МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образованием Администрации Артинского городского округа МБОУ "Малотавринская СОШ" РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол №1 от «29»августа 2024 УТВЕРЖДЕНО приказом директора школы №119-од от «31» августа 2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Индивидуальный проект» для обучающихся 10 класса Срок освоения программы: 1 год с. Малая Тавра 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по Индивидуальному проекту в 10 классе составлена в соответствии с Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «Малотавринская СОШ». Цели изучения предмета и планируемые результаты освоения Учебного предмета Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Актуальность данного курса обусловлена потребностью государства в активном, самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном гражданине общества, а также необходимостью формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. Так как она занимает особое место в совокупности компетентностей личности, обеспечивает присвоение человеком всего целостного и разнообразного мира культуры. Более того, познавательная составляющая имманентно присутствует в остальных видах ключевых компетентностей. В тоже время результаты многочисленных исследований учёных, методистов, педагоговпрактиков свидетельствуют о недостаточном уровне владения учащимися ключевыми образовательными компетентностями и в том числе важнейшей из них – учебно-познавательной. Отличительная особенность курса состоит в том, что предмет «Индивидуальный проект» представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, что обеспечивает приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной). Индивидуальный проект является логическим завершением школьной проектной системы и, одновременно, переходным элементом, мостом к взрослой, самостоятельной жизни человека. Индивидуальный проект выполняется учащимися в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта. Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы. Задачи курса: — реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы; — формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебноисследовательской деятельности для достижения практикоориентированных результатов образования; — повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий. Общая характеристика курса. Содержание программы в основном сфокусировано на процессах исследования и проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем содержит необходимые отсылки к другим типам деятельности. При этом программа предполагает практические задания на освоение инструментария исследования и проектирования в их нормативном виде и в их возможной взаимосвязи. Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о самых необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования, в соответствии с существующими культурными нормами. С помощью данного курса предполагается адаптирование этих норм для понимания и активного использования школьниками в своих проектах и исследованиях. Предлагаемый курс рассчитан на 34 ч освоения. Он состоит из нескольких модулей, каждый из которых является необходимым элементом в общей структуре курса. Логика чередования модулей выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была возможность изучить часть теоретического материала самостоятельно или под руководством взрослого. Другая часть модулей специально предназначена для совместной работы в общем коммуникативном пространстве и предполагает обсуждение собственных замыслов, идей, ходов. И наконец, третий тип модулей нацелен на собственную поисковую, проектную, конструкторскую или иную по типу деятельность в относительно свободном режиме. Проходя один модуль за другим, обучающийся получает возможность сначала выдвинуть свою идею, затем проработать её, предъявить одноклассникам и другим заинтересованным лицам, получив конструктивные критические замечания, и успешно защитить свою работу. Модульная структура даёт возможность её вариативного использования при прохождении курса: в зависимости от предыдущего опыта в подобных работах могут предлагаться индивидуальные «дорожные карты» старшеклассника или рабочих команд. Для самостоятельной работы важны умения, полученные в том числе на предыдущих этапах обучения, а именно умения искать, анализировать и оценивать необходимую для работы информацию. Помимо Интернета, следует не только рекомендовать, но и требовать пользоваться научными и научно-популярными изданиями в библиотечных фондах. Коммуникативные события, которые включены в процесс тренировки и выполнения проекта или исследования, следует специально подготавливать и сценировать. Для этого необходимо заранее продумывать, как будет происходить процесс коммуникации, а именно: — что будет предметом доклада или сообщения события; участников — каковы функции в обсуждении каждого его участника: задаёт вопросы на понимание, высказывает сомнения, предлагает встречные варианты и т. д.; — какой рабочий формат будет выбран: фронтальная работа с общей дискуссией, первоначальное обсуждение в группах или парах, распределение ролей и подготовка шаблонов обсуждения или спонтанные оценки сообщений; — кто является регулятором дискуссии — педагог, ведущий (регулирующий) этот курс, или привлечённый специалист, владеющий способностью выстраивать содержательное обсуждение, процессом проблематизации и способами выхода в позитивное продолжение работы. Большое значение для реализации программы имеют лица в статусе эксперта. Для старшеклассников, занимающихся проектами и исследованиями, чрезвычайно важна интеллектуально насыщенная среда, в которой их работа могла бы быть проанализирована с разных точек зрения. Регулярное сопровождение процесса работы над проектом или исследованием ведёт ответственный за это педагог. В дополнение обязательно нужны публичные слушания, во время которых проявляются и проверяются многие метапредметные и личностные результаты обучения в школе, достигнутые к моменту её окончания. В качестве экспертов могут выступать учителя школы, выпускники школы — студенты вузов, представители власти, бизнеса, государственных структур, так или иначе связанных с тематикой и проблематикой работ старшеклассников. При этом важно понимать, что необходимо предварительное согласование с экспертами их позиции и функций. С одной стороны, эксперт должен честно указывать на слабые или ошибочные подходы в рассуждениях ученика, а с другой — непременно обозначать пути возможных решений, рекомендовать источники необходимой информации, дополнительные методики, с тем чтобы у автора идеи не опустились руки и не пропало желание продолжить работу. Программа, по сути, является метапредметной, поскольку предполагает освоение ряда понятий, способов действия и организаторских навыков, стоящих «над» предметными способами работы ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод проблем в задачи, схематизация и использование знаков и символов, организация рефлексии, сценирование события. Несмотря на то что программа называется «Индивидуальный учебный проект», значительная часть занятий предусматривает групповую и коллективную работу. Основные идеи курса: — единство материального мира; — внутри- и межпредметная интеграция; — взаимосвязь науки и практики; — взаимосвязь человека и окружающей среды. Формами контроля над усвоением материала могут служить отчёты по работам, самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебно- исследовательские проекты. Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции или круглого стола, где заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе. Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие с: - русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»); - информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов); - с другими предметными областями по теме индивидуального проекта Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности учащихся (учебное исследование или учебный проект), направленную на формирование личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. Личностные результаты освоения программы учебного предмета отражают: - уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов; - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; - принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; - бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; - осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных проблем; - сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности. Метапредметные предмета отражают: результаты освоения программы учебного - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, - критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; Предметные результаты освоения программы учебного предмета «Индивидуальный проект» отражают: - сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, интеллектуальной деятельности; аналитической, творческой, - сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных областей; - способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов; - сформированность понятий проект, проектирование - владение знанием этапов проектной деятельности; - владение методами поиска и анализа научной информации. В результате освоения программы учебного предмета «Индивидуальный проект» Обучающиеся научатся: - формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе; - восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве; - оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели; - находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека. Обучающиеся получат возможность научиться: - отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей; - вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества; - адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков. Место учебного предмета в учебном плане «Индивидуальный проект» является обязательной частью учебного плана на ступени среднего общего образования. Согласно годовому календарному графику школы образовательный процесс в 10 классе осуществляется в режиме 34 учебных недель. Общее количество часов по учебному предмету за один год обучения - 34, количество часов в неделю 1. Формы и методы, периодичность и порядок текущей и промежуточной диагностики планируемых результатов обучающихся Возможные формы организации деятельности: лекция, беседа, дискуссия, практическая работа, работа с источниками, в частности с документами. Наибольшее внимание будет уделено практическим заданиям по выработке запланированных навыков и умений – выполнению творческих заданий, итогом которых будет являться защита индивидуальных проектов. Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: - словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное выступление учащегося с докладом); - наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы решения задач, правила пользования приборами, демонстрация опытов, презентации); - практические методы (самостоятельное выполнение творческих упражнений прикладной направленности, проведение учащимися опытов, исследовательской деятельности); - логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение); - проблемно-поисковые методы (проблемное эвристический метод, исследовательский метод); изложение знаний, - методы самостоятельной работы (методы управления собственными учебными действиями: учащиеся приобретают навыки работы с дополнительной литературой, с учебником, с Интернет ресурсами, навыки решения учебной проблемы: проверка гипотезы, проведение эксперимента, выполнение исследовательской деятельности, составление презентации и её защита). Формами промежуточной аттестации учащихся являются участие в дискуссиях, круглых столах, тестирование, подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам. Итоговая аттестация проводится в виде конференции. Содержание курса Модуль 1. Культура исследования и проектирования (5 ч) Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов. Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования: проект; технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные, смешанные проекты. Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых источников и содержания школьных предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики, химии). Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других профессиональных занятий. Раздел 1.4*. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина. Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной идеи с системой аргументации до полной его реализации. Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектно-конструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование. Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся. Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов: социокультурные, информационноконсультативные, экологические. Раздел 1.8*. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и реализованного старшеклассником. Раздел 1.9*. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей IT-технологий для решения практических задач в разных сферах деятельности человека. Раздел 1.10*. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования. Модуль 2. Самоопределение (4 ч) Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта. Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности. Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам. Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями. Раздел 2.5. Первичное самоопределение. актуальноститемы для проекта/исследования. Обоснование Модуль 3. Замысел проекта (4 ч) Раздел 3.1. Понятия «проблема» и проектом. «позиция» в работе над Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта. Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта. Раздел 3.4*. Роль акции в реализации проектов. Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта. Раздел 3.6. Поиск недостающей анализ. информации, её обработка и Модуль 4. Условия реализации проекта (3ч) Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных предметных дисциплин. Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение планирование, прогнозирование, спонсор, благотворитель. понятий: инвестор, Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнесангелы, долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг. Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада каждого участника. Особенности работы команды над проектом, проектная команда, роли и функции в проекте. Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами. Модуль 5. Трудности реализации проекта (4 ч) Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия),эксплуатация, утилизация. Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления. Раздел 5.3*. Практическое занятие по замысла анализу проектного «Завод по переработке пластика». Раздел 5.4*. Практическое занятие по замысла анализу проектного «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов. Раздел 5.5*. Практическое занятие по анализу проектов школьников по туризму и краеведению. региональных Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (5 ч) Раздел 6.1. Позиция эксперта. Раздел 6.2. Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами. Раздел 6.3*. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка порта- тивного металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка. Раздел 6.4. Начальный этап исследования и оценка. Модуль 7. проекта (5ч) Дополнительные его возможности экспертная улучшения Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии. Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру. Раздел 7.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка респондентов. Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях. Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта. Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности. Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (3 ч) Итоговая презентация, публичная защита проектов/ исследований старшеклассников индивидуальных Календарно-тематическое планирование № Тема Основное содержание Кол- Виды Формы во деятельности контроля часов Модуль 1. Культура исследования и проектирования 1. Что такое проект и почему реализация проекта — это сложно, но интересно Понятие проекта. 1 Происхождение понятия. Цели проектов. Проекты, оказавшие влияние на жизнь большей части человечества. Отечественные и зарубежные масштабные проекты. Непредсказуемые последствия проектов 10 Лекция, дискуссия Входящий контроль Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего Конечный результат 1 проекта. Логика работы проектировщика. Отличие проектирования от занятий искусством, математикой и других профессиональных занятий. Реальное и воображаемое в проектировании Лекция, дискуссия 3. Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности Понятие «техносфера». 1 Искусственная среда. Конструирование и конструкции. Анализ и синтез вариантов конструкции. Функция конструкции. Личное действие в проекте. Отчуждаемый продукт Лекция, дискуссия 4. Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём Отличие проекта от дела. 1 Социальное проектирование. Старт социального проекта. Лекция, дискуссия 2. Чек-лист №1 Текущий контроль Отношения, ценности и нормы в социальном проекте. Проек тирование ценности. Проектирование способов деятельности. Мероприятия проекта 5. Анализируем проекты сверстников. 1 Лекция, дискуссия Цель и результат 1 исследования. Исследования фундаментальные и прикладные. Монодисциплинарные и междисциплинарные исследования. Гипотеза и метод исследования. Способ и методика Лекция, дискуссия Социальный проект «Дети одного Солнца» Проблема. Цель проекта. Задачи проекта. План реализации проекта. Результаты проекта 6. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности исследования 7. Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности Приоритетные 1 направления развития: транспорт, связь, новые материалы, здоровое питание, агробиотехнологии, «умные дома» города» и Лекция, дискуссия «умные 8. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом Позитивный образ 1 будущего для себя и для других. Понятие качества жизни Лекция, дискуссия 9. Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию? Проблемы практические, 1 научные, мировоззренческие. Проблемы глобальные, национальные, региональные, локальные. Комплексные проблемы Лекция, дискуссия 10. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или исследования Лекция, дискуссия Варианты 1 самоопределения при выборе темы: актуальность, желание осуществить изменения, стремление обеспечить развитие, получение новых знаний и др. Модуль 3. Замысел проекта 4 11. Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования Проблемная ситуация. 1 Позиции конструктора, учёного, управленца, финансиста Лекция, дискуссия 12. Формулирование цели проекта Цели и ценности проекта. 1 Личное отношение к ситуации. Соотнесение прогноза и идеала. Постановка цели и принятие цели. Заказчик проекта Лекция, дискуссия Чек-лист №2 Текущий контроль 13. Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта Перевод проблемы и цели 2 в задачи. Соотношение имеющихся и отсутствующих знаний и ресурсов Лекция, дискуссия 14. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ Информационный ресурс. 1 Объективность информации. Экспертное знание. Совпадающие и различающиеся позиции. Выявление оснований расхождения мнений Лекция, дискуссия Модуль 4. Условия реализации проекта 3 15. Планирование действий — шаг за шагом по пути к реализации проекта Понятие планирования. 1 Основная функция планирования. Инструменты планирования. Контрольные точки планируемых работ Лекция, дискуссия 16. Источники финансирования Понятие проекта. Лекция, бюджета 1 Собственные Текущий проекта средства. Привлечённые средства. Источники финансирования. Венчурные Кредитование 17. Модели управления проектами дискуссия контроль Лекция, дискуссия Текущий контроль фонды. Контрольная точка. 1 Ленточная диаграмма (карта Ганта). Дорожная карта Модуль 5. Трудности реализации проекта 4 18. Переход от замысла к реализации проекта Жизненный цикл проекта. 1 Жизненный цикл продукта. Переосмысление замысла. Несовпадение замысла и его реализации Лекция, дискуссия 19. Риски проекта Возможные риски проекта. 1 Способы предупреждения рисков Лекция, дискуссия 20. Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика» Проблема. Цель проекта. 1 Задачи проекта. План реализации проекта. Результаты проекта. Средства реализации проекта. Вариативность средств. Прорывные технологии и фундаментальные знания Лекция, дискуссия 21. Практическое занятие. Анализ ситуации. Критерии 1 Анализ проектного замысла сравнения проектных «Превратим мусор в замыслов ресурс». Сравнение проектных замыслов Лекция, дискуссия Модуль 6. Предварительная защита экспертная оценка проектных исследовательских работ 22. Позиция эксперта и и Экспертная позиция. 1 Экспертное мнение и суждение. Разные подходы к проблематике проектов. Запрос на ноу-хау и иные вопросы эксперту 3 Лекция, дискуссия Текущий контроль 23. Оцениваем проекты сверстников Проект «Разработка 1 портативного металлоискателя» Лекция, дискуссия Описание ситуации для постановки проблемы и задач на примере проектноконструкторской работы. Преимущество проектируемого инструмента. Анализ ограничений существующих аналогов. Цель проекта. Дорожная карта проекта 24. Оценка начального этапа исследования Актуальность темы 1 исследования. Масштаб постановки цели. Методики исследования. Ход проведения исследования. Обзор научной литературы. Достоверность выводов Лекция, дискуссия Модуль 7. Дополнительные улучшения проекта возможности 7 25. Технология как мост от идеи к продукту Изобретения. Технологии. 1 Технологические долины. Наукограды. Использование технологий для решения проблем Лекция, дискуссия 26. Видим за проектом инфраструктуру Инфраструктура. Базовый 1 производственный процесс. Вспомогательные процессы и структуры. Свойства инфраструктуры Лекция, дискуссия 27. Опросы как эффективный Социологический опрос как 1 инструмент проектирования метод исследования. Использование опроса при проектировании и реализации проекта. Интернет-опросы. Понятие генеральной совокупности Лекция, дискуссия 28. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов Возможности сетей для 1 поиска единомышленников и продвижения проектов Лекция, дискуссия 29. Использование видеоролика в продвижении проекта Создание видеоролика как 1 средство продвижения проекта. Создание «эффекта присутствия». Сценарий. Съёмка. Монтаж Лекция, дискуссия 30. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности Выстраивание структуры 1 текста для защиты. Основные пункты и тезисы выступления. Наглядность, ёмкость, информативность выступления Лекция, дискуссия Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности Выстраивание структуры 1 текста для защиты. Основные пункты и тезисы выступления. Наглядность, ёмкость, информативность выступления Лекция, дискуссия 31. Чек-лист №3 Текущий контроль Модуль 8. Презентация индивидуального проекта и защита 3 32. Презентация и защита индивидуального проекта 1 конференция Итоговый контроль 33. Презентация и защита индивидуального проекта 1 конференция Итоговый контроль 34. Итоги проекта 1 Лекция, дискуссия Всего 34 Список литературы 1. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление Н. Г. Алексеев // Развитие личности. — 2002. — № 2. — С. 92—115. 2. Боголюбов Л. Н. Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы/ Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. Ю. Басик и др.; под ред.Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2017. 3. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования / Ю. В. Громыко. — М.: Московская академия развития образования, 1996. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Начальная школа / авт.-сост. Л. В.Годовникова, И. В. Возняк. — Волгоград: Учитель, 2011. 4. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе / В. С. Лазарев. — Сургут: РИО СурГПУ, 2014. 5. Леонтович А. В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5— 11 классы / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев; под ред. А. В. Леонтовича. — М.: ВАКО, 2014. 6. Перельман Я. И. Весёлые задачи. Две сотни головоломок / Я. И. Перельман. — М.: Аванта+, 2013. 7. Староверова М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова и др.; под ред. М. С. Староверовой. — М.: Вла-дос, 2014. 8. Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия… Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906—1911 / П. А. Столыпин. — М.: Молодая гвардия, 1991. 9. Устиловская А. А. Метапредмет «Задача» / А. А. Устиловская. — М.: НИИ Инновационных стратегий развития общего образования: Пушкинский институт, 2011. 10. Яковлева Н.Ф. «Проектная деятельность в образовательном учреждении», учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. 11. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 класс. Учебное пособие/ Л.Е. Спиридонова, Б.А. Комаров, О.В. Маркова, В.М. Стацунова. – Спб.: КАРО, 2019. – 104с Интернет-ресурсы Официальный информационный сайт строительства Крымского моста (http://www.most.life/). Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/). Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy). Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/). Сайт организации «Добровольцы России» (https://добровольцырос-сии.рф/ organizations/55619/info). Волонтёрский педагогический отряд (http://www.ruy.ru/organization/ activities/). Проект Smart-теплицы (http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370). IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758). Объект и предмет исследования — в чём разница? (https:// nauchniestati.ru/blog/ obekt-i-predmet-issledovaniya/). Всероссийский конкурс научно-технологических проектов (https:// konkurs.sochisirius.ru/custom/about). Школьный кубок Преактум (http://preactum.ru/). Большой энциклопедический словарь (http://slovari.299.ru). Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217). Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в Интернете (https:// startupnetwork.ru/startups/). Переработка пластиковых бутылок (http://promtu.ru/mini-zavodyi/ minipererabotka-plastika). Робот, который ищет мусор (https://deti.mail.ru/news/12letnyaya-devoch-kapostroila-robota-kotoryy/). Кто такой эксперт и каким он должен быть (http://www.liveexpert. ru/forum/view/1257990). Как спорить с помощью метода Сократа (https://mensby.com/career/ psychology/9209-how-to-argue-with-socrates-method). Проведение опросов (http://anketolog.ru). Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/). Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru). Программы для монтажа (https://lifehacker.ru/programmy-dlya-mon-tazhavideo). Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.05.2018) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» (http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/). Приложение 1 Чек-лист №1 «Что такое проект? Какие бывают проекты? » Задание 1. Интернет-серфинг: Погугли примеры проектов, которые делали твои сверстники. Посмотри, какие проекты тебе симпатичнее всего и что именно тебе в них понравилось. Подсказка-1. РДШ как источник идей: Узнай, что делали уже твои коллеги из РДШ в прошлые годы. Ты можешь узнать об этом у куратора, задать вопрос старшим товарищам, участвовавших до тебя в проектах РДШ, например, в «Территории самоуправления». А может быть, всероссийские проекты РДШ наведут тебя на интересные идеи? Подсказка-2. Поиск в интернете: Возможные запросы в гуглояндексе: «молодежные проекты», «молодежные инициативы», «подростки сделали проект». Задание 2. Опрос знакомых: Поспрашивай своих знакомых (друзей, одноклассников, родителей, учителей), какие темы для них актуальнее всего, какие вопросы их волнуют. Подсказка-1. С чего начать разговор: Подготовь «почву» для опроса. Используй триаду контакта: «приветствиеулыбка-контакт глаз». Спроси, есть ли у твоего собеседника время, удобно ли будет ему пообщаться. Обозначь цель твоего интереса: ты собираешь материал, чтобы выбрать тему для проекта. Пример вступления: «Привет, Вася! Слушай, вопрос есть один. Есть у тебя минутка? Я сейчас собираю информацию о том, что может быть интересно и актуально для молодежи, какие проблемы в обществе больше всего волнуют. Сможешь мне помочь?» Подсказка-2. Какие вопросы задать: Существуют открытые и закрытые вопросы. Закрытые вопросы – это те, на которые можно ответить однозначно, «да» или «нет». Открытые вопросы требуют развернутого ответа. Примеры открытых вопросов, которые ты можешь задать: Как думаешь, какие самые острые проблемы ты видишь в обществе? Если бы у тебя была возможность что-то изменить в обществе, что бы ты изменил? Подсказка-3. Используй функцию «опрос» в социальных сетях На следующей страничке ты найдешь удобные бланки – фиксируй ответы на задания там. 1. Результаты сбора информации. Самые интересные молодежные проекты: № Название проекта Итоговый продукт 1 2 3 2. Топовые темы по результатам опроса знакомых: 1) 2) 3) 4) 5) Что в проекте считаю крутым Приложение 2 Форма проверки Чек-листа №1 Критерий Баллы 3 2 1 0 Дополнительные баллы Задание 1 Задание выполнено полностью +1 балл за креативность + Задание выполнено частично, но более 50% + Задание выполнено частично, менее 50% + Задание не выполнено + Задание 2 Задание выполнено полностью Задание выполнено частично, но более 50% Задание выполнено частично, менее 50% Задание не выполнено +1 балл за креативность + + + + Задание считается успешно выполненным, если обучающийся набрал минимум 4 балла в сумме 2х заданий, с учетом дополнительных баллов Приложение 3 Чек-лист №2 Критерий S - Specific – Конкретная M - Measurable – Измеримая A - Achievable/ Ambitious/ Attractive – Достижимая/ Амбициозная/ Привлекательная На какие вопросы отвечаю Что именно я хочу сделать улучшить, изменить, достичь, получить? В какой конкретно области или направлении? Для кого я буду это делать? Сколько и чего я хочу приобрести? Какие факты подтвердят, что цель достигнута? Как я узнаю, что результат достигнут? Хочу ли я этого? Будет ли это интересно? Смогу ли я достичь эту цель? Реалистично? Не слишком ли Мои варианты формулировок Итоговая формулировка она сложная или лёгкая? R- Relevant/ Resources – Согласованная / Ресурсы Зачем мне нужен этот результат? Зачем он нужен другим людям? Как сочетается эта цель с другим моими задачам? Не мешает ли им? Хватает ли мне ресурсов для ее реализации? Что именно мне нужно подготовить или сделать заранее? Что может помешать? Что помочь? T – Time-bound – Определенная во времени Сколько времени мне потребуется всего? Сколько времени потребуется в день/в неделю? Когда должен быть получен запланированный результат? Что уже должно быть готово через неделю? Месяц? А теперь соедини все воедино, и получишь четкую цель своего проекта! П.С. Ее не надо озвучивать каждому, это твоя рабочая лошадка, на которой ты поедешь прямо к результату! Подсказочка: А для красоты и простоты формулировки оставь только первую часть (где ты конкретизировал образ результата). Ее и озвучивай смело всем окружающим и интересующимся «зачет» за данную работу ставится при грамотной формулировки цели с использованием технологии SMART Приложение 4 Чек-лист №3 Перед тобой технические требования по оформлению проекта. Прочитай их внимательно и отформатируй текст, приведенный на следующем листе. Размести рисунок в тексте там, где он должен быть по смыслу, подпиши правильно. Поставь нумерацию страниц. Технические требования: Текст: выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, 14 пт, интервал одинарный, отступ первой строки 1,25; Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см.; Нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе не ставится; Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New Roman, 12 пт. Должны иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру). На все рисунки должны быть указания в тексте; История открытия «животного электричества» «Рис.1» Пионером исследования роли электрического поля в живом организме явился профессор анатомии из Болонского университета Луиджи Гальвани. Начиная с 1775 г. Он стал интересоваться взаимосвязью между «электричеством и жизнью». В 1786 г. Один из помощников профессора, выделяя скальпелем мышцу из лапки лягушки, случайно дотронулся им до нерва, идущего к этой мышце. В это же время на том же столе в лаборатории работала электростатическая машина – генератор статического электричества, и каждый раз, когда машина давала разряд, мышца лягушки сокращалась. Гальвани заключил, что каким-то образом электричество «входит» в нерв и это приводит к сокращению мышцы. Последующие пять лет он посвятил изучению роли различных металлов в их способности вызывать мышечные сокращения. Гальвани пришел к выводу, что если нерв и мышца лежат на одинаковых металлических пластинах, то замыкание пластин проволокой не дает никакого эффекта (рис.1). Но если пластиныизготовлены из разных металлов, их замыкание сопровождается мышечным сокращением.