Рабочая программа Функциональная грамотность 7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МБОУ "Малотавринская СОШ"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

директор школы
Иванова Л.А.
Приказ №116-од
от «31» августа2023 г.

Протокол№1
от «31» августа2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
« Функциональная грамотность»
Уровень общего образования: основное общее
Класс: 7
Количество часов - 17

Составитель:
Яшкина Н.И.

2023-2024

Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности
учащихся 7 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства
доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
- способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль
математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать
решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
гражданину (математическая грамотность);
- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;
- понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания;
демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология
оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы
общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем,
связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);
- способности человека принимать эффективные решения в разнообразных
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия
личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности
учащихся 7 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства
доступа к образованию.
Программа опирается на следующие определения отдельных видов
грамотностей:
Читательская грамотность: способности человека понимать, использовать,
оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Математическая грамотность: способности человека формулировать,
применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта
способность включает математические рассуждения, использование математических
понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать
явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо
обоснованные суждения и принимать решения.
Естественнонаучная грамотность: способности человека осваивать и
использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для
освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с
естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания

как формы человеческого познания; демонстрировать осведомлённость в том, что
естественные науки и технология оказывают влияние на материальную,
интеллектуальную и культурную сферы общества.
Финансовая грамотность: способности человека принимать эффективные
решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению
финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в
экономической жизни.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА

Метапредметные и предметные
Читательская
анализирует и
интегрирует
информацию,
полученную из
текста

Математическая
формулирует
математическую
проблему на
основе анализа
ситуации

Естественнонаучная
распознает и
исследует личные,
местные,
национальные,
глобальные
естественнонаучные
проблемы в
различном контексте

Читательская
оценивает
содержание
прочитанного с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей;
формулирует
собственную
позицию по
отношению к
прочитанному

Личностные результаты
Математическая
Естественнонаучная
объясняет
объясняет
гражданскую
гражданскую
позицию в
позицию в
конкретных
конкретных
ситуациях
ситуациях
общественной
общественной жизни
жизни на основе
на основе
математических
естественнонаучных
знаний с позиции знаний с позиции
норм морали и
норм морали и
общечеловечески общечеловеческих
х ценностей
ценностей

Финансовая
анализирует
информацию в
финансовом контексте

Финансовая
оценивает финансовые
действия в
конкретных ситуациях
с позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей, прав и
обязанностей
гражданина страны

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

7-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы и идеив лирическом
произведении. Поэтический текст как источник информации. Сопоставление
содержания текстов публицистическогостиля. Общественная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели
дальнейшегоиспользования?
Типы
текстов:
текст-объяснение
(объяснительноесочинение, резюме, толкование, определение). Поиск комментариев,
подтверждающих основную мысль текста, предложенного дляанализа.
Математическая
грамотность:
Задачи
практико-ориентированного
содержания: на движение, на совместную работу. Геометрическиезадачи на
построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной
жизни, задач практическогосодержания. Решение задач реальной жизни.
Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица,
столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.
Естественнонаучная грамотность: Почему все тела нам кажутсясплошными:
молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Атмосферные явления. Ветер.
Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их

происхождения.
Исследование
океана.
Использование
подводныхдронов.
Эволюцияорганического мира.
Финансовая грамотность: Что такое налоги и почему мы ихдолжны платить?
Виды налогов. Подоходный налог. Какие налогиуплачиваются в вашей семье? Пеня и
налоговые льготы. Что такоегосударственный бюджет? На что расходуются налоговые
сборы?Виды
социальных
пособий.
Если
человек
потерял
работу.
Историявозникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит.

№
п\п

1

2

3
4

5
6
7
8

9

10
11
12
13

14
15

16
17

Тематическое планирование
Название раздела и тема урока

7 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы и идеи в лирическом
произведении. Поэтический текст как источник информации.Поиск
комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного
для анализа.
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом
цели дальнейшего использования?Типы текстов: текст-объяснение
(объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение).
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.
Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления,
графики и диаграммы.
Модуль «Основы математической грамотности»
Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на
совместную работу.
Решение задач на вероятность событий в реальной жизни.
Статистические явления, представленные в различной форме: текст,
таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.
Решение геометрических задач исследовательского характера.
Модуль «Основыестественно -научной грамотности»
Структура и свойства вещества
Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение
твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых
телах.
Механические явления. Силы и движение
Механическое движение. Инерция. Закон Паскаля. Гидростатический
парадокс.
Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов.
Земля, мировойокеан
Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо.
Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения.
Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов.
Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование
подводных дронов.
Биологическоеразнообразие
Растения. Генная модификация растений.
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
Что такое государственный бюджет?Что такое налоги и почему мы их
должны платить?Виды налогов. Подоходный налог. Пеня и налоговые
льготы.
Виды социальных пособий. Если человек потерял работу.
История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про
кредит.Вклады: как сохранить и
приумножить? Пластиковая карта
– твой безопасный Банк в кармане.

Кол
-во
часо
в

1

1

1
1

1
1
1
1

1

1
1
1
1

1
1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».