ДООП Дружина Юных Пожарников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малотавринская средняя общеобразовательная школа»

Принята
на педагогическом совете
Протокол №1 от «31» августа 2023 г.

Утверждаю
Директор МБОУ «Малотавринская
СОШ»
/Л.А. Иванова/
Приказ №116-од от 31 августа 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально – гуманитарной направленности
«Дружина юных пожарных»
Для 2 – 7 классов
Возраст: 7-12 лет
Срок реализации: 1 год

Автор – составитель:
Давлетбаева Татьяна Николаевна
Педагог
дополнительного образования

Малая Тавра
2023 год

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами в сфере образования и образовательной организации:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки РФ.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Актуальность программы
В настоящее время в современном обществе отмечается постоянный
рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных
ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий
и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно
увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.
Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220
тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700
детей. Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине
нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65%
пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о
том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных
учреждений и сами обучающиеся небрежно относятся к своей безопасности,
слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.
Отличительная особенность программы
1. Членами ДЮП могут быть обучающиеся, воспитанники в возрасте от 11 до
13 лет, которые изъявили желание принять активное участие в работе ДЮП.
2. ДЮП создаются при наличии не менее 5 членов дружины. Дружины могут

делиться на отряды и звенья.
3. Прием в члены ДЮП производится общим сбором дружины на основании
устного заявления учащегося, воспитанника.
4. Со всеми принятыми в дружину проводятся занятия по программам
подготовки членов ДЮП.
5. Членам ДЮП, успешно прошедшим программу подготовки и «сдавшим»
зачет совету дружины, в торжественной обстановке вручается удостоверение
и значок члена ДЮП.
6. ДЮП строят свою работу на основе самоуправления. Высшим органом
ДЮП является общий сбор дружины.
Общий сбор проводится в случаях:
 для выбора совета ДЮП;
 утверждения плана работы ДЮП;
 приема новых членов дружины, а также по мере необходимости.
7. Повседневное руководство работой первичной ячейки ДЮП осуществляет
совет дружины. Совет из своего состава избирает командира дружины, его
заместителя, командиров отрядов и звеньев.
В незначительных по численности (до 10 человек) дружинах командир
дружины и его заместитель выбираются общим сбором первичной ячейки
ДЮП.
8. Члены ДЮП могут обеспечиваться форменной одеждой установленного
образца.
9. За активную работу в ДЮП, показанные способности и старание при
изучении пожарного дела члены дружины могут награждаться грамотами и
ценными подарками.
Адресат программы: Дополнительная программа «Дружина юных
пожарных» предназначена для учащихся 5-7 классов, возраст 11-13 лет.
Ребенок в этом возрасте учится аргументировать, доказывать свою точку
зрения, у него активнее развивается абстрактное мышление. Тем не менее,
подростки часто живут сегодняшним днем. Они не думают о последствии
своих поступков, особенно это качается личной безопасности и безопасности
их окружения – особенно в таком возрасте нужно привить ребенку
ответственность за пожарную безопасность, так как это касается напрямую
жизни и здоровья как самого учащегося, так и близких людей.
В этом возрасте дети чувствуют себя взрослыми и сами могут научить
кого-нибудь определенным вещам, именно это качество хорошо играет при
организации агитационных массовых мероприятий и акций, где нужно,
например, обучить правилам противопожарной безопасности маленьких детей
или же взрослых людей.
Программа позволяет воспитать в детях такие качества, как
дисциплинированность,
внимание,
собранность,
ответственность,

осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие их у человека
становится причиной несчастных случаев при неосторожном обращении с
огнем и легковоспламеняющимися веществами.
Режим занятий: Пятница 14.30 – 15.05
Объем общеразвивающей программы: Программа кружка «Дружина юных
пожарных - ДЮП» рассчитана на обучение учащихся 8 -13 лет в течение
всего учебного годам- 34 часа. Занятие проходит 1 раза в неделю по 30
минут.
Срок освоения: 1 учебный год.
Особенность организации образовательного процесса
Данная программа является модифицированной. Особенность ее в том,
что она дополнена разделами «Доврачебная медицинская помощь»,
«Агитационно-пропагандистская работа» и «Рабочая программа воспитания».
Так же приоритетным в данной программе является выделение
ценностных ориентиров:
 ценность гражданской позиции, как умение противостоять действиям и
влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности
личности и общества в пределах своих возможностей;
 ценность доброжелательности, как доверие и внимание к людям,
готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней
нуждается;
 ценность семьи, как основополагающей в нравственном содержании и
смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
 ценность личности, как самосовершенствование, самообразование и
самовоспитание, развитие широких познавательных интересов,
инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества.
В отличии от других предложенных программ, данная дает возможность
свободно планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение
отдельных тем с особенностями местных условий. Все образовательные блоки
предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и
формирование деятельно-практического опыта. Практические задания
способствуют
развитию
творческих
способностей,
приобретению
социального опыта и повышению статуса профессии пожарного. Планируется
привлечение к проведению занятий работников пожарной охраны,
медработников, учителя физической культуры .
Формы обучения:
Форма обучения – очная, групповая.

Основная форма проведения учебной деятельности – занятие.
Формы проведения занятий:
- лекции;
- беседы;
- викторины;
- игры;
- конкурсы;
Основная форма проверки знаний:
- устный ответ обучающихся;
- тестирование;
-творческая работа;
-зачет (итоговый контроль).
Перечень видов занятий:
1. Групповые занятия (урок, семинар, лекция, экскурсии, круглый стол,
дискуссия);
2. Индивидуальные занятия (урок – исследование);
3. Совместная творческая деятельность (путешествие в прошлое, заочная
экскурсия, юные картографы).
Формы организации учебного занятия - беседа, выставка, презентация,
наблюдение, практическое занятие, творческая мастерская.
Формы контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, зачетные
занятия, творческие задания, самостоятельные проекты.
Методы обучения – словесный, наглядно-практический, объяснительно иллюстративный, игровой.
Методы воспитания - убеждение, мотивация, стимулирование.
Педагогические технологии – элементы технологии группового обучения,
коллективно
творческой
деятельности,
игровой
деятельности,
здоровьесберегающей технологии.
Приемы и методы организации образовательного процесса: урок, семинар,
лекции, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, круглый стол,
дискуссия.
Материально - техническое обеспечение занятия: кабинет, парты, стулья,
доска, компьютеры, сканер, принтер, проектор.
При проведении занятий используется наглядный дидактический материал:
плакаты, таблицы, дидактические и методические материалы.

Цель программы: обучение учащихся мерам пожарной безопасности, а также
обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь
помочь себе и окружающим.
Задачи программы
1. Предметные:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных
ситуациях;
- ознакомить с порядком работы первичных средств пожаротушения.
2. Метапредметные:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;
анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на
безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и
задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации
поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию,
генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению
личной безопасности;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника.
3. Личностные:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма,
гражданской ответственности, общественного долга, уважения к профессии
пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления
к преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
Учебный план
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

I. Пожарнопрофилактическая
подготовка

Теория

Практика

Формы
аттестации/кон
троля

1

Вводное занятие. Цели и 1
задачи дружин юных
пожарных. Развитие
пожарной охраны
добровольных пожарных
организаций в России

1

2

Что такое огонь? Пожар
как явление. Основные
характеристики горючей
среды и источников
зажигания

2

1

1

3

Отчего происходят
2
пожары? Статистика за
последний год. Входная
(стартовая)
диагностическая работа

1

1

4

Правила пожарной
4
безопасности в школе и в
быту

2

2

5

Что делать при
4
возникновении пожара?
Промежуточная
диагностическая работа

2

2

Ответственность за
нарушение правил
пожарной безопасности.

2

1

1

4

2

2

6

Тестирование

Тестирование

I I . Ответственность за
нарушение правил
пожарной безопасности.
1

Средства
противопожарной
защиты и тушения
пожаров. Общие
сведения

Опрос

Первичные средства
тушения пожаров.
Пожарные автомобили и
противопожарное
оборудование

4

2

2

Основы профессии
пожарного

2

1

1

4

Первичная доврачебная
помощь при пожаре

4

2

2

5

Противопожарное
водоснабжение .
Итоговая
аттестационная работа

2

1

1

6

Пожарно-строевая
подготовка и пожарноспасательный спорт

1

7

Подведение итогов.
Соревнование по
пожарно-спасательному
спорту

1

1

1

Итого:

34

17

17

2

3

Тестирование

Итоговое
тестирование

1

Содержание учебного плана
Программа рассчитана на 1 год – 34 часа
I. Пожарно-профилактическая подготовка
1. Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие
пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России
Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление учащихся с историей
создания и развития пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу
с, пожарами при Иване Грозном; развитие пожарной охраны при Петре I,
Екатерине II; пожары Москвы; научно-технические достижения в области
предупреждения и тушения пожаров; направления деятельности пожарной
охраны и добровольных пожарных организаций.

Практическая работа: составление словарика научно-технических терминов,
оформление альбома по истории пожарного дела в России.
2. Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей
среды и источников зажигания
Понятие о физико-химических основах горения. Огонь — друг и враг
человека; какую пользу приносит огонь человеку;
как человек научился управлять огнём. Последствия пожаров в жилых домах
и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры
предосторожности в обращении с огнём; недопустимость игр детей с огнём.
Практическая работа: лабораторные работы (демонстрация особенностей
возгорания различных горючих материалов; демонстрация действия
различных средств пожаротушения).
3. Отчего происходят пожары? Статистика за последний год. Рассказы о
некоторых характерных пожарах
Основные
причины
пожаров.
Основы
профилактики
пожаров.
Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров.
Рассказы о некоторых крупных пожарах.
Практическая работа: составление таблиц по результатам изучения
материалов местной печати о пожарах, произошедших в данном регионе.
4. Правила пожарной безопасности в школе и в быту Освоение умений и
навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и
культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и
помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во
время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ
причин гибели людей при пожарах.
Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном
образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях.
5. Что делать при возникновении пожара? Элементарные способы тушения
возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Правила действия в случае
возникновения пожара. Практическое освоение приёмов тушения возгораний.
Освоение навыков эвакуации при пожаре.
Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств
пожаротушения.
6. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности
Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных
правонарушениях
в
Российской
Федерации.
Административная
ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения
требований пожарной безопасности.
Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для
проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в
образовательных учреждениях.
II. Тактико-техническая подготовка
1. Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения

Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения
пожаров. Назначение, область применения автоматических систем
пожаротушения и сигнализации. Основные параметры станции пожарной
сигнализации, пожарных извещателей. Принцип действия, устройство систем
водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и
устройство систем оповещения и управления эвакуацией.
Практическая работа: распределение обязанностей между членами отряда
юных пожарных; проведение организационно-деятельностной игры по
отработке действий юных пожарных при возникновении возгорания.
2. Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и
противопожарное оборудование
Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных
средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих
веществ. Технические характеристики огнетушащих веществ. Классификация
огне-тушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при
тушении различных материалов. Пожарная техника и пожарно-техническое
вооружение.
Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования
различных средств пожаротушения в быту, в школе и т. д.
3. Основы профессии пожарного
Понятие о героической профессии пожарного. Встреча с ветеранами
пожарного дела. Формирование у ребят необходимых волевых и моральнопсихологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе
группы.
Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории
противопожарной службы в России.
4. Первичная доврачебная помощь при пожаре Освоение приёмов оказания
первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы
дыхания, значениеих для деятельности организма. Сердечно-сосудистая
система. Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравление
продуктами горения, первая помощь.
Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой
доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.
5. Противопожарное водоснабжение
Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств; способы
подачи воды при пожаре.
Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоёмы,
пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение. Индивидуальное и
групповое обучение. Основа профессиональной подготовки. Физическая
подготовка учащихся. Спортивные игры и требования (нормативы)
спортивной классификации. Правила проведения соревнований по различным

видам пожарно-прикладного спорта (общие положения, старт, бег на
дистанцию, финиш).
Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарностроевой и физической подготовке.
7. Подведение итогов. Соревнование по пожарно-спасательному спорту
Подведение итогов работы объединения «Юный пожарный». Подготовка к
соревнованию.
Практическая работа: проведение соревнования по пожарно-спасательному
спорту.
Планируемые результаты
Знать:
1.Основные причины пожаров в жилом доме.
2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.
3. Сведения о подсобных средствах тушения пожара.
4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.
5. Виды травм, полученных при пожаре.
6. Знаки пожарной безопасности.
Уметь:
1. Эвакуироваться из здания школы.
2. Пользоваться всеми видами огнетушителей.
3. Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах,
полученных во время пожара.
4. Преодолевать 100-метровую полосу препятствий.
5. Выполнять команды по строевой подготовке.
Организационно – педагогические условия
Календарный учебный график
№ Основные характеристики образовательного
процесса
1 Количество учебных недель
2 Количество учебных дней
3 Количество часов в неделю
4 Количество часов
5 Недель в 1 четверти
6 Каникулы
6 Недель во 2 четверти
7 Каникулы
8 Недель в 3 четверти
9 Каникулы

34
204
1
34
8 недель
28 октября-5 ноября
8 недель
30 декабря-8 января
11 недель
23 марта-31 марта

10 Недель в 4 четверти
11 Начало занятий
12 Праздничные дни
13 Окончание учебного года
11 Начало занятий
12 Праздничные дни
13 Окончание учебного года

8 недель
1 сентября
4 ноября, 1-8 января, 23
февраля, 8 марта, 1 мая,
9 мая
24 мая
1 сентября
23 февраля, 8 марта, 1,9
мая
28 мая

Условия реализации программы:
Материально-технические (пространственные) условия:
Дидактические материалы
Технические средства обучения:
CD и аудио материал
Ноутбук
Проектор
Наглядно – образный материал:
- Иллюстрации
- Наглядно - дидактический материал
- Стихи, загадки
Оценочные материалы
В течение всей программы учащиеся приобретают теоретические
знания. Теоретическая часть, подкрепляется практической деятельностью,
направленная на исследовательские задания, игровые занятия, занятия
практикумы.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются
творческие задания, практические работы, проекты, экскурсии по подбору
материала для составления композиций.
Результативность и целесообразность работы по программе «Дружина
юных пожарных» выявляется с помощью комплекса диагностических
методик: в конце года проводится тестирование и анкетирование учащихся, в
течение года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ, проектов
обучающихся. В течении года проводятся беседы в классах в виде устного
журнала, акции.
Формы проведения итогов реализации образовательной программы.
Итоговые занятия проводятся в виде конкурса творческих работ,

конференции. В конце года, после прохождения программы учащимся
вручаются свидетельство об окончании курса.
Формы аттестации
№ п/п

Форма аттестации

1

Входная

Вид контроля

Дата проведения

(стартовая) Тестирование

Сентябрь

диагностическая работа

2

Промежуточная

Тестирование

Декабрь

диагностическая работа
3

Итоговая аттестационная Итоговое
тестирование
работа

Май

Методические материалы
- Таблицы по пожарной безопасности.
- Рисунки, фотографии на пожарную тему
- Тематическая литература
- CD диски «Противопожарная безопасность. Презентации»
Методы: наглядные, практические, исследовательские, метод контроля
Технологии: ИКТ, технология
технология, игровая технология

критического

Материально-техническое обеспечение:
Аудио и видео аппаратура:
Компьютер
Экран настенный
Принтер
Средства программного обучения и контроля знаний:
DVD- диск «Безопасность на улицах и дорогах»
DVD- диск «Правила поведения на воде»
Стенды, плакаты:
Стенды:
Классификация ЧС природного характера

мышления,

проектная

Классификация ЧС техногенного характера
Уголок гражданской защиты
Первая медицинская помощь
Плакаты:
Пожарная безопасность
Безопасность в быту
Опасные ситуации в природных условиях
Средства индивидуальной защиты и медицинское имущество:
Средства защиты дыхания:
Ватно-марлевые повязки
Респираторы
Противогазы (ГП-5)
Медицинское имущество:
Аптечка индивидуальная (АИ-2)
Сумка и комплект медицинского имущества для оказания первой
медицинской помощи
Бинт марлевый медицинский нестерильный 7 м × 14 см
Бинт марлевый медицинский нестерильный 5 м × 10 см
Вата медицинская компрессная
Косынка медицинская (перевязочная)
Жгут кровоостанавливающий эластичный
Интернет-ресурсы:
 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/92178f2b-02ec-40f0-96dbbc60c2b5ecba Основы пожарной безопасности
 http://pozarnyi.ru/ - Пожарный сайт
 http://www.01club.ru/ - информационный сайт о пожарной безопасности
 http://www.youtube.com/watch?v=PWKoqorDLbM – Азбука
безопасности
 http://www.youtube.com/watch?v=5hQEwTINIE8 – серия мультфильмов
«Пожарный Сэм»
 http://www.youtube.com/watch?v=qpKPD901j3I – серия мультфильмов
«Финли. Пожарная машина»
 http://www.youtube.com/watch?v=CulQrojIDXk – Фиксики –
Огнетушитель

 http://www.youtube.com/watch?v=cTpyJ8lQUZs – Правила пожарной
безопасности для детей
Литература
1. Пахнутова О.В «ОБЖ» поурочные планы. Волгоград. «Корифей» 2016.
2. Скрипник Л.Ю. Пожарная безопасность в школах//Методическое
пособие.- М.: Айрис пресс, 2014.
3. Смирнов. А.Т., Хренников Б.О. «ОБЖ» учебник для 5., 6., 7класса,
Москва «Просвещение» 2014.
4. Шевченко Г.Н «ОБЖ» поурочные планы. Волгоград. «Учитель» 2013.
5. Шишкина Н.К. Безопасность в чрезвычайных ситуациях/под ред. Н.К.
Шишкина. – М.: ГУУ, 2015.
Шойгу
С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия
школьника.Краснодар,2014.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».