ДООП_В мире марийского языка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малотавринская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена

Утверждена

на педагогическом совете

Приказом директора
школы
№ 116-од от «31» августа
2023 г.

Протокол № 1 от «31»
августа 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«В мире марийского языка»
для обучающихся 4 класса

Составитель:
Апина Галина Геннадиевна,
учитель 1 квалификационной категории

с. Малая Тавра 2023 г.

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере
образования и образовательной организации:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
3.
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей».
5.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки РФ.
Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная программа « В мире марийского языка»
предназначена для обучающихся 4 класса МБОУ «Малотавринская СОШ».
Направление: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое.
Актуальность программы

Перед семьей и школой ставятся такие сложные задачи, которые должны сформировать у
обучающихся целостное и глубокое понимание того, что: Россия представляет собой
многонациональное государство, в котором все народы проживают в мире и добром
согласии; любовь к своему народу, к своему родному языку невозможна без уважения
национальных культур других народов; полное приобщение к национальной культуре
невозможно без знания родного языка.
«Сколько языков ты знаешь - столько раз ты человек», - говорили древние мудрецы. И это
действительно так, поскольку благодаря знанию разных языков, человек раздвигает рамки
своего собственного миропонимания.
Отличительная особенность программы

Реализация дополнительной общеобразовательной программы «В мире марийского языка»
способствует общему интеллектуальному
развитию, также формированию творческих
способностей и психологических качеств: любознательности, активности, воли, ответственности,
самостоятельности, любви к Родине.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
марийского языка» рассчитана на обучающихся 10-11 лет.
Наполняемость в группе составляет 12 человек.
Режим занятий.
Продолжительность академического часа – 40 мин.
Общее количество часов в неделю- 1 час.
Объём общеразвивающей программы
Объём – 34 часа
Программа рассчитана на 1 год обучения.

программа

«В

мире

Срок освоения
Программа рассчитана на 34 недели, что составляет 9 месяцев.
Особенности организации образовательного процесса
Формой реализации данной образовательной программы является традиционная
модель, которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания в
течение одного года в одной образовательной организации
Перечень форм обучения:
• фронтальная (одновременная работа со всеми учащимися);
• групповая (работы в группах);
• по подгруппам (малыми группами);
• индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем);
• индивидуально-групповая (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
Перечень видов занятий:
• теоретическое (беседа, лекция);
• комбинированное (сочетание теории и практики);
• эксперимент.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы:
Проектные и исследовательские работы.

Цель: воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к
историческому прошлому страны.
Задачи:
1. Освоение обучающимися и дальнейшее расширение знаний о марийском языке, его
особенностей; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся
2. Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и
гражданином своей страны.
3. Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.
4. Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.
5. Воспитание уважения к защитникам Отечества.
6. Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в
общественно-полезном труде.
Содержание программы
Предметное содержание речи:
1. Наша школа. Наша семья. Летом в деревне.
2. Времена года. Зима. Осень. Лето. Весна.
3. День победы. Литературные персонажи популярных детских книг, небольшие
простые произведения детского фольклора (стихи, песни, сказки).
Говорение:
Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с
прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора: диалог этикетного

характера - уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться,
попрощаться, извиниться; диалог расспрос - уметь задавать вопросы: Кто? Что? Когда? Где?
Куда? (по мере способности ученика); диалог побуждение к действию - уметь обратиться с
просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить, используя побудительные
предложения. Объем диалогического высказывания – 5-6 реплик с каждой стороны (все
выполняется с помощью подсказок и опоры)
Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в речи изучаемого
языка. Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге,
своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с
опорой на картинку. Объем монологического высказывания – 5-6 фраз (ставить нужные
слова из данного списка в маленькие предложения).
Слушание (аудирование):
Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического
общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных
рассказов (с опорой на иллюстрацию). Время звучания текста для аудирования - до 1 минуты
(сидеть внимательно слушать и понимать три-четыре слов).
Чтение:
Обучение чтению.
Письмо и письменная речь:
Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него слов, словосочетаний.
Графика и орфография:
Основные правила орфографии.
Фонетическая сторона речи:
Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний
марийского языка. Ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах
(союзах, послелогах), членение предложений на смысловые группы.
Лексическая сторона речи:
Знать элементарные слова для 4 класса.
Грамматическая сторона речи:
Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, вопросительное,
побудительное. Общий и специальный вопросы, вопросительные слова: «кӧ», «мо», «кунам»,
«кушто», «кушко», «молан», «кузе». Порядок слов в предложении. Утвердительные и
отрицательные предложения (перевод и работа по схеме и по образцу). Падежи в марийском
языке, спряжения глаголов.

Тематическое планирование
№

Тема урока

1.

Наша школа.

2

Падежи
существительны
х

Кол Лексический материал
-во
часо
в
1
Кумда, волгыдо, 2 пачашан,
турло кабинет – влак,
верланен, ушанле, ушаншотан, йолташ дене, удыр
1
дене.

3

Осенняя пора.

1

4

Описание
осеннего леса

1

5

Краткая форма
прилагательных

1

6-7

Наша дружная
семья.

2

8

Меню нашей
семьи

1

9

Расписание.

1

10

Мой любимый
урок.

1

11

Моя родная
сторона.

1

12

Степени
сравнения
прилагательных

1

13

Зимний лес

1

1415

Жизнь
животных в лесу

1

16

Однажды в лесу.

1

17
18

Парки природы
Неожиданная

1

Эртен кайыш, толын шуо,
Чонештен каяш, сылне
пагыт, шокшо вел; пылан ,
йуран, ояр, юалге; пушен
глум – влак.

Грамматический
материал
Лум мутым местный,
направительный
падежлаште кучылташ

Лум мутым винительный
падежыште кучылтмаш

Пале мутын кужу да кучык
формыжо.
Келшен илаш, ваш-ваш
полшаш, пидаш, ургаш,
кочкаш шолташ тунемаш.
Мыйын йоратыме
кочкышем. ик кечыште,
арняште, арня мучко,
пашам ышташ.

Дек, йыр почеш мут-влак.
А, манын ушем мутан
сложный предложений.

-зе(-зо, -зо), -че (-чо, -чо)
суффиксан лум мут ; гын
ушем мутан сложный
предложений.
Шочмо вер, шочмо вел,
ордыж вел, шочмо кече,
порт, пачер, пеш келша (ок
келше), сай-сайрак, мотор –
моторрак, ола покшелне.

Пале мутын да наречийын
танастарыме степеньышт..
Лум мутым турло падеж
формышто кучылт
моштымаш. Глаголын
шорымо формыжо. Почеш
мутан сочетаний – влак.

Пургыж, кукщокурык,
йоратымежап,
пайремденесаламлаш,
тазалыкым,
пиалымтыланаш;
вашкеУийпайрем.
Талепорануштеш.
Виянмардежпуа.
Пуртус нациоанльный парк
дене палдараш; янлык
кыша, ече корно, чоя
рывыж, лудшо меран,

Пале мутын _се(-со, -со)
суффиксше – влак. Лум
мутым Винительный
падежыште кучылтмаш.

Глаголын 2-шо эртыше
жапше да тудын шорымо
формыжо. Лум мутым
Дательный падеж

встреча.

малаш возаш, ош ужгам
чиен.

формышто кучылтмаш. Гай
почеш мутан танастарыме
конструкций.

Календарьысе пайрем –
влак: 23 февраль.
Сар, тыныс, тыныслык,
армийыште лияш,
служитлаш, яндар кава,
ласка илыш

Деч, верч, нерген почеш
мут –влак. Сандене, манын
ушем мутан сложный
предложений-влак.

19

Берегите лес.

1

20

Наша армия.

1

21

Мой папа –
защитник
Отечества.

1

22

Чоткар-патыр.

1

23

Йошкар-Ола –
главный город.

1

Рудола, кувар, лопка
проспект да урем – влак,
площадь; ончен кошташ,
мурым, почеламутым
возаш, урем гоч вончаш.

Лум мут ден почеш мутан
сочетанийым, -се(-со, -со)
суффиксан пале мутым
кучылт мошташ.

2425

С праздником!
.

1

Сложный лум мут-влак; -Ат
частицан мутым кучылт
моштымаш; -ем суффиксан
глагол

2627

Приметы весны

1

Шошат толын шуо, теле
ынеж кай, шошо мемнан
деке вашка, Йоратыме
авайлан (ковайлан, акайлан)
полекым ямдылем.
Кече кужемеш, лум
шемемеш.

28

Кукушка

1

2930

Марийские
писатели о
войне.

1

Олык, энер, сер воктене;
пеледыш лум – влак; кече
пелта

31

День Победы.

1

32

Юные герои.

1

Талешке, кугезе коча,
Сенымаш пайрем, Кугу
Отечественный сар, шочмо
элым аралаш

Отрицательный олмештыш
мут-влак. Глаголын 2-шо
эртыше жап формышто
кучылт моштымаш.
Отрицательный олмештыш
мут-влак. Глаголын 2-шо
эртыше жап формышто
кучылт моштымаш.

3334

Летом в деревне.

1

Юарлен модаш, веселан
эртараш.
Планируемые результаты

При реализщации дополнительной общеобразовательной программы «В мире марийского
языка» осуществляется становление универсальных учебных действий, как обобщение,
классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля, но результату к
контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему. У обучающихся
сформируются следующие коммуникативные учебные действия (основные составляющие
коммуникативной компетенции):
Личностные УУД
- понимает значимость марийского языка;
- сознательно относится к марийскому языку как духовной и культурной ценности
народа.
Регулятивные УУД

- контролирует и выполняет свои действия по заданному образцу и правилу при
выполнении упражнений и составлении устных и письменных высказываний на марийском
языке;
- подбирает и конструирует языковые средства при создании собственных
высказываний в рамках тематики начальной ступени;
- применяет изученные грамматические правила (в устной и письменной формах);
- оценивает выполненную работу;
- приобретает навыки самостоятельной работы над ошибками при выполнении
грамматических заданий.
Познавательные УУД
- выполняет простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение) в
соответствии с лингвистическими особенностями марийского языка;
- соотносит графический образ слова с его звуковым образом в процессе чтения и
письма;
- выписывает и вставляет слова и буквы, изменяет форму слов в процессе выполнения
орфографических, лексических и грамматических заданий;
- читает и понимает основное содержание несложных текстов, находит в них нужную
информацию;
- опирается на языковую догадку в процессе чтения (восприятие на слух) текстов,
содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;
- умеет осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
(описывать картинку, рисунок на заданную тему, предмет, кратко высказываться о себе,
своей семье, своем друге, о любимом животном, называть возраст, место жительства,
описывать внешность, что умеет делать, любимое занятие и выразить при этом свое
отношение к предмету высказывания).
Коммуникативные УУД
- соблюдает правила этикета на основе традиций марийского народа;
- умеет вести беседу в ситуациях учебного и семейно-бытового общения (вести диалог
этикетного характера: знакомится, представлять друг друга, прощаться, поздравлять,
предлагать угощение, благодарить за угощение; вести диалог побудительного характера:
обращаться с просьбой, предлагать совместное действие, просить о помощи, предлагать
свою помощь; вести диалог, задавая вопросы: кто? что? где? у кого? с кем? куда? почему?
зачем? откуда? от кого?; переспрашивать, уточнять);
- составляет рассказ (в письменной и устной форме) по картинке, рисунку на
заданную тему; кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, о любимом
животном, называет возраст, место жительства, описывает внешность, что умеет делать,
любимое занятие и выражает при этом свое отношение к предмету высказывания;
- пересказывает содержание прочитанного текста с опорой на ключевые слова, план,
иллюстрации;
- работает в различных режимах (индивидуально, по парам, в группах);
- высказывает свою точку зрения;
- толерантно относится к культуре других народов.
Список литературы для учителя:
1. Программа по марийскому (государственному) языку» (авторы: В.В Константинова,
Г.С.Крылова, Н.А. Кулалаева, Р.П.Игнаева). Ι-ХΙ класс. Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С
«Марийский институт образования», 2011. – 112 с.
2. Г.С.Крылова. Марий йылме: 4 класслан учебный пособий.- Й-Ола: Марий книга
савыктыш,2003.-104с.: ил.
3. Марий орфографий мутер.- Йошкар-Ола, 2011.
4. Репродукции картин в соответствии с тематикой.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».