Рабочая программа _Черчение_ 8-9 классы ФГОС

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МБОУ "Малотавринская СОШ"

РАССМОТРЕНО
на педагогическом
совете
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
школы
Приказ № 119-од
от «30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2319648)

учебного предмета «Черчение»
для обучающихся 8-9 классов

с. Малая Тавра, 2024

1

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………….2
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета « Черчение »…………………..……………………………………6
3. Содержание учебного предмета « Черчение » ……………………………………………………………………………………..9
4. Тематическое планирование …………………………………………………………………………………………………..11

3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Черчение» для 8-9 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2010 № 1897) и в
соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089), (Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2009г.), примерной
программой основного общего образования по черчению (Программы общеобразовательных учреждений «Черчение» 7-11 классы, М.:
Просвещение, 2008), рекомендованной МО и Н РФ, ориентируясь на рабочую программу «Черчение» (9 класс), разработанную
В.Н.Виноградовым, В.И.Вышнепольским (М.: Дрофа; 2017г.), рекомендованную МО и Н РФ.
Программа по предмету
конкретизирует содержание образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по черчению, возрастных особенностей школьников.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный уровень
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015
г.).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 6.10.2009г.). - М.: Просвещение, 2009.
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А.
Тишков. – М.: Просвещение, 2010.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. №253, «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования».
6. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937).
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047».
8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
9. Примерные программы по предмету «Черчение».
Региональный уровень
10. Приложение 20 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 03.08.2009 №103/3431 « О преподавании учебного
предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009-2010 учебном году».
4

Локальный уровень
11. Положение о Рабочей программе учебного предмета, курса (Педсовет от 21.06.16, протокол 13, утверждено приказом №163-П от 01.09.16)
12. Учебный план МОУ «СШИ № 2» на 2015-2020гг.
13. Годовой календарный учебный график на 2018-2019 учебный год МОУ «СШИ № 2».
Цели и задачи учебного предмета «Черчение»
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической
грамотности учащихся. Цель обучения предмету реализуется через выполнение следующих задач:
− развитие образно-пространственного мышления;
− развитие творческих способностей учащихся;
− ознакомление учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными стандартами ЕСКД;
− обучение выполнению чертежей в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрических проекций;
− обучение школьников чтению и анализу формы изделий по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;
− формирование у учащихся знания о графических средствах информации и основных способах проецирования;
− формирование умения применять графические знания в новых ситуациях;
− развитие конструкторских и технических способностей учащихся;
− обучение самостоятельному пользованию учебными материалами;
− воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности.
Основные задачи предмета «Черчение»:
− формирование пространственных представлений;
− формирование приемов выполнения и чтения установленных стандартом графических документов;
− формирование знаний о графических средствах информации;
− овладение способами отображения и чтения графической информации в различных видах практической деятельности человека;
− осуществление связи с техникой; производством; подготовка учащихся к конструкторско-технологической и творческой деятельности,
дизайну, художественному конструированию; овладение элементами прикладной графики и др.
Для реализации этих задач в содержание программы включен следующий учебный план:
− графические изображения (обзор), техника их выполнения и оформления (обзор);
− виды проецирования (углубленный обзор), способы построения изображений на чертежах;
− геометрические построения, анализ графического состава изображений;
− чертежи предметов в прямоугольных проекциях, их аксонометрические проекции, технические рисунки, эскизы, чтение чертежей;
− проекционные задачи с использованием некоторых графических преобразований;
− сечения и разрезы;
− чертежи сборочных единиц.
Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как
эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нем те аспекты, которые
5

смогут привлечь внимание ученика.
Отличительные особенности Рабочей программы по сравнению с авторской программой по учебному предмету «Черчение»
«Черчение» относится к предметной области «Технология». Часы на изучение предмета «Черчение» выделены из части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений. Рабочая программа по предмету «Черчение» для 8-9 классов разработана на основе
программы к УМК А.Д.Ботвинникова, В.Н.Виноградова, И.С.Вышнепольского «Черчение» (9 класс), разработанной В.Н.Виноградовым,
В.И.Вышнепольским (М.: Дрофа; Астрель, 2017г.), рекомендованной МО и Н РФ. Рабочая программа по предмету «Черчение» составлена на
основе требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования.
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета в
соответствии с целями изучения черчения и компьютерного моделирования, которые определены образовательным стандартом. Программа дает
возможность учащимся систематизировать, расширить и углубить знания, полученные на уроках геометрии, информатики, географии,
технологии, изобразительного искусства, приобрести навыки в построении чертежей, раскрыть свой творческий потенциал и способности.
Изучение главы «Компьютерная графика» позволит применить современные информационные технологии для получения графических
изображений и геометрического моделирования.
Тематическое планирование авторской программы рассчитано на 35 учебных часов (по 1 часу в неделю для одногодичного варианта обучения) или на 70 часов (по 1 часу в неделю для двухгодичного варианта обучения). Данная рабочая программа предусматривает два года изучения
предмета, рассчитана на 67 часов по одному часу в неделю, 8 класс - 34 урока в год, 9 класс – 33 урока в год.
Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту А.Д Ботвинникова. Состав УМК: рабочая программа («Черчение»
(9 класс), разработанная В.Н.Виноградовым, В.И.Вышнепольским (М.: Дрофа; 2017г.)), учебник («Черчение. 9 класс» А.Д. Ботвинникова, В.Н.
Виноградова, И.С.Вышнепольского (М.: Дрофа; 2018г.)), рабочая тетрадь («Черчение» В.И.Вышнепольского (М.: Дрофа; 2018г.)), методическое
пособие для учителей к учебнику «Черчение» (разработанное В.Н.Виноградовым, И.С.Вышнепольским (М.: Астрель; 2014г.)).
«Черчение. 9 класс» А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С.Вышнепольского является единственным учебником по черчению,
одобренным экспертными организациями РАО и РАН и включенным в Федеральный перечень. В учебнике реализуется практикоориентированный подход. Наряду с теоретическим материалом в него включены вопросы и задания, графические и практические работы,
необходимые для проверки, закрепления и повторения пройденного материала. Методическое пособие содержит авторскую программу по
предмету; тематическое планирование учебного материала, как для одногодичного курса обучения, так и для двухгодичного; иллюстрированное
планирование учебного материала; материал и рекомендации по проведению уроков по компьютерной графике; дополнительные упражнения,
чертежи, схемы, ссылки на использование электронного учебника; рекомендации для учителей. Рабочая тетрадь включает практические задания,
необходимые для формирования графической компетенции обучающихся, позволяющие развивать абстрактно-логическое мышление и
пространственное воображение, а также контрольные вопросы и задания. Предназначена для классной и домашней работы.
Плановых графических и практических работ в данной программе: в 8 классе - 11 , в 9 классах – 11
для 8 класса:
6

ОГР №1 - Линии чертежа
ОГР №2 - Чертеж «плоской» детали
ОПР №3- Моделирование по чертежу (из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов)
ОГР №4 - Чертежи и аксонометрические проекции предметов (с построением проекций точек, отрезков, граней и пр.)
ОГР №5 - Построение третьего вида по двум данным
ОГР №6 - Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе сопряжений)
ОПР №7- Чтение чертежей
ОГР №8 – Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы предмета (путём удаления части предмета)
ОГР №9 - Эскиз и технический рисунок детали
ОГР №10 – Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструирования (с преобразованием формы предмета)
ОГР №11- Выполнение чертежа предмета (по аксонометрической проекции или с натуры)
для 9 класса:
ОГР №12 - Эскиз детали с выполнением сечений (с натуры или по аксонометрической проекции)
ОГР №13 - Эскиз детали с выполнением необходимого разреза
ОГР №14 - Чертеж детали с применением разреза (по одному или двум видам детали)
ОПР №15 - Устное чтение чертежей
ОГР №16 - Эскиз с натуры (применение необходимых разрезов, сечений и других условностей и упрощений)
ОГР №17 - Чертежи резьбового соединения
ОПР №18 - Чтение сборочных чертежей (с выполнением технических рисунков 1-2 деталей)
ОГР №19 - Деталирование (выполняются чертежи 1-2 деталей)
ОПР №20 - Решение творческих задач с элементами конструирования
ОПР №21 - Чтение строительных чертежей (с использованием справочных материалов)
ОГР № 22 - Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы
Сроки реализации Рабочей программы
Данная программа рассчитана на 2 года обучения в 8-9 классах, реализуется с 2018 года.
Календарно-тематическое планирование данной программы составлено в соответствии с годовым календарно-учебным графиком МОУ
«СШИ №2» города Магнитогорска, который рассчитан на 34 учебные недели. В МОУ «Санаторная школа-интернат №2» города Магнитогорска в
2018-2019 учебном году предмет «Черчение» изучают учащиеся основной школы 8 классов, 1 час в неделю. Всего в год: 8 класс – 34 учебных
часа, графических работ – 9, практических работ – 2.
Структура Рабочей программы является формой представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю
логику организации образовательной деятельности в СШИ № 2. Рабочая программа содержит обязательные разделы:
1). Пояснительная записка
2). Планируемые результаты освоения учебного предмета
7

3). Содержание учебного предмета
4). Тематическое планирование по учебному предмету.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Черчение»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по черчению направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных
и предметных результатов.
Личностные результаты освоения программы
отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Черчение»:
− готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
− готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений;
− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники, учитывающего
многообразие современного мира.
Метапредметные результаты освоения программы
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической деятельности:
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
− выделять общий признак двух или нескольких предметов и объяснять их сходство;
− объединять предметы в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты;
− строить рассуждение на основе сравнения предметов, выделяя при этом общие признаки;
− излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать модели для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
− создавать абстрактный или реальный образ предмета;
− строить модель на основе условий задачи;
− создавать информационные модели с выделением существенных характеристик объекта;
− переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического представления в текстовое и наоборот.
3. Предмет «Черчение» тесно связан с геометрией, информатикой, географией, технологией, изобразительным искусством. Черчение и геометрия,
особенно начертательная, имеют общий объект изучения — плоские и пространственные объекты. Только эти предметы развивают
пространственное воображение. Современные компьютерные методы выполнения чертежей и 3D-моделей соединяют черчение с ин8

форматикой. География применяет метод проецирования «Проекции с числовыми отметками», использует систему координат (долгота,
широта) на поверхности, применяет понятие «уклон» - все эти понятия разрабатываются в черчении и начертательной геометрии. Многие
разделы дисциплины «Технология» используют чертежи. Изобразительное искусство и черчение имеют общий раздел - «Технический
рисунок».
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования поисковых систем.
Обучающийся сможет:
− осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами;
− соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ).
Обучающийся сможет:
− целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью
средств ИКТ;
− использовать компьютерные технологии для решения учебных задач;
− создавать информационные ресурсы разного типа.
6. Приобретение опыта проектной деятельности.
В процессе изучения курса черчения будут осваиваться следующие универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
− Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
− Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач.
− Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
− Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
− Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Познавательные УУД:
− Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
− Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
− Смысловое чтение.
− Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
− Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
9

Коммуникативные УУД:
− Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение.
− Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
− Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Предметные результаты освоения программы
Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:
− приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи
информации;
− развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и пространственных представлений;
− развитие визуально – пространственного мышления;
− рациональное использование чертежных инструментов;
− освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;
− развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования формы предметов, изменения их положения и
ориентации в пространстве;
− приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ;
− применение графических знаний в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования);
− формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
Выпускник научится
− выбирать рациональные графические средства отображения
информации о предметах;
− выполнять чертежи (как вручную, так и с помощью 2D-графики) и
эскизы, состоящие из нескольких проекций, технические рисунки,
другие изображения изделий;
− производить анализ геометрической формы предмета по чертежу;
− получать необходимые сведения об изделии по его изображению
(читать чертеж);
− использовать приобретенные знания и умения в качестве средств
графического языка в школьной практике и повседневной жизни,
при продолжении образования и пр.

Выпускник получит возможность научиться
− методам построения чертежей по способу проецирования, с
учетом требований ЕСКД по их оформлению;
− условиям выбора видов, сечений и разрезов на чертежах;
− порядку чтения чертежей в прямоугольных проекциях;
− возможности применения компьютерных технологий для получения
графической документации.

10

3. Содержание учебного предмета «Черчение»
Графические изображения. Техника выполнения чертежей и правила их оформления
Основные теоретические сведения. Углубление сведений о графических изображениях и областях их применения. Чертежи, их значение в практике. Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире и об общечеловеческом общении.
Культура черчения и техника выполнения чертежей. Чертежные инструменты.
Применение компьютерных технологий для выполнения чертежей и создания 3D-моделей.
Систематизация правил оформления чертежей на основе стандартов ЕСКД: форматы, основная надпись, шрифты чертежные, линии чертежа,
нанесение размеров, масштабы.
Практические задания. Знакомство с отдельными типами графической документации; подготовка чертежных инструментов, организация рабочего
места; проведение различных линий; выполнение надписей чертежным шрифтом; нанесение размеров; выполнение эскиза «плоской» детали.
Способы построения изображений на чертежах
Основные теоретические сведения. Проецирование как средство графического отображения формы предмета. Центральное и параллельное проецирование. Проецирование отрезков, прямых и плоских фигур, различно расположенных относительно плоскостей проекций. Получение
аксонометрических проекций.
Чертежи в системе прямоугольных проекций. Прямоугольное проецирование на одну, две и три плоскости проекций. Сравнительный анализ
проекционных изображений.
Изображения на технических чертежах: виды и их названия, местные виды, необходимое количество видов на чертеже.
Аксонометрическая проекция. Технический рисунок.
Практические задания. Сравнение изображений (нахождение чертежей предметов по их наглядным изображениям); указание направлений
проецирования для получения проекций предмета; нахождение правильно выполненных видов детали по наглядному изображению; выполнение
чертежа предмета по модульной сетке; выполнение моделей (моделирование) деталей и предметов по чертежу.
Чертежи, технические рисунки и эскизы предметов
Основные теоретические сведения. Проекции элементов фигур на чертежах: изображения на чертеже вершин, ребер и граней предмета как носителей графической информации.
Прямоугольные проекции и технические рисунки многогранников и тел вращения. Выявление объема предмета на техническом рисунке.
Развертки поверхностей некоторых тел.
Проекции точек на поверхностях геометрических тел и предметов.
Анализ геометрической формы предмета.
Построение чертежей предметов на основе анализа их геометрической формы. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предмета,
использование условных знаков.
Графическое отображение и чтение геометрической информации о предмете. Анализ графического состава изображений.
Графические (геометрические) построения: деление отрезка, угла и окружности на равные части; построение сопряжений.
Чтение чертежей и других графических изображений. Последовательность чтения чертежей деталей на основе анализа формы и их
пространственного расположения.
Эскизы деталей, последовательность их выполнения.
11

Практические задания. Нахождение на чертеже предмета проекций точек, прямых и плоских фигур; построение чертежей, аксонометрических
проекций и технических рисунков основных геометрических тел; нахождение проекций точек, лежащих на поверхности предмета; анализ
геометрической формы предмета по чертежу; выполнение технических рисунков и эскизов деталей; выполнение чертежа детали по ее описанию;
анализ содержания информации, представленной на графических изображениях.
Деление отрезков и окружности на равные части; построение сопряжений; выполнение чертежей деталей с геометрическими построениями;
построение орнаментов и др.
Сравнение изображений; нахождение элементов деталей на чертеже и на наглядном изображении; анализ геометрической формы деталей; устное
чтение чертежа по вопросам и по заданному плану.
Основы компьютерной графики
Основные теоретические сведения. Применение компьютерных технологий выполнения графических работ. Возможности компьютерной
графики. 2D- и 3D- технологии проектирования. Система трехмерного моделирования КОМПАС-3D. Типы документов в программе КОМПАС,
их создание, сохранение. Управление окнами документов. Управление отображением документа в окне. Основы плоской графики в системе
КОМПАС. Создание чертежа, нанесение размеров. Основы твердотельного моделирования.
Практические задания. Работа в системе КОМ- ПАС-3D. Создание и сохранение документа. Управление окнами документов, отображением
документа в окне. Создание чертежа, нанесение на него размеров. Построение изображений деталей с помощью системы КОМПАС. Построение
твердотельных моделей. Построение эскизов деталей модели, редактирование деталей. Построение 3D-моделей деталей.
Построение чертежей, содержащих сечения и разрезы
Основные теоретические сведения. Сечения. Назначение сечений. Получение сечений. Размещение и обозначение сечений на чертеже.
Графические обозначения материалов в сечениях.
Разрезы. Назначение разрезов как средства получения информации о внутренней форме и устройстве детали и изделия. Название и обозначение
разрезов. Местные разрезы.
Соединение на чертеже вида и разреза. Соединение части вида и части разреза. Соединение половины вида и половины разреза.
Некоторые особые случаи применения разрезов: изображение тонких стенок и спиц на разрезах.
Условности, упрощения и обозначения на чертежах деталей. Выбор главного изображения. Неполные изображения. Дополнительные виды.
Текстовая и знаковая информация на чертежах.
Практические задания. Выполнение эскизов и чертежей деталей с использованием сечений; выполнение эскизов и чертежей деталей с
применением разрезов; чтение чертежей, содержащих разрезы;
нанесение на чертежах проекций точек, расположен расположенных на поверхности предмета; дочерчивание изображений деталей, содержащих
разрезы; выполнение чертежей деталей с использованием местных разрезов; построение отсутствующих видов детали с применением
необходимых разрезов.
Чтение чертежей с условностями, упрощениями и другой графической информацией о предмете.
Чертежи сборочных единиц
Основные теоретические сведения. Графическое отображение и чтение технической информации о соединении деталей и сборочных единицах.
Виды соединений деталей. Изображение болтовых, шпилечных, винтовых и других соединений.
Изображение и обозначение резьбы на чертежах. Углубление сведений о сборочных чертежах, назначении и содержании чертежей сборочных
единиц. Чтение сборочных чертежей. Деталирование.
12

Практические задания. Изучение чертежей различных соединений деталей; выполнение эскиза одного из резьбовых соединений деталей; чтение
чертежей, содержащих изображения сборочных единиц; выполнение эскизов или чертежей деталей по заданному сборочному чертежу
(деталирование).
Чтение чертежей деталей, имеющих резьбу на наружной и внутренней поверхностях; выполнение эскизов простейших деталей с изображением
резьбы, обозначение резьбы.
Строительные чертежи
Основные теоретические сведения. Назначение строительных чертежей. Изображения на строительных чертежах: фасад, план, разрез. Масштабы
строительных чертежей. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения на строительных чертежах: оконные и дверные проемы,
лестничные клетки, отопительные устройства, санитарно-техническое оборудование. Порядок чтения строительных чертежей.
Практические задания. Изучение строительных чертежей. Чтение строительных чертежей с условными изображениями. Чтение масштабов на
строительных чертежах.

4. Тематическое планирование
№/п

Тема

1

Техника выполнения
чертежей и
правила их
оформления

2

Чертежи в
системе прямоугольных
проекций

3

Аксонометрические
проекции.
Технический
рисунок

Колич
ество
часов

Основное содержание

Основные виды учебной деятельности обучающихся

8 класс 34 часа
Графические изображения. Техника выполнения чертежей и правила их оформления
Чертежные инструменты, материалы и
Выполнение заданий на развитие пространственных представлений.
9
принадлежности. Организация рабочего
Выполнение графических заданий. Работа с информацией (с текстом
места. Правила оформления чертежей.
учебника и дополнительной литературой). Выполнение заданий на
Графические работы:
распознавание назначений линий чертежа разных типов.
«Линии чертежа»; «Выполнение чертежа
Построение линий различного вида с помощью чертежных
детали по половине изображения»
инструментов
Проецирование. Прямоугольное
Выполнение заданий на развитие пространственных представлений.
5
проецирование. Расположение видов на
Выполнение графических заданий. Работа с информацией (с текстом
чертеже. Местные виды
учебника и дополнительной литературой). Построение одной
проекции предмета по наглядному изображению. Построение
проекций предмета. Решение задач на дочерчивание проекций,
сравнение изображений, проведение отсутствующих на чертеже
линий. Выполнение чертежей деталей
Получение аксонометрических проекций.
Выполнение заданий на развитие пространственных представлений.
4
Построение аксонометрических проекций. Выполнение графических заданий. Работа с информацией (с текстом
Аксонометрические проекции предметов,
учебника и дополнительной литературой). Построение
имеющих круглые поверхности.
аксонометрических проекций. Выполнение технических рисунков
Технический рисунок
деталей
13

4

Чтение и
выполнение
чертежей

10

5

Эскизы и
технические
рисунки

5

6

Компьютерные
технологии

1

Чертежи, технические рисунки и эскизы предметов
Анализ геометрической формы предмета.
Выполнение заданий на развитие пространственных представлений.
Чертежи и аксонометрические проекции
Выполнение графических заданий. Работа с информацией (с текстом
геометрических тел. Проекции вершин,
учебника и дополнительной литературой). Анализ геометрической
ребер и граней предмета. Порядок постро- формы детали. Построение недостающих проекций точек и линий на
ения изображений на чертежах. Нанесение поверхности детали. Построение третьего вида детали. Нанесение
размеров с учетом формы предмета.
размеров на чертеже. Деление окружности на 3, 4, 6 равных частей,
Геометрические построения, необходимые построение сопряжений. Чтение чертежей деталей
при выполнении чертежей. Чертежи
разверток поверхностей геометрических
тел. Порядок чтения чертежей деталей.
Графические работы:
«Построение чертежа аксонометрической
проекции детали»; «Построение третьего
вида по двум данным»; «Выполнение
чертежа детали с использованием
геометрических построений»;
«Выполнение чертежа предмета с
преобразованием его формы»
Выполнение эскизов деталей. Повторение Выполнение заданий на развитие пространственных представлений.
сведений о способах проецирования.
Выполнение графических заданий. Работа с информацией (с текстом
Графические работы: «Выполнение эскиза учебника и дополнительной литературой). Выполнение эскизов
и технического рисунка детали с натуры»; деталей
«Выполнение эскиза детали с элементами
конструирования»; «Выполнение чертежа
предмета по аксонометрической
проекции»
Основы компьютерной графики
Применение компьютерных технологий
Работа с информацией (с текстом учебника и дополнительной
выполнения графических работ. Система
литературой). Владение основными методами, способами и
трехмерного моделирования КОМПАС-ЗБ. средствами получения, хранения, переработки графической инфорОсновы плоской (2D) графики в системе
мации.
КОМПАС. Знакомство с основами
Развитие навыков работы с компьютером как средством управления
твердотельного моделирования
информацией
9 класс 33 часа
Проецирование, способы проецирования
14

1

Повторение
способов
проецирования

4

2

Сечения и
разрезы

10

2

Определение
необходимого
количества
изображений

2

3

Сборочные
чертежи

14

Повторение метода проецирования на три
Выполнение заданий на развитие пространственных представлений.
плоскости проекций. Определение
Выполнение графических заданий. Работа с информацией (с текстом
названий геометрических тел по их
учебника и дополнительной литературой). Построение проекций
графическому изображению. Повторение
предмета. Нанесение размеров на чертеже. Анализ геометрической
порядка чтения чертежа. Повторение
формы детали. Чтение чертежей деталей
правил
оформления и выполнения чертежа,
нанесения размеров. Построение
изометрической проекции детали по её
чертежу. Геометрический анализ формы
предмета.
Построение чертежей, содержащих сечения и разрезы
Общие сведения о сечениях и разрезах.
Выполнение заданий на развитие пространственных представлений.
Назначение сечений. Правила выполнения Выполнение графических заданий. Работа с информацией (с текстом
сечений. Назначение разрезов. Правила
учебника и дополнительной литературой).
выполнения разрезов. Соединение вида и
Выполнение сечений. Выполнение разрезов
разреза. Тонкие стенки и спицы на разрезе.
Другие сведения о разрезах и сечениях.
Графические работы:
«Эскиз детали с выполнением сечений»;
«Эскиз детали с выполнением
необходимого разреза»; «Чертеж детали с
применением разреза»
Выбор количества изображений и главного Выполнение заданий на развитие пространственных представлений.
изображения. Условности и упрощения на Выполнение графических заданий. Работа с информацией (с текстом
чертежах. Графическая работа:
учебника и дополнительной литературой). Определение
«Эскиз детали с натуры»
необходимого количества изображений. Выбор главного
изображения
Чертежи сборочных единиц
Общие сведения о соединениях деталей.
Выполнение заданий на развитие пространственных представлений.
Изображения и обозначение резьбы.
Выполнение графических заданий. Работа с информацией (с текстом
Чертежи болтовых и шпилечных соучебника и дополнительной литературой).
единений. Чертежи шпоночных и
Изучение общих сведений о соединениях деталей. Изучение
штифтовых соединений. Общие сведения о изображения и обозначения резьбы. Выполнение чертежей болтовых
сборочных чертежах изделий. Порядок
и шпилечных соединений. Чтение чертежей шпоночных и штифточтения сборочных чертежей. Условности и вых соединений. Чтение сборочных чертежей. Деталирование
15

4

Чтение
строительных
чертежей

3

упрощения на сборочных чертежах.
Понятие о деталировании.
Графические работы:
«Чертеж болтового или шпилечного
соединения»; « Деталирование сборочного
чертежа»
Строительные чертежи
Основные особенности строительных
Выполнение заданий на развитие пространственных
чертежей. Условные изображения на
представлений. Работа с информацией (с текстом учебника и
строительных чертежах. Порядок чтения
дополнительной литературой). Чтение условных
строительных чертежей.
изображений на строительных чертежах. Чтение
Графическая работа:
строительных чертежей
«Выполнение чертежей деталей по
сборочному чертежу»

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».