ДООП Юнармия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малотавринская средняя общеобразовательная школа»

Принята
на педагогическом совете
Протокол №1 от «31» августа 2023 г.

Утверждаю
Директор МБОУ «Малотавринская СОШ»
/Л.А. Иванова/
Приказ №116-од от 31 августа 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально– гуманитарной направленности
«Юнармия»
Для 5 – 10 классов
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 11-16 лет

Автор – составитель:
Давлетбаев И.А.
Педагог

Малая Тавра
2023 год

ПОЯСНИЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами в сфере образования и образовательной организации:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки РФ.
Направленность программы
Программа «Юнармия» направлена на обучение подростковюнармейцев начальной военной подготовке, а также качественную подготовку
учащихся к военно-спортивным соревнованиям различного уровня в
соответствии с Положениями.
Актуальность программы
1 сентября 2016 года в России официально стартовало всероссийское
военно-патриотическое движение «Юнармия». Предметом и целями движения
являются всестороннее развитие личности детей и подростков, а также участие
их в реализации мероприятий молодежной политики как на муниципальном,
так и на государственном уровне.
«Больше внимания нужно уделять патриотическому воспитанию
молодежи. Да, необходимо серьезно обновить эту работу, но некоторые
традиционные методы, например, военно-патриотические игры, востребованы
и сегодня. Они выработают и командный дух, и сильный характер и
формируют навыки поведения в самых сложных условиях», - отметил в своем
послании федеральному собранию Президент Российской Федерации.
Значимость программы заключается в том, что она усиливает вариативную
составляющую общего образования, способствует реализации умений и
навыков, полученных обучающимися в базовом компоненте, формированию
жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации,

самоконтроля
и
помогает
воспитанникам
в
профессиональном
самоопределении.
Так же обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление
здоровья, удовлетворение потребности детей и подростков в активных формах
познавательной деятельности и двигательной активности.
Отличительная особенность программы.
Программа в полной мере позволяет подросткам освоить юнармейское
дело, увлекает их гражданско – патриотическим воспитание. Особенностью
программы является её вариативность: возможность свободно планировать и
изменять порядок изучения тем; связывать изучение отдельных тем с
особенностями местных условий; отводится большое количество времени для
использования учителем разнообразных форм и методов организации
учебного процесса и для творческой деятельности детей.
Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от
возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа
обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления
теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе
обучения.
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучение детей 11 - 16 лет. Занятия проводятся
в группах без специального отбора и подготовки. Форма обучения и режим
занятий. Программа «Юнармия» предполагает групповую форму обучения.
Режим занятий. Пятница 15.45 – 16.25
Объем общеразвивающей программы. В неделю – 1 ч., в год- 34 ч..
Срок освоения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Итого 34 часа в
год. Срок реализации программы – 1 год.
Особенность организации образовательного процесса
Перечень форм обучения. Фронтальная, групповая.
Перечень видов занятий:
 теоретические занятия;
 просмотр учебных кинофильмов и видеоматериалов;
 изучение художественной и специальной литературы;
 практические занятия по допризывной физической подготовке и
военно-спортивным дисциплинам, подготовка к сдаче норм ГТО;
 практические занятия по спортивному ориентированию;
 тренинги по подготовке к военно-тактической игре «Зарница» и др;
 туристические походы (полевые выходы) и экскурсии;
 участие в школьных и районных военно-спортивных соревнованиях;
 участие в вахтах памяти, поисковой работе, уход за памятными
местами.
 беседы, лекции, практические занятия, мастер классы, экскурсии.

Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы:
 сочетание обзорных бесед и установочных лекций;
 занятия-презентации, занятия вопросов и ответов;
 занятия-тренировки: строевая подготовка, огневая подготовка;
 опрос, тесты.
Цель программы
создание условий, способствующих патриотическому, физическому,
интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина
России, его лидерских качеств.
Задачи программы:
 воспитание у молодых людей патриотизма, гражданского сознания,
верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных
обязанностей;
 воспитание уважительного отношения к героической истории нашего
государства, его вооруженным силам; бережного отношения к
героическому прошлому нашего народа, землякам;
 воспитание потребности в здоровом и безопасном образе жизни и
активном отдыхе;
 подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание
уважения к Российской армии;
 ориентация на профессии, связанные с обеспечением национальной
безопасности;
 совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности;
 освоение и совершенствование дисциплины, общей и специальной
физической подготовки;
 воспитание сознательной дисциплины, силы воли, умения
концентрироваться на выполнении поставленной задачи;
 физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
 воспитание культуры поведения;
 формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей
действительности.
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
 российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
 готовность к служению Отечеству, его защите;
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания;
 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность
и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
 навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
У обучающихся могут быть сформированы:
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
 готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
 принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании,
занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие
вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;
 бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому
и психологическому здоровью, как собственному, так и других
людей, умение оказывать первую помощь;
 осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
 умению поиска в различных информационных источниках и
самостоятельный отбор информации о наиболее характерных ЧС
природного, техногенного и социального характера в стране;
 анализ причин их возникновения и последствий; систематизация
рекомендаций населению по правилам безопасного поведения для
минимизации последствий различных ЧС;
Обучающиеся получат возможность научиться:

 умению обосновать значение здорового образа жизни;
 умению подбирать из различных информационных источников
убедительные примеры пагубного влияния курения, употребления
алкоголя, наркотиков и других психотропных веществ на здоровье
человека, а также умение отстаивать свою точку зрения по этому
вопросу при общении в кругу сверстников/
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
в познавательной сфере:
 об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных
и чрезвычайных ситуаций;
 о здоровом образе жизни; об оказании первой помощи при неотложных
состояниях;
 о правах и обязанностях граждан в области безопасности
жизнедеятельности.
в ценностно-ориентационной сфере:
 умению применять полученные теоретические знания на практике —
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в
конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся
обстановки и индивидуальных возможностей;
 умению анализировать явления и события техногенного характера,
выявлять
причины
их
возникновения и возможные последствия, проектировать модели
личного безопасного поведения.
в коммуникативной сфере:
 умению информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в
дискуссии, отстаивать свою точку зрения, на ходить компромиссное
решение в различных ситуациях.;
 умению проектировать модели личного безопасного поведения;
в эстетической сфере:
 умению оценивать с эстетической (художественной) точки
национальной безопасности государства; умение сохранять его.
в трудовой сфере:
• знанию устройства и принципов действия бытовых приборов и других
технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация
возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы
технических средств и правил их эксплуатации;
• умению оказывать первую помощь.
в сфере физической культуры:
• формированию установки на здоровый образ жизни;
• развитию необходимых физических качеств: выносливости, силы,
ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы
выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;

• умению оказывать первую помощь при занятиях физической культурой
и спортом.
обучающиеся получат возможность научиться:
Коммуникативные:
обучающиеся научатся:
• Самостоятельно разрабатывать и осуществлять однодневный выход на
природу для отработки элементов ориентирования по местности.
• Обобщать и обрабатывать статистику имевших место чрезвычайных
ситуаций природного характера в регионе проживания за несколько
последних лет, разработать прогноз, учитывающий вероятность
возникновения чрезвычайной ситуации природного характера.
Предметные:
обучающиеся научатся:
• пониманию личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
• пониманию необходимости сохранения природы и окружающей среды
для полноценной жизни человека;
• знанию и умению применять меры безопасности и правила поведения в
условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умению оказать первую помощь пострадавшим;
• умению предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным
признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой
из различных источников, готовность проявлять предосторожность в
ситуациях неопределенности;
• умению принимать обоснованные решения в конкретной опасной
ситуации с учѐтом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей;
• овладению основами экологического проектирования безопасной
жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных
рисков на территории проживания.
обучающиеся получат возможность научиться:
• формированию
современной
культуры
безопасности
жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты

•
•
•
•

личности, общества и государства посредством осознания значимости
безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
формированию убеждения в необходимости безопасного и здорового
образа жизни;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий
употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда
здоровью;
формированию
антиэкстремистской
и
антитеррористической
личностной позиции;
владению основами медицинских знаний и оказания первой помощи
пострадавшим, включая знания об основных инфекционных
заболеваниях и их профилактике, а также первой помощи при травмах,
отравлениях и различных видах поражений.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Календарный учебный график
№ Основные характеристики образовательного
процесса
1 Количество учебных недель
34
2 Количество учебных дней
204
3 Количество часов в неделю
1
4 Количество часов
34
5 Недель в 1 четверти
8 недель
6 Каникулы
28 октября-5 ноября
6 Недель во 2 четверти
8 недель
7 Каникулы
30 декабря-8 января
8 Недель в 3 четверти
11 недель
9 Каникулы
23 марта-31 марта
10 Недель в 4 четверти
8 недель
11 Начало занятий
1 сентября
12 Праздничные дни
4 ноября, 1-8 января, 23 февраля,
8 марта, 1 мая, 9 мая
13 Окончание учебного года
24 мая
Материально-техническое обеспечение
• ученические столы и стулья по количеству учащихся,
учительский стол, шкафы для хранения учебников, пособий и
пр.;
• настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
• тексты для работы на занятиях; наглядные пособия;
• показ видео фильмов.
Для реализации данной программы требуется:

• учебные макеты автомата Калашникова;
• пневматические винтовки;
• туристическое снаряжение (обвязки, страховочные верѐвки,
репшнур, карабины, палатки разных конструкций, компасы,
топографические карты, медицинские носилки, лыжное
снаряжение, спортзал, плакаты по ориентированию и технике
преодоления препятствий).
спортивный инвентарь:
• мячи набивные;
• баскетбольные;
• волейбольные;
• гири;
• гантели;
• штанга;
• силовые тренажеры;
• противогазы;
• костюм химической защиты.
информационное обеспечение:
сеть интернет.
кадровое обеспечение:
 педагог, организующий;
образовательный процесс по данной программе имеет среднее
профессиональное образование, соответствующее профилю образования,
первую квалификационную категорию.
методические материалы:
В ходе занятий применяются методы:
 Объяснительный;
 наглядный;
 объяснительно-иллюстративный;
 практический.
В ходе практических занятий обучающиеся выполняют практические задания
по пройденным темам, сначала под наблюдением преподавателя, а затем
самостоятельно. После выполнения задания производится разбор ошибок.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы:
Для отслеживания уровня усвоения содержания программы и своевременного
внесения коррекции, целесообразно использовать следующие формы
контроля:

 Текущий контроль – оперативная и динамичная проверка результатов
обучения, сопутствующая процессу выработки и закрепления умений и
навыков обучающихся (проверка знаний). Текущий контроль за
реализацией программы предусмотрен в конце каждой дисциплины.
Контрольное занятие может быть проведено в форме беседы,
тестирования, зачетного занятия, полевого выхода или другое, учитывая
содержание дисциплины.
 Тематический контроль – проверка решения заранее определенных
задач или программного материала (контрольные занятия, сдача
нормативов).
 Итоговый контроль – оценка результатов обучения за полугодие, год
(зачет).
 В конце полугодия, учебного года обучающиеся сдают зачет по
теоретической части, а также нормативы по физической подготовке.
Результаты сдачи нормативов, результаты участия обучающихся в
соревнованиях по тематике общеобразовательной программы заносятся
в протоколы.
На начальных этапах обучения (октябрь) обучающиеся сдают входные
нормативы по физической подготовке.
Итоговый контроль осуществляется в 2 этапа:
1) устный зачет по содержанию программы,
2) практический этап (сдача контрольных нормативов).
Оценочные материалы
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется: в процессе
обучения, в конце обучения (по теме, разделу) и на итоговых зачетах.
В ходе проверки оцениваются:
 техника выполнения двигательных действий;
 знания;
 методические умения обучающихся
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список основной литературы:
1.
Воробьёв Ю.Л. «Основы безопасности жизнедеятельности» - М,
2018г (5-9 класс);
2.
Воробьёв Ю.Л. «Основы безопасности жизнедеятельности» - М,
2018г (8 класс);
3.
Выдрин И.Ф. «Начальная военная подготовка» - М, 2017г;
4.
Синяев А.Д. «В помощь призывнику» - М, 2017г;
5.
Домушин А.П. «Первые и впервые» - М, 2014г;
6.
Зырянов А.А. «Общевоинские уставы» - М, 2014г;
7.
Лутовинов В.И. «Подготовка учащейся молодёжи к защите
Отечества и военной службе» - М, 2003г;
8.
Махальцов В.Д. «Проблемы патриотического воспитания: опыт,

перспективы» - Новосибирск, 2005г;
9.
Боярский В.И. «Партизаны и армия» - М, 2011 г;
10. Яроцкий А.П. «Знай стрелковое оружие» - М, 2017г;
11. Яроцкий А.П. «Наставление по стрелковому делу. Автомат
Калашникова (АК)» - М, 2017г;
12. Казаков Д.Ф. «Виды Вооружённых Сил Российской Федерации» М, 2017 г.
Список дополнительной литературы:
1.
Гаранин А.К. «Создание и оснащение класса по предмету «Основы
безопасности жизнедеятельности»: методические рекомендации – Саратов:
МКУ «ГМЦ», 2017. – 18 с.
2.
Допризывная подготовка и военно-патриотическое воспитание
молодежи:
Учебно-методическое
пособие
для
руководителей
образовательных организаций, преподавателей-организаторов ОБЖ и БЖ по
организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в
области обороны и патриотической подготовке к военной службе в
образовательных
организациях
среднего
общего
образования,
образовательных организациях среднего профессионального образования и
учебных центрах военно-патриотического воспитания молодежи / Сост. И.А.
Пивоваров, Б.А. Буланов, В.Н. Осипов, А.Н. Пархомнко, В.В. Сидорук, С.И.
Мозжилин; под ред. И.А. Пивоварова. ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. – 104 с.
3.
Организация
и
проведение
мероприятий
по
военнопатриотическому воспитанию: учебно-методическое пособие / О.С. Белухина,
С.А. Карасев, С.И. Мозжилин и др. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. –
120 с.
4.
Строевая подготовка: учебно-методическое пособие для
преподавателей-организаторов ОБЖ и БЖ по организации обучения граждан
Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и
патриотической подготовки к военной службе в образовательных
организациях среднего общего образования, среднего профессионального
образования и учебных центрах военно-патриотического воспитания
молодежи / А.К. Гаранин, Д.Ю. Суханов, И.Н. Трофимов и др. – Саратов: ГАУ
ДПО «СОИРО», 2020. – 60 с.
Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий
Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www.scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел

http://www.mvd.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения РФ

http ://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Министерство образования и науки РФ

http://www.mon.gov.ru

Приложения
АНКЕТА
«ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ЮНАРМЕЙЦЕВ»

УРОВНЯ

СИСТЕМЫ

ЗНАНИЙ,

У

ВНОВЬ

ПРИБЫВШИХ

1. Ваша цель посещения.......... ?
а) чтобы подготовиться к службе в армии;
б) чтобы стать достойным защитником Родины;
в) чтобы стать сильным и ловким;
г) чтобы повысить свою физическую подготовку;
д) затрудняюсь ответить;
2. Считаете ли вы себя честным?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить;
3. Как вы считаете, нужна ли ребятам служба в армии?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить;
4. Для чего нужна (или не нужна) служба в армии?
5. Как вы считаете, должен ли быть лидером командир отделения (сержант)?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить;
6. На ваш взгляд, каким должен быть лидер в коллективе?
а) это самый сильный;
б) самый общительный;
в) самый умный и справедливый;
г) старший по возрасту;
д) затрудняюсь ответить;
7. Какое художественное произведение вы прочитали в этом году (не из школьной программы)

и про что оно?
8. Ваш любимый литературный герой?
9. Назовите кумира вашей жизни с кого вы берете пример?
10. Назовите ваш любимый художественный (видео) фильм и кратко напишите, о чем он?

11. Ваш любимый кино (видео) герой?
12. Какой фильм вам больше понравился?
а) "Спецназ";
б) "Бригада";
в) "Сармат";
г) "Бумер";
13. Перечислите, какие военно-патриотические фильмы вы смотрели про Великую
Отечественную войну, Афганистан, Чечню, про Вооружённые Силы РФ, работу сотрудников
МВД, ФСБ по защите нашей Родины?
14. Назовите, каких выдающихся полководцев (флотоводцев) вы знаете из истории России?
15. Назовите каких знаменитых ( по направлениям , моряков, разведчиков, десантников…)
вы знаете ( со времен Ивана Грозного до настоящего времени)?
16. Назовите трижды Героев Советского Союза, получивших эти звания в годы Великой
Отечественной войны?
17. Назовите полных кавалеров ордена Славы, получивших их в годы Великой
Отечественной войны?
18. Назовите Героев Советского Союза, которые получили эти звания в годы Великой
Отечественной войны?
19. Назовите героев-афганцев, которых вы знаете?
20. Назовите героев, которые участвовали в боевых действиях против бандитов и террористов
на территории Чечни?
21. Назовите героев-оренбуржцев?
22. С каких героев вы берете пример?
23. Какие знаменитые люди посещали, жили или учились в Оренбурге?
24. Чем знаменит город Оренбург?
25. Какие исторические события произошли в Оренбурге?
26. Ваш любимый певец и музыкальная группа?
27. Какие газеты вы любите читать дома?
28. Назовите ваши любимые телеканалы (1-ый ОРТ, НТВ,СТС, ТВЦ и т.д)
29. Ваши любимые телепередачи?
30. Смотрите ли вы передачи Романа Трахтенберга?
31. Смотрите ли вы передачу "Испытание верности"?
32. Смотрите ли вы передачу "Дом 2"?
33. Смотрите ли вы сериал «Солдаты»?
34. Какая передача вам не нравиться?
35. Какие занятия вы бы хотели, чтобы с вами проводили больше?

а) по изучению стрелкового оружия;
б) по изучению приемов рукопашного боя;
в) проведение практической стрельбы из спортивного оружия;
г) по повышению своей физической подготовки;
д) по изучению военной топографии;
е) по отработки тестов на развитие внимания и памяти;
и) по изучению военной истории Вооруженных Сил России;
к) затрудняюсь ответить;
36. Как вы считаете, какие занятия в вашей надо уменьшить, а какие увеличить?
37. Вы начальник , каких бы вы занятий сделали больше, а какие бы убрали и почему?
38. Ваши пожелания педагогам по организации учебного процесса?
39. Ваша просьба к командиру батальона.
40. Кем бы вы хотели стать после окончания средней школы?
а) бизнесменом;
б) военным (силовые структуры);
в) ученым;
г) кем - то другим (напишите);
41. Напишите сколько вам лет.
42. Напишите номер вашей школы.

Клянусь стремиться к победам в учебе и спорте, вести здоровый образ жизни, готовить себя
к служению и созиданию на благо Отечества, чтить память героев, сражавшихся за свободу и
независимость нашей Родины, быть патриотом и достойным гражданином России.

ТОРЖЕСТВЕННАЯ КЛЯТВА ЮНАРМЕЙЦА

Я,

, вступая в ряды
Юнармии,
перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:

Всегда быть верным своему Отечеству и юнармейскому братству
КЛЯНУСЬ!
Соблюдать устав Юнармии, быть честным юнармейцем, следовать
традициям доблести, отваги и товарищеской взаимовыручки
КЛЯНУСЬ!
Всегда быть защитником слабых, преодолевать все преграды в
борьбе за правду и справедливость
КЛЯНУСЬ!
Стремиться к победам в учебе и спорте, вести здоровый образ жизни,
готовить себя к служению и созиданию на благо Отечества
КЛЯНУСЬ!
Чтить память героев, сражавшихся за свободу и независимость
нашей Родины, быть патриотом и достойным гражданином России
КЛЯНУСЬ!
С честью и гордостью нести высокое звание юнармейца
КЛЯНУСЬ!


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».