Рабочая программа по марийскому языку (2,3 классы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малотавринская средняя общеобразовательная школа»

Принята
на педагогическом совете
Протокол № 1
от 31 августа 2023 г

Утверждена
приказом директора
№ 116-од
от 31 августа 2023 г

Рабочая программа
по марийскому языку
на 2023-2024 учебный год
2, 3 классы

Составитель:
учитель марийского языка
Апина Галина Геннадиевна

с. Малая Тавра
2023 г.

Содержание
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
2 класс
3 класс
Приложение
Лист корректировки рабочей программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. №
373,
зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 мая 2015 г. №507 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»;
4. Программа по марийскому (государственному) языку (авторы В.В.Константинова,
Г.С. Крылова, Н.А. Кулалаева, Р.П. Игнаева)
5. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ
«Малотавринская СОШ»
6. Положение о рабочей программе учителя, работающего по ФГОС НОО, ФГОС
ООО, приказ №80 от 19.06.2015 г.
В системе предметов общеобразовательной школы курс марийского языка реализует
познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает формирование у обучающихся представлений о языке как
составляющей целостной научной картины мира, ознакомление обучающихся с основными
положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и
логического мышления учеников;
- социокультурная цель изучения марийского языка включает формирование
коммуникативной компетенции обучающихся – развитие устной и письменной речи, монологической
и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей
культуры человека; создание условий для освоения обучающимися традиций и обычаев культуры
марийского этноса в диалоге с русской, с культурами других народов Российской Федерации;
развитие на базе общероссийской идентичности обучающихся этнического самосознания.
Для достижения поставленных целей изучения марийского языка в начальной школе
необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике марийского языка
или государственного языка субъекта Российской Федерации;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования
небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного
интереса, стремления совершенствовать свою речь;
повышение уровня мотивации владения марийским языком;
формирование психологической готовности к общению на марийском языке;
формирование этнокультуроведческой компетенции в рамках диалога культур.
В учебном плане МБОУ «Малотавринская СОШ» предмету
отведено 0,5 часов в неделю во 2, 3 классах (всего по 17 часов в год).

«Марийский язык»

Планируемые результаты освоения
учебного предмета «Марийский язык»
При изучении курса «Марийский язык» осуществляется становление универсальных
учебных действий, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к
самоконтролю, от контроля, но результату к контролю по способу действия, от констатирующего
к опережающему. По окончании начальной школы у обучающихся сформируются следующие
коммуникативные учебные действия (основные составляющие коммуникативной компетенции):
Личностные УУД
- понимает значимость марийского языка;
- сознательно относится к марийскому языку как духовной и культурной ценности
народа.
Регулятивные УУД
- контролирует и выполняет свои действия по заданному образцу и правилу при
выполнении упражнений и составлении устных и письменных высказываний на марийском
языке;
- подбирает и конструирует языковые средства при создании собственных
высказываний в рамках тематики начальной ступени;
- применяет изученные грамматические правила (в устной и письменной формах);
- оценивает выполненную работу;
- приобретает навыки самостоятельной работы над ошибками при выполнении
грамматических заданий.
Познавательные УУД
- выполняет простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение) в
соответствии с лингвистическими особенностями марийского языка;
- соотносит графический образ слова с его звуковым образом в процессе чтения и
письма;
- выписывает и вставляет слова и буквы, изменяет форму слов в процессе выполнения
орфографических, лексических и грамматических заданий;
- читает и понимает основное содержание несложных текстов, находит в них нужную
информацию;
- опирается на языковую догадку в процессе чтения (восприятие на слух) текстов,
содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;
- умеет осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
(описывать картинку, рисунок на заданную тему, предмет, кратко высказываться о себе,
своей семье, своем друге, о любимом животном, называть возраст, место жительства,
описывать внешность, что умеет делать, любимое занятие и выразить при этом свое
отношение к предмету высказывания).
Коммуникативные УУД
- соблюдает правила этикета на основе традиций марийского народа;
- умеет вести беседу в ситуациях учебного и семейно-бытового общения (вести диалог
этикетного характера: знакомится, представлять друг друга, прощаться, поздравлять,
предлагать угощение, благодарить за угощение; вести диалог побудительного характера:
обращаться с просьбой, предлагать совместное действие, просить о помощи, предлагать
свою помощь; вести диалог, задавая вопросы: кто? что? где? у кого? с кем? куда? почему?
зачем? откуда? от кого?; переспрашивать, уточнять);
- составляет рассказ (в письменной и устной форме) по картинке, рисунку на
заданную тему; кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, о любимом
животном, называет возраст, место жительства, описывает внешность, что умеет делать,
любимое занятие и выражает при этом свое отношение к предмету высказывания;
- пересказывает содержание прочитанного текста с опорой на ключевые слова, план,
иллюстрации;
- работает в различных режимах (индивидуально, по парам, в группах);
- высказывает свою точку зрения;
- толерантно относится к культуре других народов.

Обучение устному общению (говорение \ аудирование) 2-3 классы
Задачи
обучения,
коммуникативные намерения
1.
Научить вступать в контакт
и поддерживать его в учебных,
игровых и реальных ситуациях
общения.
Коммуникативные намерения:
Поприветствовать и ответить на
приветствие ( в том числе по
телефону);
попрощаться
и
ответить на прощание (в том
числе
по
телефону);
представиться и представить кого
– либо (друга, родителей);
извиниться и отреагировать на
извинение;
спросить
о
самочувствии и ответить на
вопрос о самочувствии; высказать
добрые
пожелания
(хорошо
встретить Новый год, хорошо
провести выходные).
2.
Научить описывать (на
элементарном уровне) людей,
предметы, животных и действия с
ними.
Коммуникативные намерения:
описать
что
–
либо;
охарактеризовать кого – либо;
запросить информации о чем –
либо.

3.
Научить выражать свои
желания,
потребности
и
реагировать
на
желания,
потребности собеседника.
Коммуникативные намерения:
выражение радости, удивления,
восхищения,
сожаления,
пожелания, огорчения.
4.
Научить понимать и уметь
выражать требования, указания,
команды, отказ (в общении со
сверстниками и взрослыми).

5.

Научить высказываться и

Предполагаемый результат
Учащиеся способны: поприветствовать кого – либо и
попрощаться, используя различные средства языка в
зависимости от социальной характеристики партнёра
(незнакомый, взрослый человек, друг и т.д.);
представиться и или представить кого - либо, назвав
своё имя, возраст, место проживания, место рождения,
занятие (работает или учится в школе); запросить
информацию о самочувствии кого – либо и о том , как
идут дела, отреагировать на соответствующие
вопросы; попросить помощи в выполнении задания на
уроке; предложить свою помощь в выполнении чего –
либо и отреагировать (согласием или несогласием) на
предложение помощи.

Учащиеся
способны:
назвать
имя,
возраст,
национальность, род занятий, место проживания и т.д.
и запросить информацию о ком- либо; описать
животное (название, что оно умеет делать, какое оно),
запросить соответствующую информацию о каком –
либо
животном;
описать
предмет
(название,
принадлежность, качество, месторасположение) и
запросить соответствующую информацию о каком –
либо предмете; сообщить о том, что делает, что будет
делать или что делал, и спросить кого – либо о том же;
прокомментировать действия сверстников (что и как
делают); описать (на элементарном уровне) маршрут
(дорогу) до… 9назвать номер домов, транспорт, на
котором можно доехать ); описать куклу(назвать имя,
дать характеристику её внешности, описать её одежду);
расспросить кого – либо о любимом занятии (напитках,
блюдах, учебных предметах и т.д.) и ответить на
соответствующие вопросы.
Учащиеся способны: выразить пожелание сделать что
– либо (купить, поехать, прочитать, пойти в кино и
т.д.); отреагировать на предложение друга сделать что
– либо согласием/несогласием, радостью, удивлением
и т.д.; выразить желание иметь что – либо и
отреагировать на предложение иметь что – либо;
запросить информации о желаниях партнера по
общению.
Учащиеся способны: попросить кого – либо выполнить
просьбу, требование, указание, команду; выполнить
действие, выразить согласие/несогласие по поводы
просьбы; отдать команду; выразить отказ на чью –
либо просьбу; комментировать выполнение действия,
указывая на качество его выполнения.
Учащиеся способны: на элементарном уровне кратко

вести беседу об увиденном,
прочитанном;
обмениваться
мнениями о чём – либо (книге,
мультфильме, герое и т.д.).
Коммуникативные намерения:
Сообщить о чём – либо;
рассказать о чём – либо;
обменяться мнениями о чём –
либо;
выразить
отношение
(нравится \не нравится, согласен \
не согласен и др.), запросить
информацию об отношении к
чему – либо.

передать содержание книги, фильма, истории;
охарактеризировать
поступки
героя;
высказать
собственное мнение о чём – либо (книге, авторе.
Герое); поинтересоваться мнением собеседника о чём –
либо (событиях, фактах, характеристике героя и т.д.);
выразить отношение собеседника к этому.

Обучение аудированию
Задачи обучения
Предполагаемый результат
1.
Развивать
механизмы Учащиеся способны: см.выше (первый этап), а также
аудировния
выполнять указанные выше задания с опорой на
печатный вариант высказывания.
2.
Научить
понимать Учащиеся способны: см.выше, а также (на
основное содержание текстов как элементарном уровне): придумать конец рассказа ( на
с опорой на зрительную и марийском языке); выбрать заголовок; определить
двигательную наглядность, так и основную тему сообщения (о чем идет речь).
без неё.
3.
Научить
понимать Учащиеся способны: см.выше, а также: инсценировать
сообщения учителя и сверстников услышанное
( с опорой на ключевые слова и
и реагировать на них.
выражения); выполнить инструкцию в необходимой
последовательности; выбрать из нескольких заголовков
наиболее подходящий.
Обучение чтению
Задачи обучения
Предполагаемый результат
1.
Развивать технику чтения Учащиеся знают буквы, умеют прочитать их и назвать
(вслух и про себя).
звуки, которые они передают. Учащиеся способны:
быстро и точно устанавливать буквенно – звуковые
соответствия; правильно озвучить графический образ
слова и соотнести его со значением, т.е. понимать
читаемое; читать по синтагмам, объединяя слова в
определённые смысловые группы; прочитать в
естественном темпе текст, построенный на знакомом
языковом материале, с пропущенными буквами,
словами или рисунками вместо знакомых слов с
неизвестной графикой; выразительно, с правильным
ударением и интонацией прочитать вслух (обращённое
чтение).
2.
Развивать умение чтения Учащиеся способны: отреагировать на содержание
про себя.
текста невербально: выбрать из нескольких
1. С пониманием основного предложений те, которые соответствуют содержанию
содержания с акцентом на текста (с помощью знаков «плюс» и «минус»,
решение
следующих цифрового
кодирования);
проиллюстрировать
задач:
выделить понимание
с
помощью
рисунка;
изобразить
основную
мысль, содержание с помощью пантомимы; соотнести рисунки
определить
основную с содержанием текста; вербально: прочитать
идею, выделить основные заголовок текста и высказать (на русском языке)
вехи.
предположение о содержании текста; выбрать
подходящий заголовок из ряда предложенных;

вычленить главное в тексте (прочитать, подчеркнуть);
ответить на общие вопросы к тексту (о чём, о ком, где,
когда); сформулировать основную тему рассказа,
истории; сформулировать (с опорой на текст,
ключевые слова) основную идею текста.
2. С полным пониманием Учащиеся способны: прочитать текст про себя, точно и
содержания текста.
полно понять его содержание (пользуясь, в случае
необходимости, построчными сносками, языковой
догадкой) и отреагировать на его содержание
невербально:
см.выше,
а
также:
выполнить
инструкцию, сделать что – либо по рецепту; соотнести
рисунок с текстом (его частями); вербально: см.выше, а
также: ответить на вопросы относительно деталей
содержания; составить своё школьное расписание,
рецепт; расположить отдельные части текста в
последовательности, соответствующей прочитанному
тексту; поставить вопросы к тексту.
Обучение письму
Задачи обучения
1. Овладеть
графикой
марийского языка, т.е. написанием
букв, буквосочетаний и их
соотнесённостью со звуками и
звукосочетаниями данного языка.
2. Овладеть
орфографией
(правописанием) слов, усвоенных
в устной речи.
3. Выполнить
письменные
задания, пользуясь усвоенными
графикой и орфографией.

Предполагаемый результат
Учащиеся способны: списывать прописи букв,
буквосочетаний; переводить звуки речи в графические
символы
(буквы
и
буквосочетания);
писать
самостоятельно и графически правильно буквы,
буквосочетания и слова.
Учащиеся способны: написать зрительный диктант
(дети видят написанное на доске, читают про себя и
вслух, затем написанное с доски стирается и ученики
пишут по памяти); написать орфографический диктант.
Учащиеся
способны:
выполнить
письменно
лексические и грамматические упражнения; составить
подписи к картинкам; ответить письменно на вопросы
по прочитанному тексту; составить план устного
сообщения; написать о животном, которое нравится.
Учащиеся способны: поздравить сверстника с
праздником с опорой на поздравление - образец.

4. Написать
короткое
поздравление сверстнику с днём
рождения,
Новым
годом,
Рождеством, Днём матери.
5. Написать короткое письмо Учащиеся способны: написать письмо ( в рамках
сверстнику (о себе, своей семье и изучаемой тематики) с опорой на данное начало и
др.).
концовку, используя материал, усвоенный в устной
речи.

Содержание учебного предмета
2 класс
Предметное содержание речи:
1. Знакомство. Моя семья и я (члены семьи, возраст). Любимое домашнее животное.
Праздники: день рождения, Новый год. Игрушки, одежда. Мои друзья (имя, возраст,
увлечения, умения, семья).
2. Мои увлечения. В зоопарке.
3. Республика изучаемого языка и страна (общие сведения: название, столица),
литературные персонажи популярных детских книг, небольшие простые произведения
детского фольклора (стихи, песни, сказки).
Говорение:
Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с
прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора: диалог этикетного
характера - уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться,
попрощаться, извиниться; диалог расспрос - уметь задавать вопросы: Кто? Что? Когда? Где?
Куда? (по мере способности ученика); диалог побуждение к действию - уметь обратиться с
просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить, используя побудительные
предложения. Объем диалогического высказывания - 2-3 реплики с каждой стороны (все
выполняется с помощью подсказок и опоры)
Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в речи изучаемого
языка. Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге,
своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с
опорой на картинку. Объем монологического высказывания - 2-3 фразы (ставить нужные
слова из данного списка в маленькие предложения).
Слушание (аудирование):
Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического
общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных
рассказов (с опорой на иллюстрацию). Время звучания текста для аудирования - до 1 минуты
(сидеть внимательно слушать и понимать одно-два слова).
Чтение:
Обучение чтению.
Письмо и письменная речь:
Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него слов, словосочетаний.
Графика и орфография:
Все буквы марийского алфавита, основные буквы. Основные правила чтения и
орфографии.
Фонетическая сторона речи:
Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний
марийского языка. Ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах
(союзах, послелогах), членение предложений на смысловые группы.
Лексическая сторона речи:
Знать элементарные слова для 2 класса.
Грамматическая сторона речи:
Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, вопросительное,
побудительное. Общий и специальный вопросы, вопросительные слова: «кӧ», «мо», «кунам»,
«кушто», «кушко», «молан», «кузе». Порядок слов в предложении. Утвердительные и
отрицательные предложения (перевод и работа по схеме и по образцу).
3 класс
Предметное содержание речи:
1. Наш класс. Осеннее время. Какую одежду одеваем. Кукольный театр. Зима.
Йошкар-Ола. На улице. Я болен. Весна. Марийский праздник. Утром. Мы физкультурники.
Природа.
2. Мои увлечения.

3. Республика изучаемого языка и страна (общие сведения: название, столица),
литературные персонажи популярных детских книг, небольшие простые произведения
детского фольклора (стихи, песни, сказки).
Говорение:
Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с
прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора: диалог этикетного
характера - уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться,
попрощаться, извиниться; диалог расспрос - уметь задавать вопросы: Кто? Что? Когда? Где?
Куда? (по мере способности ученика); диалог побуждение к действию - уметь обратиться с
просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить, используя побудительные
предложения. Объем диалогического высказывания - 3-4 реплики с каждой стороны (все
выполняется с помощью подсказок и опоры)
Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в речи изучаемого
языка. Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге,
своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с
опорой на картинку. Объем монологического высказывания - 3-4 фразы (ставить нужные
слова из данного списка в маленькие предложения).
Слушание (аудирование):
Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического
общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных
рассказов (с опорой на иллюстрацию). Время звучания текста для аудирования - до 1 минуты
(сидеть внимательно слушать и понимать одно-два слова).
Чтение:
Обучение чтению.
Письмо и письменная речь:
Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него слов, словосочетаний.
Графика и орфография:
Все буквы марийского алфавита, основные буквы. Основные правила чтения и
орфографии.
Фонетическая сторона речи:
Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний
марийского языка. Ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах
(союзах, послелогах), членение предложений на смысловые группы.
Лексическая сторона речи:
Знать элементарные слова для 3 класса.
Грамматическая сторона речи:
Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, вопросительное,
побудительное. Общий и специальный вопросы, вопросительные слова: «кӧ», «мо», «кунам»,
«кушто», «кушко», «молан», «кузе». Порядок слов в предложении. Утвердительные и
отрицательные предложения (перевод и работа по схеме и по образцу).

Тематическое планирование
2 класс
№

Тема урока

Колво
часо
в

1

Давайте
1
познакомимся
Местоимения

2

Числа от 1 до
10

1

3

Моя семья.

1

4

Где ты
живешь? Ты
где учишься?

1

5

Употребление 1
вопросов кто?
что?

6 1. Употребление 1
прилагательн
ых
7
Сколько тебе 1
лет?

Лексический материал

Грамматический
материал

Марий, руш, англичан, эстон. Мый марий
улам. А тый ко улат? Свердловский
областьыште илем. Палыме лийына!
Тендан лумда кузе? Поро эр, поро кече,
поро кас
Мыняр ручка 1 гыч 10 марте чот мутвлак.
Шагат, ик шагат. Ик шагат, лу минут. Икикыт. Кок-кокыт…
Еш. Ава, ача, иза, шольо. Тиде мемнан
ешна. Ешыште ко уло? Мыйын авам уло.
Мыйын шольым уке.
Тиде мемнан ешна.Тиде мыйын кочам.
Тудын лумжо..
Тый кушто илет? Тый олаште илет? Мый
Марий Элыште илем
Тый кушто тунемат?
Тый могай классыште тунемат?
Икымше…, кокымшо…

Личный олмештыш
мут-влак.

Рвезе, удыр, йоча, тунемше, туныктышо,
пырыс, пий, каза, шагат, парня.
Тиде рвезе. Тудо кугу(изи, поро, йолагай.
Поро але поро огыл?)

Личный олмештыш
мут-влак
Чот мут-влакым
кучылташ
туныкташ.
Лум мутышто
притяжательный
суффикс.
Лум мутым
местный падеж
формышто
кучылташ
туныкташ.
Радам чот мутым
кучылташ
туныкташ.
Ко да Мо
йодышлан
вашмутым пуэн
моштымаш.

Поч, пылаш, кужу, кучык.
Тый мыняр ияш улат? Тыланет мыняр
ий? Луан чот мут-влак. Шонго, самырык.

8

В зоопарке.
Стихи о
животных.

1

Тыде меранг. Тудын почшо кучык,
пылышыже кужу. Лу ияш. Ур, слон,
жираф... Ошо, чоя, сур, шемер,
нарынчалге.
Теме почеш мут ден предложенийвлакым пенгыдемдаш.

9

Мой друг.

1

Палыме лийза! Тиде мыйын йолташем.
Тудын лумжо… Тудо 8 ияш. Йолташем 2
классыште тунемеш. Тудо сай ялташ.

10

Профессии и
место работы

1

Тиде мыйын ачам. Тудын лумжо… Ачам
стройкышто пашам ышта.

11

Времена года.
Весна.

1

Теле, шошо, кенеж, шыже. Ик ийыште
ныл идалык жап улою

Луан чот мутвлакым кучылташ
туныкташ.

Лум мутым
местный падеж
формышто
кучылташ
туныкташ.
Ышташ глаголым
чыла лицаште
каласаш туныкташ.

Шошо толеш. Лум шула. Вуд йога.Кайык
– влак толыт. Пушенге ужарга. Пеледыш
пеледеш. Лум лумеш?-Уке, лум ок лум.
Шушпык, шырчык, вараксим, шемгорак,
порткайык, киса, корак, шогертен.
12

Неделя.
Порядковые
числительные

1

Шочмо, кушкыжмо…
Арняште мыняр кече? Таче могай кече?
Эрла могай кече?
Тенгече могай кече лийын?
Тый мыняр ияш улат? Ик кидыште
мыняр парня? Чылаже мыняр лиеш?
Мыняр жап? Мыняр шагат? Мыняр
шагатлан? Кечывал, пелйуд.

13

Сколько
времени?

1

14

Утром.

1

Эрдене мый кынелам, мушкылтам,
кочкам, чием, школыш каем.
Луд, возо, мод. Суретле, кай, тол, пу, коч,
каласе, шургетым муш, зарядкым ыште.

15

Какой сегодня 1
месяц?
Какое число?

16

В деревне.
В саду и
в
огороде.

1

17

Любимая
игрушка
Наша еда.
Контрольный
диктант.

1

Таче, эрла, кумышто, тенгече. Таче могай
тылзе? Ик ийыште мыняр тылзе? Ик
тылзыште мыняр кече? Ик тылзыште
мыняр арня?
Кешыр, ковышта, шоган, кияр, реве,
эныж, шоптыр, олмапу. Пакчаште мо
кушкеш? Садыште мо кушкеш?
Тыланет мом ышташ полшаш? Мыланем
полшо, пожалуйста. Вудым шаваш,
шукым сомылаш, ушташ.
Агытан,чыве,лудо,комбо,ушкал,сосна,шо
рык,тага,пача.
Чыве кыделта.Фгатын мура. Комбо
когокла.Ушкал ломыжеш.Сосна
крокла.Лудо лартла.
Мыйын шуко модышем уло. Тиде мыйын
курчакем. Тудын лумжо…
Тый мо дене модаш йоратет, а мо дене от
йорате? Курчак дене модамю Футболла
модам.
Шур, пучымыш, паренге, кол, кинде, уй,
шор, олма, торык, муно. Кочкаш, йуаш.
Авай, кочмем шуэш. Кочкаш мо уло?
Кочмем ок шу.

Шорен каласыме
конструкцийым
чонаш туныкташ.
Гыч почеш мутым
кучылташ
туныкташ.

Радаман чот мутым
кучылташ.
Чот мут – влакым
кучылташ
туныкташ.
Глагол – влакым
чыла лицаште,
повелительный
наклоненийыште
каласаш туныкташ.
Чот мут – влакым
чын кучылташ
туныкташ.

Тусым ончыктышо
пале мут – влакым
кучылташ
туныкташ
Модаш глаголым
чыла лицаште чын
каласаш туныкташ.
Кочкаш глаголым
чыла лицаште
каласаш туныкташ.

№

Тема урока

1

Наша школа.

Тематическое планирование
3 класс
Лексический материал

Кол
-во
часо
в
1
Пырдыж , омса, устел, пукен, кувар,
доска, пор, уштыш, тусым
ончыктышо пале мут – влак

Верым ончыктышо почеш мут да
наречий – влак; каяш, пураш,
лекташ; ошкылаш, илаш, улаш.
Тиде пукен огыл, тиде устел.
Шошо, кенеж, теле, шыже; реве,
шоган, кешыр, кияр, ковышта,
паренге, понго;
Чонешташ, погаш.
Йур йуреш.

Грамматический
материал
Глаголым чыла лица
дене вашталташ
туныкташ..
Пале мутын кужу да
кучык формыжо.

2

Осеннняя пора.
Описание
осеннего леса.
Грибы наших
лесов.

1

3

В магазине

1

4

Сотни до 1000.
Желательное и
повелительное
наклонение

1

5

Одежда в
1
разные времена
года

Тувыр, ужга, упш, шовыч, ушто,
ката, кем, портышкем, йолаш,
мыжер.

6

О кукольном
театре.
Инсценировка
сказки.

1

Курчак театр, йоча театр, верланаш,
туналаш, ончаш, лияш, совым
кыраш.

Желательный,
повелительный
наклонений – влакын
шорымо формышт (ед.
да мн. числа)

7

Зима.

1

Глаголын желательный
наклоненийже.

8

.Йошкар – Ола
– столица
Марий Эл.
Заочная
экскурсия по
Йошкар-Оле

1

Таче могай игече? Мардежан,
пылдан, поранан, луман, верынверын, екчан.
Рудола, сер, черке, кувар, ен, тошто
ола, йолын кошташ, верланаш,
илаш, йораташ;

1

1000 марте шудан чот мут. Кевыт,
окса, тенге, сакыр, пазар; ужалаш,
налаш; мыняр шога? Мош?
Кевытыште вургемым налме нерген
роль дене модыш
1000 марте шудан чот мут.

Кызытсе шушаш жап
глаголын шорымо
формыжо, тудын лица
дене вашталтмыже.
Винительный падеж.

Глаголын желательный
наклоненийыштыже
лица дене
вашталтымаш.
Повелительный
наклонений.
Желательный,
повелительный
наклонений – влакын
шорымо формышт (ед.
да мн. числа)

Местный,
направительный падеж
– влак.Глаголын
спряженийже

9

На улице.
Осторожно на
дорогах!

1

Светофор, шола (пурла) могыр, вик
каяш, урем гоч вончаш, логалаш,
каласаш, шекланаш, шогаш,
шогалаш; эркын, писын; кайыман;
шекланен вончаш. Правилым ит
пудырто.

Повелительный
наклоненийын шорымо
формыжо.

10

У врача.
Будьте
здоровы.

1

Туп, логар, мушкыр, эм;
градусникым шындаш, уколым
ышташ, рецептым возаш, йылмым
(логарым ончаш, эмлаш; черле,
таза; нимо ок коршто, эмым 3 гана
йуаш кулеш.

Лум мутын
притяжательный
суффиксше. Манын
ушем мут. Гай почеш
мутан танастарымаш
конструкций.

11

Медведь ждёт
весну.

1

Чонештен каяш, йоген каяш, игым
лукташ, ломбо пеледеш, мурым
мураш. Шошо пале-влак.
Полеклаш, полшаш, пуракым,
куварым ушташ, кумыж-совлам
мушкаш; Тый тудлан мом
полеклет? Мом ышташ полше?
Шыман, порын, шокшын, арун

Деепричастий+полшым
о конструкций
(чонештен каяш) да
тудын шорымо
формыжо.

12

Весна пришла.

1

Чонештен каяш, йоген каяш, игым
лукташ, ломбо пеледеш, мурым
мураш. Шошо пале-влак.

Винительный,
дательный падеж-влак.
–н(-ын) суффикс дене
наречийым чонымаш.
Глаголын кокымшо
эртыше жапше.

13

Марийские
праздники.

1

14

Ждём гостей.

1

Глаголын
спряженийжым,
желательный
наклоненийым
ушештараш
Глаголын 2-шо эртыше
жапше (1,2.3 лица
ед.числа),

15

Утром.

1

Рошто, Шорыкйол, Уярня, Кугече;
уяча, перемеч, когыльо, мелна,
сакыр, уй, шор, шинчал, муно, муй;
руашым лугаш , лунгалтыш дене
лунгалташ.
Костенеч, торык, ямдылаш,
устелторым шинчаш (шындаш),
чайым йукташ, унала толаш (каяш),
турло-турло кочкышым ямдылаш;
мемнан дек, торт дене.
Пуйым эрыкташ. Шургым, шуйым,
пылышым мушкаш, солык дене
ушташ, воштончышым ончаш;
мушкаш ида мондо!

16

Мы –
физкультурник
и.

1

17

В лесу.
Контрольный
диктант.

1

Тале, писе, эн тале, эн писе, эн
писын; куржаш, кужталаш,
бассейныш кошташ, футбол дене
модаш, ече (коньки0 дене
мунчалташ, мардеж гай, Онар гай
таза лияш манын,…
Куэ, тумо, кож, пунчо, писте,
шопке, турий, когорчен, шиште,
сузо, музо. Кудыр, орш, тумна,
тумнаиге, карака, нужгол, оланге,
кырыш, шийгол; колым кучаш,

Глаголын 2-шо эртыше
жапше да тудын
шорымо формыжо.
Глаголын
повелительный
наклоенийже да тудын
шорымо формыжо.
Пале мутын да
наречийын
превосходный
степеньышт. Гай почеш
мут.

кайыкым аралаш.

Лист корректировки рабочей программы
Класс

Название
Дата
Дата
раздела, темы проведе проведе
ния по ния по
плану
факту

Причина
корректировки

Корректирующие
мероприятия


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».