МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Управление образования Администрации Артинского городского округа МБОУ "Малотавринская СОШ" РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете директор школы Иванова Л.А. Приказ №116-од от «31» августа2023 г. Протокол№1 от «31» августа2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности « Функциональная грамотность» Уровень общего образования: основное общее Класс: 7 Количество часов - 17 Составитель: Яшкина Н.И. 2023-2024 Целеполагание Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 7 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие: - способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); - способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); - способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; - понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность); - способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 7 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Программа опирается на следующие определения отдельных видов грамотностей: Читательская грамотность: способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Математическая грамотность: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения. Естественнонаучная грамотность: способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества. Финансовая грамотность: способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА Метапредметные и предметные Читательская анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста Математическая формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации Естественнонаучная распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте Читательская оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному Личностные результаты Математическая Естественнонаучная объясняет объясняет гражданскую гражданскую позицию в позицию в конкретных конкретных ситуациях ситуациях общественной общественной жизни жизни на основе на основе математических естественнонаучных знаний с позиции знаний с позиции норм морали и норм морали и общечеловечески общечеловеческих х ценностей ценностей Финансовая анализирует информацию в финансовом контексте Финансовая оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны 2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 7-й класс Читательская грамотность: Определение основной темы и идеив лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов публицистическогостиля. Общественная ситуация в текстах. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшегоиспользования? Типы текстов: текст-объяснение (объяснительноесочинение, резюме, толкование, определение). Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного дляанализа. Математическая грамотность: Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Геометрическиезадачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практическогосодержания. Решение задач реальной жизни. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. Естественнонаучная грамотность: Почему все тела нам кажутсясплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. Исследование океана. Использование подводныхдронов. Эволюцияорганического мира. Финансовая грамотность: Что такое налоги и почему мы ихдолжны платить? Виды налогов. Подоходный налог. Какие налогиуплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. Что такоегосударственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы?Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. Историявозникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит. № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тематическое планирование Название раздела и тема урока 7 класс Модуль «Основы читательской грамотности» Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации.Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы. Модуль «Основы математической грамотности» Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. Решение геометрических задач исследовательского характера. Модуль «Основыестественно -научной грамотности» Структура и свойства вещества Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Механические явления. Силы и движение Механическое движение. Инерция. Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов. Земля, мировойокеан Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов. Биологическоеразнообразие Растения. Генная модификация растений. Модуль: «Основы финансовой грамотности» Что такое государственный бюджет?Что такое налоги и почему мы их должны платить?Виды налогов. Подоходный налог. Пеня и налоговые льготы. Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит.Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане. Кол -во часо в 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1