Рабочая программа Функциональная грамотность 6 класс 2023-2024 год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МБОУ "Малотавринская СОШ"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

директор школы
Иванова Л.А.
Приказ №116-од
от «31» августа2023 г.

Протокол№1
от «31» августа2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
« Функциональная грамотность»
Уровень общего образования: основное общее
Класс: 6
Количество часов - 17

Составитель:
Яшкина Н.И.

с. Малая Тавра, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» для 6 класса создана в основании:
- Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»с изменениями 2016-2017 года;
- приказа Министерство образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- учебного плана МБОУ «Малотавринская СОШ»;
Программа включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая
грамотность).
Актуальность
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов
прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до
середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной
деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала
рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую,
экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации
личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой
человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос:
«Обладают ли учащиеся, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями,
необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для
решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений?»1, - является PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment). И
функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для
полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах
оценивает

4

вида

грамотности:

читательскую,

математическую,

естественнонаучную

и

финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018
году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу,
«в

2024

году

необходимо

обеспечить

глобальную

конкурентоспособность

российского

образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству
общего образования».
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений,
обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у
школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта
доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом за-дач, но и
для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности
подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально
реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем
самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется
актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странамиучастницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности
учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых
людей и их благосостояния3. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители
также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому
актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты
образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях
обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 6 классов
как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
-способности
разнообразных

человека

формулировать,

контекстах.

Эта

применять

способность

и

интерпретировать

включает

математические

математику

в

рассуждения,

использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире,
высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
-способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
-способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной
проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания;
-демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают
влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную

гражданскую

позицию

при

рассмотрении

проблем,

связанных

с

естествознанием

(естественнонаучная грамотность);
-способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях,
способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также
возможности участия в экономической жизни.

Планируемые результаты освоения программы
Метапредметные и предметные
Грамотность
Читательская

Математическ Естественно-научная

Финансовая

ая
6 класс

применяет

применяет

объясняет и описывает

применяет

Уровень

извлеченную из

математическ

естественнонауч-ные

финансовые знания

оценки

текста информацию

ие знания для

явления на основе

для решения

(рефлексии

для решения разного

решения

имеющихся научных

разного рода

)

рода проблем

разного рода

знаний

проблем

в рамках

проблем

предметног
о
содержани
я
Личностные
Грамотность
Читательская
6 класс

Математическая

Естественно-научная Финансовая

оценивает

объясняет
объясняет

объясняет
объясняет

оценивает
оценивает

содержание

гражданскую
гражданскую

гражданскую
гражданскую

финансовые
финансовые

прочитанного с позицию
позицию
вв

позицию
позицию
в в

действия
действия
в
в

позиции норм

конкретных
конкретных

конкретных
конкретных

конкретных
конкретных

морали и

ситуациях
ситуациях

ситуациях
ситуациях

ситуациях
ситуациях
с
с

общечелове-

общественной
общественной
жизниобщественной
общественной жизни
позициипозиции
норм норм

ческих

нажизни
основена основе жизни
на основе
на основе морали морали
и
и

ценностей;

математических
математических

естественнонау
естественнонаучобщечеловеобщечелове-

формулирует

знаний
знаний
с позиции
с

ч-ных
ныхзнаний
знанийсс

собственную

норм
позиции
морали
норм
и

позиции
позиции
норм
норм ценностей,
ценностей,
прав прав

позицию по

общечеловечес-ких
морали и
морали
морали
и и

отношению к

ценностей
общечеловечес-

ческих ческих
и обязанностей
и обязанностей

общечеловечесобщечеловечес-ких
гражданина
гражданина
ценностей

страны

прочитанному

ких ценностей

ких ценностей

страны

Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
Программа включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая
грамотность).

1 раздел – модуль «читательская грамотность».
2 раздел – модуль «математическая грамотность»,
3 раздел – модуль «естественнонаучная грамотность»,
4 раздел – модуль «финансовая грамотность
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу
функциональной грамотности.
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных,
финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических
задач.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра,
викторина, квест, квиз, проект.

Тематическое планирование
Модуль «Основы читательской грамотности»
№

1.
2.

5.
6.

Тема занятия
Определение основной темы и идеи в эпическом
произведении. Работа с текстом: как понимать
информацию, содержащуюся в тексте?
Сопоставление содержания художественных текстов.
Определение авторской позиции в художественных
текстах.
Типы задач на грамотность. Интерпретационные
задачи.
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

Всего
часов
1

Формы деятельности

1

Работа в парах,
игра в формате КВН.

1

Квест, игра «Что? Где?
Когда?».
Беседа, дискуссия в
формате свободного
обмена мнениями.

1

Беседа, конкурс

Итого 4
Модуль «Основы математической грамотности»
№

Тема занятия

Всего

Формы деятельности

1.
2.

3.

4.

Текстовые задачи, решаемые арифметическим
способом: части, проценты, пропорция, движение,
работа
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц
Геометрические задачи на построение и на изучение
свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой
бумаге, конструирование

часов
1

1
1

Элементы логики, теории вероятности,
1
комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление
вероятности
Итого 4

Обсуждение, урок-практикум,
соревнование
Урок-игра, индивидуальная
работа в парах.
Беседа, урок-исследование,
моделирование
Обсуждение, урок-практикум,
проект, игра

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
№

Тема занятия

Всего
часов

Строение вещества
1. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. 1
Тепловые явления
2. Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
1
Использование явления теплового расширения для
измерения температуры.
Земля, Солнечная система и Вселенная
3. Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
1
Модель солнечной системы.
Живая природа
4. Царства живой природы
1
Итого 4
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
№

1.

2.
3.

4.

5

Тема занятия
Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые
деньги: история и современность
Собственность и доходы от нее. Арендная плата,
проценты, прибыль, дивиденты.
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
Как заработать деньги? Мир профессий и для чего
нужно учиться. Откуда берутся деньги? Виды доходов.
Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего
это зависит?
Аттестация, завершающая освоение программы -1 ч.

Формы деятельности

Моделирование.
Презентация. Учебный
эксперимент. Наблюдение
физических явлений.
Обсуждение. Исследование
Проектная работа.
Квест

Всего
часов
1

Формы деятельности

1

Круглый стол, игра, квест

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

1

Викторина, квест, квиз.

1

Итоговое тестирование.
Обобщающий урок.
Подведение итогов.

Итого 5

Беседы, диалоги, дискуссии.

Тематическое планирование
№
урока
п/п

Название
раздела/
количество
часов
Читательская
грамотность -4 ч

1

№
урока
в
разде
ле
1

2

2

3
4
5

3
4
1

Математическая
грамотность-4 ч.

6
7

2
3

8

4

9
10

Основы
естественнонаучн
ой грамотности -4
ч.

11
12
13

1
2

3
Основы
финансовой
грамотности -4 ч.

4
1

14

2

15
16

3
4

17

Аттестация,
завершающая
освоение
программы -1 ч.

1

Тема урока

Определение основной темы и идеи в эпическом
произведении. Работа с текстом: как понимать
информацию, содержащуюся в тексте?
Сопоставление содержания художественных текстов.
Определение авторской позиции в художественных
текстах.
Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом:
части, проценты, пропорция, движение, работа
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц
Геометрические задачи на построение и на изучение
свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой
бумаге, конструирование
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики:
таблицы, диаграммы, вычисление вероятности
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома
Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширения для
измерения температуры.
Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель
солнечной системы.
Царства живой природы
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика.
«Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и
современность
Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты,
прибыль, дивиденты.
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно
учиться. Откуда берутся деньги? Виды доходов.
Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это
зависит?
Итоговое тестирование. Обобщающий урок. Подведение
итогов.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1. Липсиц, И. В. Л61 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы
общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —352 с.
2. Бердибаева Г.Т. и другие. Международное исследование PISA. Методическое пособие.
Астана: НЦ ОСО, 2012, 115 с.

3. Сабиева К.У., Корчевский В.Е. Развитие функциональной грамотности на уроках
естественно-математических дисциплин: методические рекомендации. Петропавловск:
филиал АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по СКО», 2014- 89 с.
4. Ковалева Г.С., к.п.н., Красновский Э.А., к.п.н., Краснокутская Л.П., к.ф.-м.н., Краснянская
К.А., к.п.н. Международная программа PISA 2000 «Примеры заданий по чтению,
математике и естествознанию», Москва 2003.
5. Богданова Н.Н. Форма тестовых заданий по химии. Естествознание в школе, 2005, №3.
6. Руколеева Л.В., СБОРНИК разноуровневых заданий по развитию читательской грамотности
учащихсяПавлодар, 2018
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор
Интернет-ресурсы и информационно - коммуникативные средства обучения:
- http://www.school.edu..ru – российский общеобразовательный Портал
- Школьный портал http://WWW/ portalschool.ru
- Презентации по темам курса


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».