МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образованием Администрации Артинского городского округа
МБОУ "Малотавринская СОШ"
РАССМОТРЕНО
на педагогическом
совете
Протокол №1
от «29»августа 2024
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
школы
№119-од
от «31» августа
2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 класса
Срок освоения программы: 1 год
с. Малая Тавра 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Индивидуальному проекту в 10 классе
составлена в соответствии с Основной образовательной программой
среднего общего образования МБОУ «Малотавринская СОШ».
Цели изучения предмета и планируемые результаты освоения Учебного
предмета
Индивидуальный проект представляет собой особую форму
организации деятельности обучающихся (учебное исследование или
учебный проект).
Актуальность данного
курса обусловлена
потребностью
государства в активном, самостоятельном, мобильном, информационно
грамотном, компетентном гражданине общества, а также необходимостью
формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. Так как
она занимает особое место в совокупности компетентностей личности,
обеспечивает присвоение человеком всего целостного и разнообразного
мира культуры. Более того, познавательная составляющая имманентно
присутствует в остальных видах ключевых компетентностей. В тоже время
результаты многочисленных исследований учёных, методистов, педагоговпрактиков свидетельствуют о недостаточном уровне владения учащимися
ключевыми образовательными компетентностями и в том числе важнейшей
из них – учебно-познавательной.
Отличительная особенность курса состоит в том, что предмет
«Индивидуальный проект» представляет собой учебный проект или учебное
исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких
учебных предметов, что обеспечивает приобретение навыков в
самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей
знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении
приобретенных знаний и способов действий при решении практических
задач, а также развитие способности проектирования и осуществления
целесообразной и
результативной деятельности
(познавательной,
конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной).
Индивидуальный проект является логическим
завершением
школьной проектной системы и, одновременно, переходным элементом,
мостом к взрослой, самостоятельной жизни человека. Индивидуальный
проект выполняется учащимися в течение одного года в рамках учебного
времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть
представлен в виде завершённого учебного исследования или
разработанного проекта.
Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и
общественной презентации обучающимися результатов исследования
индивидуального проекта, направленного на решение
научной,
личностно и (или) социально значимой проблемы.
Задачи курса:
—
реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным
результатам освоения основной образовательной программы;
—
формирование у обучающихся системных представлений и опыта
применения методов, технологий и форм организации проектной и учебноисследовательской
деятельности
для
достижения
практикоориентированных результатов образования;
—
повышение эффективности освоения обучающимися основной
образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных
действий.
Общая характеристика курса.
Содержание программы в основном сфокусировано на процессах
исследования и проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем
содержит необходимые отсылки к другим типам деятельности. При этом
программа предполагает практические задания
на
освоение
инструментария исследования и проектирования в их нормативном виде
и в их возможной взаимосвязи.
Тематически программа построена таким образом, чтобы дать
представление о самых необходимых аспектах, связанных с процессами
исследования и проектирования, в соответствии с существующими
культурными нормами. С помощью данного курса предполагается
адаптирование этих норм для понимания и активного использования
школьниками в своих проектах и исследованиях.
Предлагаемый курс рассчитан на 34 ч освоения. Он состоит из
нескольких модулей, каждый из которых является необходимым элементом
в общей структуре курса. Логика чередования модулей выстроена таким
образом, чтобы у обучающегося была возможность изучить часть
теоретического материала самостоятельно или под руководством взрослого.
Другая часть модулей специально предназначена для совместной работы
в общем коммуникативном пространстве и предполагает обсуждение
собственных замыслов, идей, ходов. И наконец, третий тип модулей
нацелен на собственную поисковую, проектную, конструкторскую или
иную по типу деятельность в относительно свободном режиме. Проходя
один модуль за другим, обучающийся получает возможность сначала
выдвинуть свою идею, затем проработать её, предъявить одноклассникам и
другим заинтересованным лицам, получив конструктивные критические
замечания, и успешно защитить свою работу.
Модульная структура даёт возможность её вариативного
использования при прохождении курса: в зависимости от предыдущего
опыта в подобных работах могут предлагаться индивидуальные «дорожные
карты» старшеклассника или рабочих команд.
Для самостоятельной работы важны умения, полученные в том числе
на предыдущих этапах обучения, а именно умения искать, анализировать и
оценивать необходимую для работы информацию. Помимо Интернета,
следует не только рекомендовать, но и требовать пользоваться научными и
научно-популярными изданиями в библиотечных фондах.
Коммуникативные события, которые включены в процесс
тренировки и выполнения проекта или исследования, следует специально
подготавливать и сценировать. Для этого необходимо заранее продумывать,
как будет происходить процесс коммуникации, а именно:
—
что будет предметом доклада или сообщения
события;
участников
—
каковы функции в обсуждении каждого его участника: задаёт
вопросы на понимание, высказывает сомнения, предлагает встречные
варианты и т. д.;
—
какой рабочий формат будет выбран: фронтальная работа с общей
дискуссией, первоначальное обсуждение в группах или
парах,
распределение ролей и подготовка шаблонов обсуждения или спонтанные
оценки сообщений;
—
кто является регулятором дискуссии — педагог, ведущий
(регулирующий) этот курс, или привлечённый специалист, владеющий
способностью выстраивать содержательное обсуждение, процессом
проблематизации и способами выхода в позитивное продолжение работы.
Большое значение для реализации программы имеют лица в статусе
эксперта.
Для
старшеклассников,
занимающихся
проектами
и
исследованиями, чрезвычайно важна интеллектуально насыщенная среда, в
которой их работа могла бы быть проанализирована с разных точек зрения.
Регулярное сопровождение процесса работы над проектом или
исследованием ведёт ответственный за это педагог. В дополнение
обязательно нужны публичные слушания, во время которых проявляются и
проверяются многие метапредметные и личностные результаты обучения в
школе, достигнутые к моменту её окончания.
В качестве экспертов могут выступать учителя школы, выпускники
школы — студенты вузов, представители власти, бизнеса, государственных
структур, так или иначе связанных с тематикой и проблематикой работ
старшеклассников. При этом важно понимать, что необходимо
предварительное согласование с экспертами их позиции и функций. С одной
стороны, эксперт должен честно указывать на слабые или ошибочные
подходы в рассуждениях ученика, а с другой — непременно обозначать
пути возможных решений, рекомендовать источники необходимой
информации, дополнительные методики, с тем чтобы у автора идеи не
опустились руки и не пропало желание продолжить работу.
Программа, по сути, является метапредметной, поскольку
предполагает освоение ряда
понятий,
способов
действия
и
организаторских навыков, стоящих «над» предметными способами работы
ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод проблем в задачи,
схематизация и использование знаков и символов, организация рефлексии,
сценирование события. Несмотря на то что программа называется
«Индивидуальный учебный проект», значительная часть занятий
предусматривает групповую и коллективную работу. Основные идеи
курса:
—
единство материального мира;
—
внутри- и межпредметная интеграция;
—
взаимосвязь науки и практики;
—
взаимосвязь человека и окружающей среды.
Формами контроля над усвоением материала могут служить
отчёты по работам, самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые
учебно- исследовательские проекты. Итоговое занятие проходит в виде
научно-практической конференции или круглого стола, где заслушиваются
доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть
представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие с:
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и
воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере
приёма «описание»);
- информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов);
- с другими предметными областями по теме индивидуального проекта
Индивидуальный проект представляет собой особую форму
организации деятельности учащихся (учебное исследование или учебный
проект), направленную на формирование личностных, предметных и
метапредметных результатов обучения.
Личностные результаты освоения программы учебного предмета
отражают:
- уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, уважение
государственных символов;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных
проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально- экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Метапредметные
предмета отражают:
результаты
освоения
программы
учебного
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации,
- критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
Предметные результаты освоения программы учебного предмета
«Индивидуальный проект» отражают:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
способность
к
инновационной,
интеллектуальной деятельности;
аналитической,
творческой,
- сформированность навыков проектной деятельности, а также
самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий
при решении
различных
задач,
используя
знания
нескольких учебных предметов и/или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе
собранных данных, презентации результатов;
- сформированность понятий проект, проектирование
- владение знанием этапов проектной деятельности;
- владение методами поиска и анализа научной информации.
В результате освоения программы учебного предмета
«Индивидуальный проект»
Обучающиеся научатся:
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с
представлениями об общем благе;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем
культурном пространстве;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время),
необходимые для достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации
проектов в различных областях деятельности человека.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития
различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при
постановке собственных целей;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов,
точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты
исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного
сотрудничества;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения
исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков.
Место учебного предмета в учебном плане
«Индивидуальный проект» является обязательной частью учебного
плана на ступени среднего общего образования. Согласно годовому
календарному графику школы образовательный процесс в 10 классе
осуществляется в режиме 34 учебных недель. Общее количество часов по
учебному предмету за один год обучения - 34, количество часов в неделю 1.
Формы и методы, периодичность и порядок текущей и промежуточной
диагностики планируемых результатов обучающихся
Возможные формы организации деятельности: лекция, беседа,
дискуссия, практическая работа, работа с источниками, в частности с
документами. Наибольшее внимание будет уделено практическим заданиям
по выработке запланированных навыков и умений – выполнению
творческих заданий, итогом которых будет являться
защита
индивидуальных проектов. Во время учебных занятий могут использоваться
различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности:
- словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное
выступление учащегося с докладом);
- наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы
решения задач, правила пользования приборами, демонстрация опытов,
презентации);
- практические методы (самостоятельное выполнение творческих
упражнений прикладной направленности, проведение учащимися опытов,
исследовательской деятельности);
- логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение);
- проблемно-поисковые методы (проблемное
эвристический метод, исследовательский метод);
изложение
знаний,
- методы самостоятельной работы (методы управления собственными
учебными действиями: учащиеся приобретают навыки работы с
дополнительной литературой, с учебником, с Интернет ресурсами, навыки
решения учебной проблемы: проверка гипотезы, проведение эксперимента,
выполнение исследовательской деятельности, составление презентации и её
защита).
Формами промежуточной аттестации учащихся
являются
участие в дискуссиях, круглых столах, тестирование, подготовка
мультимедийной презентации
по отдельным проблемам.
Итоговая аттестация проводится в виде конференции.
Содержание курса
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (5 ч)
Знакомство с современными научными представлениями о нормах
проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже
реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в
области проектирования: проект; технологические, социальные,
экономические,
волонтёрские,
организационные,
смешанные
проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа
обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного
материала из открытых источников и содержания школьных
предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики, химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его
отличие от других профессиональных занятий.
Раздел 1.4*. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А.
Столыпина. Рассмотрение примера масштабного проекта от
первоначальной идеи с системой аргументации до полной его
реализации.
Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование.
Разбор
понятий:
проектно-конструкторская
деятельность,
конструирование, техническое проектирование.
Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить
социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в
сознании учащихся.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды
волонтёрских проектов: социокультурные, информационноконсультативные, экологические.
Раздел 1.8*. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение
социального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и
реализованного старшеклассником.
Раздел 1.9*. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей
IT-технологий для решения практических задач в разных сферах
деятельности человека.
Раздел 1.10*. Исследование как элемент проекта и как тип
деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в
исследовательской деятельности: исследование, цель, задача,
объект, предмет, метод и субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение (4 ч)
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами
проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим
изменить своим проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел
2.5.
Первичное
самоопределение.
актуальноститемы для проекта/исследования.
Обоснование
Модуль 3. Замысел проекта (4 ч)
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и
проектом.
«позиция»
в
работе
над
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование
результатов проекта.
Раздел 3.4*. Роль акции в реализации проектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей
анализ.
информации,
её
обработка
и
Модуль 4. Условия реализации проекта (3ч)
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с
понятиями разных предметных дисциплин.
Раздел
4.1.
Планирование
действий.
Освоение
планирование,
прогнозирование,
спонсор,
благотворитель.
понятий:
инвестор,
Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий:
кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнесангелы, долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый
рынок, краудфандинг.
Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность
использования вклада каждого участника. Особенности работы
команды над проектом, проектная команда, роли и функции в
проекте.
Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта (4 ч)
Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение
понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта
(изделия),эксплуатация, утилизация.
Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и
преодоления.
Раздел 5.3*. Практическое занятие по
замысла
анализу
проектного
«Завод по переработке пластика».
Раздел 5.4*. Практическое занятие по
замысла
анализу
проектного
«Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
Раздел 5.5*. Практическое занятие по анализу
проектов школьников по туризму и краеведению.
региональных
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка
проектных и исследовательских работ (5 ч)
Раздел 6.1. Позиция эксперта.
Раздел 6.2. Предварительная защита проектов и исследовательских
работ, подготовка к взаимодействию с экспертами.
Раздел 6.3*. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка
порта- тивного металлоискателя». Проектно-конструкторское
решение в рамках проекта и его экспертная оценка.
Раздел 6.4. Начальный этап исследования и
оценка.
Модуль
7.
проекта (5ч)
Дополнительные
его
возможности
экспертная
улучшения
Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение
понятий: изобретение, технология, технологическая долина,
агротехнологии.
Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру.
Раздел 7.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования.
Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос,
генеральная совокупность, выборка респондентов.
Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы
проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по
бартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях.
Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для
продвижения проекта.
Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной и
исследовательской деятельности.
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (3
ч)
Итоговая презентация, публичная защита
проектов/ исследований старшеклассников
индивидуальных
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Основное содержание
Кол- Виды
Формы
во
деятельности контроля
часов
Модуль 1. Культура исследования и проектирования
1.
Что такое проект и
почему реализация
проекта — это сложно, но
интересно
Понятие
проекта. 1
Происхождение понятия.
Цели проектов. Проекты,
оказавшие
влияние
на
жизнь
большей
части
человечества.
Отечественные
и
зарубежные масштабные
проекты.
Непредсказуемые
последствия проектов
10
Лекция,
дискуссия
Входящий
контроль
Выдвижение проектной
идеи как формирование
образа будущего
Конечный
результат 1
проекта. Логика работы
проектировщика. Отличие
проектирования
от
занятий
искусством,
математикой
и других
профессиональных
занятий.
Реальное
и
воображаемое
в
проектировании
Лекция,
дискуссия
3.
Техническое
проектирование и
конструирование как
типы деятельности
Понятие
«техносфера». 1
Искусственная
среда.
Конструирование
и
конструкции. Анализ и
синтез
вариантов
конструкции.
Функция
конструкции.
Личное
действие
в
проекте.
Отчуждаемый продукт
Лекция,
дискуссия
4.
Социальное
проектирование: как
сделать лучше общество,
в котором мы живём
Отличие проекта от дела. 1
Социальное
проектирование.
Старт
социального
проекта.
Лекция,
дискуссия
2.
Чек-лист
№1
Текущий
контроль
Отношения, ценности и
нормы
в
социальном
проекте. Проек тирование
ценности. Проектирование
способов
деятельности.
Мероприятия проекта
5.
Анализируем проекты
сверстников.
1
Лекция,
дискуссия
Цель
и
результат 1
исследования.
Исследования
фундаментальные
и
прикладные.
Монодисциплинарные
и
междисциплинарные
исследования. Гипотеза и
метод
исследования.
Способ
и
методика
Лекция,
дискуссия
Социальный проект
«Дети одного Солнца»
Проблема. Цель проекта.
Задачи
проекта.
План
реализации
проекта.
Результаты проекта
6.
Исследование как
элемент проекта и как
тип деятельности
исследования
7.
Проекты и технологии:
выбираем сферы
деятельности
Приоритетные
1
направления
развития:
транспорт, связь, новые
материалы,
здоровое
питание,
агробиотехнологии,
«умные дома»
города»
и
Лекция,
дискуссия
«умные
8.
Создаём элементы образа
будущего: что мы хотим
изменить своим
проектом
Позитивный
образ 1
будущего для себя и для
других. Понятие качества
жизни
Лекция,
дискуссия
9.
Формируем отношение к
проблемам: препятствие
или побуждение к
действию?
Проблемы практические, 1
научные,
мировоззренческие.
Проблемы
глобальные,
национальные,
региональные, локальные.
Комплексные проблемы
Лекция,
дискуссия
10.
Первичное
самоопределение.
Обоснование
актуальности темы для
проекта
или исследования
Лекция,
дискуссия
Варианты
1
самоопределения
при
выборе
темы:
актуальность,
желание
осуществить
изменения,
стремление
обеспечить
развитие, получение новых
знаний и др.
Модуль 3. Замысел проекта
4
11.
Понятия «проблема» и
«позиция» при
осуществлении
проектирования
Проблемная
ситуация. 1
Позиции
конструктора,
учёного,
управленца,
финансиста
Лекция,
дискуссия
12.
Формулирование цели
проекта
Цели и ценности проекта. 1
Личное
отношение
к
ситуации.
Соотнесение
прогноза
и
идеала.
Постановка
цели
и
принятие цели. Заказчик
проекта
Лекция,
дискуссия
Чек-лист
№2
Текущий
контроль
13.
Целеполагание и
постановка задач.
Прогнозирование
результатов проекта
Перевод проблемы и цели 2
в задачи. Соотношение
имеющихся
и
отсутствующих знаний и
ресурсов
Лекция,
дискуссия
14.
Поиск недостающей
информации, её
обработка и анализ
Информационный ресурс. 1
Объективность
информации. Экспертное
знание. Совпадающие и
различающиеся позиции.
Выявление
оснований
расхождения мнений
Лекция,
дискуссия
Модуль 4. Условия реализации проекта
3
15.
Планирование действий
— шаг за шагом по пути
к реализации проекта
Понятие
планирования. 1
Основная
функция
планирования.
Инструменты
планирования.
Контрольные
точки
планируемых работ
Лекция,
дискуссия
16.
Источники
финансирования
Понятие
проекта.
Лекция,
бюджета 1
Собственные
Текущий
проекта
средства. Привлечённые
средства.
Источники
финансирования.
Венчурные
Кредитование
17.
Модели управления
проектами
дискуссия
контроль
Лекция,
дискуссия
Текущий
контроль
фонды.
Контрольная
точка. 1
Ленточная диаграмма (карта
Ганта). Дорожная карта
Модуль 5. Трудности реализации проекта
4
18.
Переход от замысла к
реализации проекта
Жизненный цикл проекта. 1
Жизненный цикл продукта.
Переосмысление
замысла.
Несовпадение замысла и его
реализации
Лекция,
дискуссия
19.
Риски проекта
Возможные риски проекта. 1
Способы
предупреждения
рисков
Лекция,
дискуссия
20.
Практическое занятие.
Анализ проектного замысла
«Завод по переработке
пластика»
Проблема. Цель проекта. 1
Задачи
проекта.
План
реализации
проекта.
Результаты проекта. Средства
реализации
проекта.
Вариативность
средств.
Прорывные технологии и
фундаментальные знания
Лекция,
дискуссия
21.
Практическое занятие.
Анализ ситуации. Критерии 1
Анализ проектного замысла сравнения
проектных
«Превратим мусор в
замыслов
ресурс». Сравнение
проектных замыслов
Лекция,
дискуссия
Модуль 6. Предварительная защита
экспертная
оценка
проектных
исследовательских работ
22.
Позиция эксперта
и
и
Экспертная
позиция. 1
Экспертное
мнение
и
суждение. Разные подходы к
проблематике
проектов.
Запрос на ноу-хау и иные
вопросы эксперту
3
Лекция,
дискуссия
Текущий
контроль
23.
Оцениваем проекты
сверстников
Проект
«Разработка 1
портативного
металлоискателя»
Лекция,
дискуссия
Описание ситуации для
постановки проблемы и
задач
на
примере
проектноконструкторской работы.
Преимущество
проектируемого
инструмента.
Анализ
ограничений
существующих аналогов.
Цель проекта.
Дорожная карта проекта
24.
Оценка начального этапа
исследования
Актуальность
темы 1
исследования.
Масштаб
постановки цели. Методики
исследования.
Ход
проведения
исследования.
Обзор научной литературы.
Достоверность выводов
Лекция,
дискуссия
Модуль
7.
Дополнительные
улучшения проекта
возможности
7
25.
Технология как мост от
идеи к продукту
Изобретения.
Технологии. 1
Технологические
долины.
Наукограды. Использование
технологий для решения
проблем
Лекция,
дискуссия
26.
Видим за проектом
инфраструктуру
Инфраструктура.
Базовый 1
производственный процесс.
Вспомогательные процессы и
структуры.
Свойства
инфраструктуры
Лекция,
дискуссия
27.
Опросы как эффективный
Социологический опрос как 1
инструмент проектирования метод
исследования.
Использование опроса при
проектировании и реализации
проекта.
Интернет-опросы.
Понятие
генеральной
совокупности
Лекция,
дискуссия
28.
Возможности социальных
сетей. Сетевые формы
проектов
Возможности
сетей
для 1
поиска единомышленников и
продвижения проектов
Лекция,
дискуссия
29.
Использование видеоролика в продвижении
проекта
Создание видеоролика как 1
средство
продвижения
проекта. Создание «эффекта
присутствия».
Сценарий.
Съёмка. Монтаж
Лекция,
дискуссия
30.
Оформление и
предъявление результатов
проектной и
исследовательской
деятельности
Выстраивание
структуры 1
текста для защиты. Основные
пункты
и
тезисы
выступления.
Наглядность,
ёмкость,
информативность
выступления
Лекция,
дискуссия
Оформление и
предъявление результатов
проектной и
исследовательской
деятельности
Выстраивание
структуры 1
текста для защиты. Основные
пункты
и
тезисы
выступления.
Наглядность,
ёмкость,
информативность
выступления
Лекция,
дискуссия
31.
Чек-лист
№3
Текущий
контроль
Модуль
8.
Презентация
индивидуального проекта
и
защита
3
32.
Презентация и защита
индивидуального
проекта
1
конференция Итоговый
контроль
33.
Презентация и защита
индивидуального проекта
1
конференция Итоговый
контроль
34.
Итоги проекта
1
Лекция,
дискуссия
Всего
34
Список
литературы
1. Алексеев Н. Г. Проектирование
и
рефлексивное мышление
Н. Г. Алексеев // Развитие личности. — 2002. — № 2. — С. 92—115.
2. Боголюбов Л. Н. Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы/
Л. Н.
Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. Ю. Басик и
др.;
под
ред.Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2017.
3. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития
образования / Ю. В. Громыко. — М.: Московская академия развития образования, 1996.
Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный
процесс.
Начальная
школа /
авт.-сост.
Л.
В.Годовникова, И. В. Возняк. — Волгоград: Учитель, 2011.
4. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе / В. С. Лазарев. —
Сургут: РИО СурГПУ, 2014.
5. Леонтович А. В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5—
11 классы / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев; под ред. А. В. Леонтовича.
— М.: ВАКО, 2014.
6. Перельман Я. И. Весёлые задачи. Две сотни головоломок / Я. И. Перельман. — М.: Аванта+, 2013.
7. Староверова М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга
педагога, работающего с детьми с ОВЗ / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова и др.; под ред. М. С. Староверовой. — М.: Вла-дос,
2014.
8. Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия… Полное собрание речей в
Государственной думе и Государственном совете. 1906—1911 / П. А.
Столыпин. — М.: Молодая гвардия, 1991.
9. Устиловская А. А. Метапредмет «Задача» / А. А. Устиловская. — М.:
НИИ Инновационных стратегий развития общего образования: Пушкинский институт, 2011.
10. Яковлева Н.Ф. «Проектная деятельность в образовательном
учреждении», учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014.
11. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 класс. Учебное
пособие/ Л.Е. Спиридонова, Б.А. Комаров, О.В. Маркова, В.М.
Стацунова. – Спб.: КАРО, 2019. – 104с
Интернет-ресурсы
Официальный информационный сайт строительства Крымского моста
(http://www.most.life/).
Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/).
Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy).
Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/).
Сайт организации «Добровольцы России» (https://добровольцырос-сии.рф/
organizations/55619/info).
Волонтёрский педагогический отряд (http://www.ruy.ru/organization/
activities/).
Проект Smart-теплицы (http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370).
IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758).
Объект и предмет исследования — в чём разница? (https://
nauchniestati.ru/blog/ obekt-i-predmet-issledovaniya/).
Всероссийский конкурс научно-технологических проектов (https://
konkurs.sochisirius.ru/custom/about).
Школьный кубок Преактум (http://preactum.ru/).
Большой энциклопедический словарь (http://slovari.299.ru).
Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217).
Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в Интернете (https://
startupnetwork.ru/startups/).
Переработка пластиковых бутылок (http://promtu.ru/mini-zavodyi/ minipererabotka-plastika).
Робот, который ищет мусор (https://deti.mail.ru/news/12letnyaya-devoch-kapostroila-robota-kotoryy/).
Кто такой эксперт и каким он должен быть (http://www.liveexpert.
ru/forum/view/1257990).
Как спорить с помощью метода Сократа (https://mensby.com/career/
psychology/9209-how-to-argue-with-socrates-method).
Проведение опросов (http://anketolog.ru).
Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/).
Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru).
Программы для монтажа (https://lifehacker.ru/programmy-dlya-mon-tazhavideo).
Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.05.2018) «О
благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)»
(http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/).
Приложение 1
Чек-лист №1
«Что такое проект? Какие бывают проекты? »
Задание 1. Интернет-серфинг:
Погугли примеры проектов, которые делали твои сверстники.
Посмотри, какие проекты тебе симпатичнее всего и что именно тебе в них
понравилось.
Подсказка-1. РДШ как источник идей:
Узнай, что делали уже твои коллеги из РДШ в прошлые годы. Ты можешь
узнать об этом у куратора, задать вопрос старшим товарищам,
участвовавших до тебя в проектах РДШ, например, в «Территории
самоуправления». А может быть, всероссийские проекты РДШ наведут тебя
на интересные идеи?
Подсказка-2. Поиск в интернете:
Возможные запросы в гуглояндексе: «молодежные проекты», «молодежные
инициативы», «подростки сделали проект».
Задание 2. Опрос знакомых:
Поспрашивай своих знакомых (друзей, одноклассников, родителей,
учителей), какие темы для них актуальнее всего, какие вопросы их волнуют.
Подсказка-1. С чего начать разговор:
Подготовь «почву» для опроса. Используй триаду контакта: «приветствиеулыбка-контакт глаз». Спроси, есть ли у твоего собеседника время, удобно
ли будет ему пообщаться. Обозначь цель твоего интереса: ты собираешь
материал, чтобы выбрать тему для проекта.
Пример вступления:
«Привет, Вася! Слушай, вопрос есть один. Есть у тебя минутка? Я сейчас
собираю информацию о том, что может быть интересно и актуально для
молодежи, какие проблемы в обществе больше всего волнуют. Сможешь
мне помочь?»
Подсказка-2. Какие вопросы задать:
Существуют открытые и закрытые вопросы. Закрытые вопросы – это те, на
которые можно ответить однозначно, «да» или «нет». Открытые вопросы
требуют развернутого ответа. Примеры открытых вопросов, которые ты
можешь задать:
Как думаешь, какие самые острые проблемы ты видишь в обществе?
Если бы у тебя была возможность что-то изменить в обществе, что
бы ты изменил?
Подсказка-3. Используй функцию «опрос» в социальных сетях
На следующей страничке ты найдешь удобные бланки – фиксируй ответы
на задания там.
1. Результаты сбора информации.
Самые интересные молодежные проекты:
№
Название проекта
Итоговый продукт
1
2
3
2. Топовые темы по результатам опроса знакомых:
1)
2)
3)
4)
5)
Что
в
проекте
считаю крутым
Приложение 2
Форма проверки Чек-листа №1
Критерий
Баллы
3
2
1
0
Дополнительные
баллы
Задание 1
Задание выполнено полностью
+1 балл за
креативность
+
Задание выполнено частично,
но более 50%
+
Задание выполнено частично,
менее 50%
+
Задание не выполнено
+
Задание 2
Задание выполнено полностью
Задание выполнено частично,
но более 50%
Задание выполнено частично,
менее 50%
Задание не выполнено
+1 балл за
креативность
+
+
+
+
Задание считается успешно выполненным, если обучающийся набрал
минимум 4 балла в сумме 2х заданий, с учетом дополнительных баллов
Приложение 3
Чек-лист №2
Критерий
S - Specific –
Конкретная
M - Measurable
– Измеримая
A - Achievable/
Ambitious/
Attractive –
Достижимая/
Амбициозная/
Привлекательная
На какие вопросы
отвечаю
Что именно я хочу
сделать улучшить,
изменить,
достичь,
получить?
В какой конкретно
области или
направлении?
Для кого я буду
это делать?
Сколько и чего я
хочу приобрести?
Какие факты
подтвердят, что
цель достигнута?
Как я узнаю, что
результат
достигнут?
Хочу ли я этого?
Будет ли это
интересно?
Смогу ли я
достичь эту цель?
Реалистично?
Не слишком ли
Мои варианты
формулировок
Итоговая
формулировка
она сложная или
лёгкая?
R- Relevant/
Resources –
Согласованная
/ Ресурсы
Зачем мне нужен
этот результат?
Зачем он нужен
другим людям?
Как сочетается
эта цель с другим
моими задачам?
Не мешает ли им?
Хватает ли мне
ресурсов для ее
реализации? Что
именно мне
нужно
подготовить или
сделать заранее?
Что может
помешать? Что помочь?
T – Time-bound
– Определенная
во времени
Сколько времени
мне потребуется
всего? Сколько
времени
потребуется в
день/в неделю?
Когда должен
быть получен
запланированный
результат?
Что уже должно
быть готово через
неделю? Месяц?
А теперь соедини все воедино, и получишь четкую цель своего проекта!
П.С. Ее не надо озвучивать каждому, это твоя рабочая лошадка, на которой
ты поедешь прямо к результату!
Подсказочка: А для красоты и простоты формулировки оставь только
первую часть (где ты конкретизировал образ результата). Ее и озвучивай
смело всем окружающим и интересующимся
«зачет» за данную работу ставится при грамотной формулировки
цели с использованием технологии SMART
Приложение 4
Чек-лист №3
Перед тобой технические требования по оформлению проекта. Прочитай их
внимательно и отформатируй текст, приведенный на следующем листе.
Размести рисунок в тексте там, где он должен быть по смыслу, подпиши
правильно. Поставь нумерацию страниц.
Технические требования:
Текст: выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, 14 пт,
интервал одинарный, отступ первой строки 1,25;
Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см.;
Нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе не
ставится;
Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New
Roman, 12 пт. Должны иметь сплошную нумерацию и названия (под
рисунком по центру). На все рисунки должны быть указания в тексте;
История открытия «животного электричества»
«Рис.1»
Пионером исследования роли электрического поля в живом организме явился профессор
анатомии из Болонского университета Луиджи Гальвани. Начиная с 1775 г. Он стал
интересоваться взаимосвязью между «электричеством и жизнью». В 1786 г. Один из
помощников профессора, выделяя скальпелем мышцу из лапки
лягушки, случайно дотронулся им до нерва, идущего к этой мышце. В это же
время на том же столе в лаборатории работала электростатическая машина – генератор
статического электричества, и
каждый раз, когда машина давала
разряд, мышца лягушки сокращалась. Гальвани
заключил, что каким-то образом электричество «входит» в нерв
и это приводит к сокращению мышцы. Последующие пять лет он посвятил
изучению роли различных металлов в их способности вызывать мышечные
сокращения. Гальвани пришел к выводу, что если нерв и мышца
лежат на одинаковых металлических пластинах, то замыкание
пластин проволокой не дает никакого эффекта (рис.1). Но если
пластиныизготовлены из разных металлов, их замыкание
сопровождается мышечным сокращением.