ДООП Музыкальная палитра 1-4 классы 2023-2024 уч. год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малотавринская средняя общеобразовательная школа»

Принята
на педагогическом совете
МБОУ «Малотавринская СОШ»
Протокол № 1 от «31 » августа 2023 г.

Утверждаю
Директор МБОУ «Малотавринская СОШ»
______________/ Л.А. Иванова/
Приказ №116-од от «31» августа 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная
образовательная программа
художественно – эстетической направленности
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА»
ДЛЯ 1 - 4 КЛАССОВ
Возраст обучающихся 7-11 лет
Срок реализации: 4 года

Автор-составитель:
Семендеева А.В.
педагог дополнительного образования

с. Малая Тавра 2023 г.

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере
образования и образовательной организации:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей».
5. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки РФ.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная
палитра» реализуется в художественно-эстетической направленности, способствует
выявлению одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском
возрасте.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать
творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений,
совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы
Актуальность программы связана с ростом числа детских коллективов, расширением
их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с
расчетом на голосовые возможности детей. В певческой деятельности творческое
самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении,
одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки ,
народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении
опыта вокальной импровизации.
Отличительная особенность программы
Музыкально- эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников
должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее
место в этом принадлежит кружку вокального пения. В кружке вокального пения
органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся,
индивидуальный подход. Приобщение учащихся к музыкальному искусству через пение
как один из доступнейших видов музыкальной деятельности является важным средством
улучшения их художественного и эстетического вкуса.
На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и
одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку разобраться во всем
многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому ученику проявить себя
в разных видах музыкальной деятельности.

Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная
палитра» рассчитана на учащихся 7-11 лет (1-4 классы).
Программа направлена на выявление одаренных детей в области музыкального
искусства в раннем детском возрасте. Способствует приобретению детьми определенного
комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих исполнять вокально-хоровые
произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и
стилевыми традициями. Вырабатывает у детей опыт творческой деятельности.
Новизна программы в том, то в ней представлена структура педагогического
воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности,
сопровождающая систему практических занятий. Программа рассчитана на детей 7-11 лет.
Режим занятий
Продолжительность академического часа – 40 мин.
Общее количество в неделю – 1 час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм
позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.
Объём общеразвивающей программы
Объём – 135 часов.
Программа рассчитана на 4 года обучения по 34 часа в год.
Срок освоения
Программа рассчитана на 4 года обучения – 135 часов. .
Особенности организации образовательного процесса
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных
педагогов – музыкантов: В.В. Емельянова, К. Орфа.
Перечень форм обучения:
 фронтальная (одновременная работа со всеми учащимися);
 групповая (работы в группах);
 по подгруппам (малыми группами);
 индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем);
 индивидуально-групповая
(чередование
индивидуальных
и
групповых
исполнений).
 теоретическое (беседа, рассказ).






Перечень видов занятий:
Музыкальные занятии;
Занятия-концерты;
Репетиции;
Творческие отчёты;
Игровые формы.

Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы:
Диагностика результатов работы по программе связана с демонстрацией достижений
обучающихся на отчётных концертах, конкурсах, открытых уроках и т.д.

Главный показатель – личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей,
усвоение музыкального материала, воспитание и развитие навыков творческой,
самостоятельной работы, развитие умения творчески реализоваться на сцене,
формирование эстетического вкуса.
Цель программы
Сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные
навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи программы
Обучающие:

углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

обучить детей вокальным навыкам;

формирование знаний, умений, вокально-хоровых навыков.
Развивающие:

развивать музыкально-эстетический вкус;

привить навыки сценического поведения;

привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

формировать чувство прекрасного на основе классического и современного
музыкального материала;

развить музыкальные способности детей;

развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре
исполнительского мастерства;

развить музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную
память, чувство ритма.
Воспитательные:

воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего
народа и других народов мира;

потребность в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и
музыкальном самообразовании;

эмоционально-ценностное отношение к музыке.

Учебный план
№
п/п

1

Разделы
I год обучения

Всего
часов

Количество Характеристика деятельности
часов
обучающихся
Аудит Внеауд
орные иторн
ые

Раздел I
Вокально- хоровая
работа
21

19

2

В результате обучения пению
ребенок должен знать и
понимать:
Строение артикуляционного

2

Раздел II Музыкальнотеоретическая
подготовка

5

5

Раздел III
Теоретикоаналитическая работа

5

3

2

Раздел IV Концертноисполнительская
деятельность
Итого

2

1

1

33

28

5

3

4

№
п/п

Разделы
II год обучения

Всего
часов

1

Раздел I Вокальнохоровая работа

22

Количество
часов
Ауди Внеауди
торн торные
ые
18
4

2

Раздел II Музыкальнотеоретическая
подготовка

8

6

3

Раздел III Теоретикоаналитическая работа
Раздел IV Концертноисполнительская
деятельность

2

2

2

1

1

34

27

7

Всего
часов

Количество
часов
Ауди Внеаудит
торн орные
ые
15
4

4

Итого

№
п/п

1
2

Разделы
III год обучения

Раздел I Вокальнохоровая работа
Раздел II Музыкальнотеоретическая

19
7

2

6

1

аппарата; особенности
певческого голоса; гигиену
певческого голоса; понимать по
требованию педагога слова- петь
«мягко, нежно, легко»;понимать
элементарные дирижерские
жесты и правильно следовать им
(внимание, вдох, начало
звукоизвлечения и его
окончание); правильно дышать:
делать небольшой спокойный
вдох, не поднимая плеч;
Характеристика деятельности
обучающихся

В результате обучения пению
ребенок должен знать и
понимать:
Основы музыкальной грамоты;
познакомиться с народным
творчеством, вокальной
музыкой русских и зарубежных
композиторов; на звуке ля
первой октавы правильно
показать самое красивое
индивидуальное звучание
своего голоса, ясно выговаривая
слова песни; в подвижных
песнях делать быстрый вдох;
принимать активное участие в
творческой жизни вокального
коллектива
Характеристика деятельности
учащихся

В результате обучения пению
ребенок должен знать и
понимать: жанры вокальной
музыки, показать результат

3
4

подготовка
Раздел III Теоретикоаналитическая работа
Раздел IV Концертноисполнительская
деятельность

Итого
№
п/п

1
2

3
4

Итого

Разделы
IV год обучения

Раздел I Вокальнохоровая работа
Раздел II Музыкальнотеоретическая
подготовка
Раздел III Теоретикоаналитическая работа
Раздел IV Концертноисполнительская
деятельность

4

2

2

4

1

3

34

24

10

Всего
часов

21

Количество
часов
Ауди Внеаудит
торн орные
ые
17
4

5

4

1

3

1

2

5

3

2

34

25

9

исполнения двухголосия без
музыкального сопровождения,
Поведение певца до выхода на
сцену и во время концерта.

Характеристика
деятельности обучающихся

Осуществлять собственный
музыкально-исполнительский
замысел в пении и
импровизациях; разыгрывать
народные песни; применять
знания основных средств
музыкальной выразительности
в исполнительской
деятельности

Содержание учебного плана
1 класс (33 часа)
1.Вокально-хоровая работа.(21 ч.)
Прослушивание голосов-1 ч.; Певческая установка-2 ч. ; Распевание-1 ч. ; Дирижерские
жесты- 1 ч.; Унисон -2 ч.; Вокальная позиция- 2 ч.; Звуковедение- 2 ч. ;
Дикция-2 ч.; Двухголосие -4 ч.; Работа с солистами-2 ч.; Региональный компонент-2ч.
2 Музыкально-теоретическая подготовка (5 ч.)
Основы музыкальной грамоты-2 ч.; Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти-1 ч.;
Развитие чувства ритма-2 ч.
3. Теоретико-аналитическая работа(5 ч.)
Беседа о гигиене певческого голоса-1 ч.; Народное творчество- 1 ч.; Беседа о творчестве
композиторов –классиков-1 ч.; Беседа о творчестве современных композиторов-1 ч.; Просмотр
видеозаписи выступления детей на Евровидении-1 ч.
4 Концертно-исполнительская деятельность(2 ч.)
Праздники, выступления-2 ч.
2 классь(34 часа)
1 .Вокально-хоровая работа (22 ч.)
Прослушивание голосов-1 ч.; Распевание -1 ч.; Пение учебно-тренировочного материала-2
ч.; Приемы исполнения а,cappella- 4ч.; Индивидуальная вокальная работа-3 ч.; Плясовые
народные песни-4ч.; Двухголосие-4 ч. ; Дикция-2 ч.; Звуковедение-2 ч.

2 Музыкально-теоретическая подготовка (8 ч.)
Основы музыкальной грамоты-4 ч.; Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти-2 ч.;
Развитие чувства ритма-2 ч.
3 Теоретико –аналитическая работа (2 ч.)
Беседа о гигиене певческого голоса-1 ч.; Беседа о творчестве композиторов-классиков-1 ч.
4 Концертно-исполнительская деятельность (2 ч.)
Отчетный концерт- 2 ч.
3 класс (34 часа)
1Вокально-хоровая работа (19 ч.)
Прослушивание голосов-1 ч.; Певческая установка-1 ч.; Унисон- 2 ч.; Приемы исполнения
а,cappella- 2 ч.; Народный ансамбль: приемы исполнения-2ч.; Приемы импровизации-2 ч.;
Дикция-2 ч.; Двухголосие -3 ч.; Работа с солистами-2 ч.; Творческий отчет-2 ч.
2 Музыкально-теоретическая подготовка(7 ч.)
Основы музыкальной грамоты – 3 ч.; Развитие чувства ритма-2 ч.; Развитие музыкального
слуха-2 ч.
3 Теоретико-аналитическая работа (4 ч.)
Беседа о гигиене певческого голоса-1 ч.; Беседа о творчестве современных композиторов-2
ч.; Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении -1 ч.;
4 Концертно-исполнительская деятельность (4 ч.)
Открытый урок для родителей-1 ч.; Праздники , выступления-2 ч.; Экскурсии, концерты-1 ч.
4 класс (34 часа)
1 Вокально-хоровая работа(21 ч.)
Прослушивание голосов-1 ч.; Вокальная позиция-1 ч.; Распевание -4 ч.; Двухголосие-4 ч.;
Дикция-2 ч.; Пластическое интонирование-2 ч.; Фонограмма , ее особенности и возможности-2
ч.; Приемы работы с микрофоном-1 ч.; Певческая установка, дыхание-2 ч.; Сводные репетиции2 ч.
2 Музыкально-теоретическая подготовка(5 ч.)
Основы музыкальной грамоты-2 ч.; Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти-2ч.;
Развитие чувства ритма-1 ч.
3.Теоретико-аналитическая работа(3 ч.)
Беседа о творчестве современных композиторов-1 ч.; Народное творчество-1 ч.; Просмотр
выступления детей музыкальной школы -1 ч.
4 .Концертно-исполнительская деятельность(5 ч.)
Сводные репетиции-2 ч. ;Открытый урок для родителей-1 ч.; Праздники, выступления-1 ч.;
Экскурсии, концерты,театры-1ч.

Планируемые результаты
Личностные результаты освоения программы курса:
 формирование эстетических потребностей, ценностей;
 развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
 развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
 бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного
края, нации, этнической общности.
Метапредметные результаты освоения программы курса:
 овладение способами решения поискового и творческого характера;
 культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая



компетентности;
приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

Предметные результаты освоения программы курса:
 овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
 овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Организационно-педагогические условий
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
№
1
2
3
4
5
6
6
7
8
9
10
11
12

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в 1 четверти
Каникулы
Недель во 2 четверти
Каникулы
Недель в 3 четверти
Каникулы
Недель в 4 четверти
Начало занятий
Праздничные дни

13

Окончание учебного года

34
204
1
34
8 недель
28 октября-5 ноября
8 недель
30 декабря-7 января
11 недель
23 марта-31 марта
8 недель
1 сентября
23 февраля, 8 марта, 1,9,10
мая
24 мая

Условия реализации программы




Материально-техническое обеспечение
Музыкальный центр;
Фортепиано;
Компьютер.

Экранно-звуковые пособия
1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и
зарубежных композиторов.
3. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
4. Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
5. Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
6. Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
7. Нотный и поэтический текст песен.
8. Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
9. Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной
культуры.
Авторские учебно-методические материалы
1. Использование разработок уроков
2. Использование мультимедийных презентаций

Формы аттестации
текущий контроль, промежуточную

Программа предусматривает
и итоговую
аттестации.
Формами текущего и промежуточного контроля являются: участие в тематических
вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно - просветительской, творческой
деятельности школы, академические концерты в 1-ом и 2-ом полугодиях.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля,
а также содержания контрольных мероприятий. Например, промежуточная аттестация
может проводиться каждое полугодие или один раз в год; возможно проведение
отдельных контрольных мероприятий по ансамблю.
При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена.
Содержанием экзамена является исполнение сольной программы или участие в ансамбле
Критерии оценки
При оценивании обучающегося, осваивающегося общеразвивающую программу,
следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
- наличие вокально-исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальноисполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве;
- степень продвижения обучающегося, успешность личностных достижений.
Оценка «5» («отлично»): технически качественное и художественно осмысленное
исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.
Оценка «4» («хорошо»): грамотное исполнение с небольшими недочётами
(техническими, метроритмическими, интонационными, художественными).
Оценка «3» («удовлетворительно»): исполнение с существенными недочётами, а
именно недоученный текст, не точная мелодическая линия, погрешности в ритмической
основе произведения, слабая вокально- техническая подготовка.
Оценка «2» («неудовлетворительно»): комплекс недостатков, являющийся следствием
нерегулярных домашних занятий, плохой посещаемостью аудиторных занятий.
Методические материалы
Данная программа призвана сформировать у воспитанников устойчивый интерес к
предлагаемой деятельности, творческим использованием умений и навыков, которые
были приобретены на занятиях, в повседневной жизни. В процессе освоения учебным
материалом у воспитанников формируется навык вокального исполнительства, умение
владеть своим дыханием, четко произносить звуки и фразы, выразительно и
художественно исполнять произведение. Проверить, насколько воспитанник смог усвоить
необходимые знания и навыки можно на выступлениях как внутри коллектива (отчетные
занятия, выступления на концертах внутри студии), так и выездных мероприятиях
(отчетные концерты, конкурсы). Проверкой знаний, умений и навыков являются
публичные выступления в виде творческих отчетов и концертов.

Информационно-методическое обеспечение
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной
школе. – М.: Просвещение, 1983.
2. Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального
воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
3. Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении:
Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. –
М.: Музыка, 1971. – С.274-287.
4. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
5. Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М.,
Педагогика, 1970. – 232с.
6. Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.
7. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.:
Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научнотехнического творчества молодежи, 2004.
8. Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й
Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта
2001 года. – Екатеринбург, 2001.
9. Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии //
Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути
развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
10. Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми
коллективами. – М., 1999.
11. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
12. Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. –
Ярославль, 2006;
13. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.,
Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.
14. Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы
физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск
XXV.– М. 1975.
Список полезных интернет – ресурсов для педагога
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

http://www.mp3sort.com/
http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
http://forums.minus-fanera.com/index.php
http://alekseev.numi.ru/
http://talismanst.narod.ru/
http://www.rodniki-studio.ru/
http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
http://www.lastbell.ru/pesni.html
http://www.fonogramm.net/songs/14818
http://www.vstudio.ru/muzik.htm
http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
http://www.notomania.ru/view.php?id=207
http://notes.tarakanov.net/
http://irina-music.ucoz.ru/load


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».