, дыхание-2 ч.; Сводные репетиции2 ч. 2 Музыкально-теоретическая подготовка(5 ч.) Основы музыкальной грамоты-2 ч.; Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти-2ч.; Развитие чувства ритма-1 ч. 3.Теоретико-аналитическая работа(3 ч.) Беседа о творчестве современных композиторов-1 ч.; Народное творчество-1 ч.; Просмотр выступления детей музыкальной школы -1 ч. 4 .Концертно-исполнительская деятельность(5 ч.) Сводные репетиции-2 ч. ;Открытый урок для родителей-1 ч.; Праздники, выступления-1 ч.; Экскурсии, концерты,театры-1ч. Планируемые результаты Личностные результаты освоения программы курса: формирование эстетических потребностей, ценностей; развитие эстетических чувств и художественного вкуса; развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства; бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности. Метапредметные результаты освоения программы курса: овладение способами решения поискового и творческого характера; культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности; приобретение опыта в вокально – творческой деятельности. Предметные результаты освоения программы курса: овладение практическими умениями и навыками вокального творчества; овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края. Организационно-педагогические условий Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год № 1 2 3 4 5 6 6 7 8 9 10 11 12 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в 1 четверти Каникулы Недель во 2 четверти Каникулы Недель в 3 четверти Каникулы Недель в 4 четверти Начало занятий Праздничные дни 13 Окончание учебного года 34 204 1 34 8 недель 28 октября-5 ноября 8 недель 30 декабря-7 января 11 недель 23 марта-31 марта 8 недель 1 сентября 23 февраля, 8 марта, 1,9,10 мая 24 мая Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Музыкальный центр; Фортепиано; Компьютер. Экранно-звуковые пособия 1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке. 2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. 3. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей. 4. Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей. 5. Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов. 6. Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов. 7. Нотный и поэтический текст песен. 8. Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах. 9. Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры. Авторские учебно-методические материалы 1. Использование разработок уроков 2. Использование мультимедийных презентаций Формы аттестации текущий контроль, промежуточную Программа предусматривает и итоговую аттестации. Формами текущего и промежуточного контроля являются: участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно - просветительской, творческой деятельности школы, академические концерты в 1-ом и 2-ом полугодиях. Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год; возможно проведение отдельных контрольных мероприятий по ансамблю. При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной программы или участие в ансамбле Критерии оценки При оценивании обучающегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать: - формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; - наличие вокально-исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальноисполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; - степень продвижения обучающегося, успешность личностных достижений. Оценка «5» («отлично»): технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. Оценка «4» («хорошо»): грамотное исполнение с небольшими недочётами (техническими, метроритмическими, интонационными, художественными). Оценка «3» («удовлетворительно»): исполнение с существенными недочётами, а именно недоученный текст, не точная мелодическая линия, погрешности в ритмической основе произведения, слабая вокально- техническая подготовка. Оценка «2» («неудовлетворительно»): комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных домашних занятий, плохой посещаемостью аудиторных занятий. Методические материалы Данная программа призвана сформировать у воспитанников устойчивый интерес к предлагаемой деятельности, творческим использованием умений и навыков, которые были приобретены на занятиях, в повседневной жизни. В процессе освоения учебным материалом у воспитанников формируется навык вокального исполнительства, умение владеть своим дыханием, четко произносить звуки и фразы, выразительно и художественно исполнять произведение. Проверить, насколько воспитанник смог усвоить необходимые знания и навыки можно на выступлениях как внутри коллектива (отчетные занятия, выступления на концертах внутри студии), так и выездных мероприятиях (отчетные концерты, конкурсы). Проверкой знаний, умений и навыков являются публичные выступления в виде творческих отчетов и концертов. Информационно-методическое обеспечение 1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983. 2. Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975. 3. Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287. 4. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000. 5. Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с. 6. Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966. 7. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научнотехнического творчества молодежи, 2004. 8. Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001. 9. Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. 10. Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999. 11. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002. 12. Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006; 13. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992. 14. Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975. Список полезных интернет – ресурсов для педагога 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. http://www.mp3sort.com/ http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm http://forums.minus-fanera.com/index.php http://alekseev.numi.ru/ http://talismanst.narod.ru/ http://www.rodniki-studio.ru/ http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm http://www.lastbell.ru/pesni.html http://www.fonogramm.net/songs/14818 http://www.vstudio.ru/muzik.htm http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/ http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed http://www.notomania.ru/view.php?id=207 http://notes.tarakanov.net/ http://irina-music.ucoz.ru/load