ДООП Шахматы (1)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малотавринская средняя общеобразовательная школа»
Принята
на педагогическом совете
МБОУ «Малотавринская СОШ»
Протокол № 1 от 31 августа 2023 г.

Утверждаю
Директор МБОУ «Малотавринская СОШ»
____________ /Л.А Иванова/
Приказ №116-од от 31 августа 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы»
ДЛЯ 2-4 КЛАССОВ
Возраст обучающихся 7-10 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Дмитриева Э.И,
педагог дополнительного образования

с. Малая Тавра,
2023 г

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами в
сфере образования и образовательной организации:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября
2014 г. № 1726-р.
3.
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
5.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки
РФ.
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы»
реализуется в физкультурно-спортивной направленности, способствует формированию
личности ребёнка как члена коллектива.
Программа ориентирована на социализацию личности обучающегося, адаптацию к
жизни в обществе, организацию свободного времени. Реализация программы содействует
развитию детской социальной инициативы, овладению нормами и правилами поведения,
формирует мотивацию на ведение здорового образа жизни, социального благополучия и
успешности человека.
Актуальность программы.
В настоящее время проблема воспитания личности, способной действовать
универсально, владеющей культурой социального самоопределения является одной из
главных задач социально-педагогического направления. Занятия по программе позволяют
сформировать опыт проживания в социальной системе, развивают у обучающихся
мышление, любознательность, повышают интерес к знаниям, книгам, учат лучше считать,
ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. На занятиях обучающиеся познают
мотивы своего поведения, изучают методики самоконтроля.
Отличительная особенность программы
Отличительной особенностью программы является ее индивидуальный подход к
обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных
аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным
шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания
условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход
предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда
природных, физических и психических свойств личности.
В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик,
но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе
деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего

образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с
помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования:
формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и
способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей
деятельности.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматная
школа» рассчитана на учащихся 7 – 10 лет.
В объединение «Шахматы» принимаются все желающие учащиеся 7-10 лет,
проявляющие интерес к здоровому образу жизни и спорту. Специальных шахматных
знаний при этом не требуется. Занятия проводятся с учетом психофизиологических
возможностей учащихся и возрастных особенностей. К занятиям допускаются учащиеся,
не имеющие медицинских противопоказаний.
Группы 2-ого года обучения комплектуются из учащихся, освоивших программу 1ого года обучения, в количестве 15 человек.
Наполняемость в группах составляет:
Первый год обучения – 15 человек.
Второй год обучения – 15 человек..
Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной
доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать
положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных
фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей
многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение,
память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в
шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от
своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей
некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного
самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую
ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что
начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим
школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся,
когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы,
выясняют закономерности.
Режим занятий.
Продолжительность академического часа – 40 мин.
Общее количество часов в неделю- 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Объём общеразвивающей программы
Объём - 68 часов
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год обучения- 34 час в год
2 год обучения- 34 часа в год

Срок освоения
Программа рассчитана на 68 недель, что составляет 9 месяцев. Для освоения программы
необходимо 2 года обучения
Особенности организации образовательного процесса
Формой реализации данной образовательной программы является традиционная модель,
которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания в
течение двух лет в в одной образовательной организации
Перечень форм обучения:
 фронтальная (одновременная работа со всеми учащимися);
 групповая (работы в группах);
 по подгруппам (малыми группами);
 индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем);
 индивидуально-групповая (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
Перечень видов занятий:
 теоретическое (беседа, лекция);
 комбинированное (сочетание теории и практики);
 соревнование;
 турнир
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы:
Шахматный турнир. соревнования
Цель программы:
социально-педагогическая поддержка становления и развития личности как
нравственного, ответственного и инициативного гражданина; создание условий для
личностного и интеллектуального развития обучающихся, организация содержательного
досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи программы
Обучающие:
 изучить правила шахматной игры;
 изучить основы шахматной нотации, порядок записи партии и позиций;
 способствовать пониманию цели шахматной партии;
 сформировать навык самостоятельной работы с шахматной доской;
 познакомить с работой шахматных часов;
 дать представление о турнирных правилах;
 дать представление о простейших тактических приемах;
 сформировать навыки нападения и защиты;
 ознакомить с законами развития фигур в начале партии;

 ознакомить с законами элементарного эндшпиля;
 ознакомить с понятием изменения силы фигур и пешек в течение шахматной партии;
 дать представление о тактических приемах;
 дать понимание о возможности использования ошибок противника.
Развивающие:
 сформировать устойчивый интерес к шахматной игре, как средству досуга;
 способствовать развитию творческой активности, любознательности в области шахмат,
расширять кругозор учащихся;
 развивать способность к запоминанию простейших позиций;
 сформировать и развивать сосредоточенность, внимание, логическое мышление;
 развивать и тренировать логическую память;
 развивать способность предполагать ответный ход противника;
 развивать способность ориентироваться во времени;
 сформировать потребность в интеллектуальном творчестве;
 развивать способность понимать красоту человеческой мысли;
 сформировать умение учиться, преодолевать трудности.
Воспитательные:
 развивать усидчивость и внимательность во время игры;
 воспитывать устойчивость к психологическому давлению;
 воспитывать уважение к противнику;
 способствовать формированию коммуникативных навыков;
 воспитывать стойкость характера в стремлении к победе;
 сформировать навыки работы в коллективе;
 развивать умение спокойно воспринимать неудачу в игре

Учебный план.
Первый год обучения
№
п/п
1.
2.

Название раздела,
темы
Вводное
занятие.
История шахмат.
Шахматные фигуры.

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

1

1

0

опрос

2

1

1

опрос

3.

Цель шахматной
партии.

2

0,5

1,5

тестирование

4.

Три стадии
шахматной партии.

3

1

2

соревнования

5

суммарная
оценка знаний
практической
и
теоретической
части

Краткая и полная
шахматная нотация.
5.

6

1

6.

Мат легкими
тяжелыми
фигурами.

7.

и
4

0,5

3,5

Король против
короля и пешки.

4

1

3

8.

Решение шахматных
задач.

10

2

8

9.

Итоговое занятие.

2

0,5

1,5

34

8,5

25,5

Итого

практическая
игра
практическая
игра
Тестирование
Практическая
игра
Практическая
игра

Второй год обучения
Количество часов

Формы
аттестации/
контроля

№
п/п

Название раздела,
темы

1.

Вводное занятие.
Тактические приемы
в шахматах.

1

1

0

5

1

4

5

1

4

4.

Основы дебюта.
Основы
миттельшпиля.

опрос
решение
шахматных
задач
соревнования

5

1

4

тестирование

5.

Основы эндшпиля.

5

1

4

6.

Техника матования.

7

3

4

7.
8.

Турнирная борьба.
Итоговое занятие.
Итого

4
2

1
0,5

3
1,5

соревнования
решение
шахматных
задач
игра
тестирование

34

9,5

24,5

2.
3.

Всего

Теория

Практика

Содержание учебного плана
Первый год обучения
1. Вводное занятие. История шахмат.
Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях,
правила ТБ.
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Шахматные правила. Поля.
Шахматная доска. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. Диагонали.
Центр шахматной доски. Ходы шахматных фигур. Начальное положение.
Практика: выполнение упражнений: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ»,
«Да или нет?», «Не зевай!». Применение игровых технологий, активных форм погружения
в новую для обучающихся деятельность.

2. Шахматные фигуры.
Теория: шахматная доска, ходы и названия всех шахматных фигур.
Ценность шахматных фигур. Способы защиты.
Практика: применение игровых технологий. Проведение игр и упражнений
на внимание и смекалку для выявления способностей к шахматам: «Волшебный
мешочек», «Угадай-ка», «Что общего?», «Большая и маленькая», «Кто сильнее?»,
«Обе армии равны», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской
фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита».
3. Цель шахматной партии.
Теория: правила игры в шахматы. Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Защита от шаха. Мат. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход. Ничья. Пат.
Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Рокировка. Длинная и короткая рокировка.
Правила рокировки.
Практика: закрепление полученных знаний, выполнение упражнений: «Шах
или не шах», «Объяви шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Мат или не мат».
Три стадии шахматной партии.
Теория: три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Маты в
дебюте.
Практика: выполнение упражнений: «Захвати центр», «Можно ли сделать
рокировку?», «Чем бить фигуру?».
4.

5. Краткая и полная шахматная нотация.
Теория: краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись
начального положения.
Практика: выполнение дидактических игр и заданий: «Назови вертикаль»;
«Назови горизонталь»; «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее»,
«Вижу цель».
6. Мат легкими и тяжелыми фигурами.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Линейный мат. Мат ферзем. Мат ладьей.
Мат двумя слонами.
Практика: логические игры для развития памяти, внимания и мышления.
7. Король против короля и пешки.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Шах или мат. Мат или пат. Мат в один
ход. Ограниченный король.
Практика: выполнение шахматных заданий. Ферзь и ладья против короля. Король и
ферзь против короля. Король и ладья против короля.
8. Решение шахматных задач.
Теория: решение шахматных задач в 1 ход. Решение шахматных задач в 2 хода.
Решение задач с помощью разбора партий чемпионов.
Практика: выполнение упражнения «Два хода».
9. Итоговое занятие.
Практика: повторение изученного материала в форме соревнований, турниров,
конкурсов.

Второй год обучения.
1. Вводное занятие.
Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях,
правила ТБ.
Практика: повторение материала, связанного с шахматной нотацией, отработка
навыка нахождения «адресов» фигур на доске.
2. Тактические приемы в шахматах
Теория: тактические приемы. Связка, двойной удар, открытое нападение, открытый
(вскрытый) шах, двойной шах.
Практика: выполнение упражнений для отработки тактических приёмов.
3. Основы дебюта.
Теория: принципы игры в дебюте. Двух- и трехходовые партии. Принцип
быстрейшего развития фигур.
Практика: выполнение упражнений: «Мат в один ход», «Поймай ладью»,
«Поймай ферзя», «Защита от мата», «Выведи фигуру», «Поставь мат
«повторюшке» в один ход».
4. Основы миттельшпиля.
Теория: правила миттельшпиля. Общие рекомендации о том, как играть в
миттельшпиле. Понятие о тактике. Тактические приемы. Классическое наследие.
«Бессмертная» партия. «Вечнозеленая» партия.
Практика: выполнение упражнений: «Выигрыш материала», «Мат в два хода».
5. Основы эндшпиля.
Теория: общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Практика: выполнение упражнений: «Квадрат», «Проведи пешку в ферзи»,
«Выигрыш или ничья?», «Куда отступить королем?» «Путь к ничьей».

6. Техника матования.
Теория: техника матования одинокого короля. Две ладьи против
короля, «линейный» мат. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и король против короля.
Ладья и король против короля.
Практика: выполнение упражнений: «Мат в два хода», «Мат в три хода»,
«Выигрыш фигуры».
7. Турнирная борьба.
Теория: правила поведения на шахматном турнире.
Практика: участие в шахматных турнирах по графику.
8. Итоговое занятие. Практика: контрольное занятие по изученным
темам.

Планируемые результаты
Личностные результаты освоения программы курса.



Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.



Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.



Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.


Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.



Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.



Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата.



Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.



Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей,
построение рассуждений.



Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты освоения программы курса.




Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные
фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее
и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию,
представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур:
ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и
короткая рокировка и её правила.
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные
тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие
окончания

Организационно-педагогические условий
Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
№
1
2
3
4
5
6
6
7
8
9
10
11
12
13

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в 1 четверти
Каникулы
Недель во 2 четверти
Каникулы
Недель в 3 четверти
Каникулы
Недель в 4 четверти
Начало занятий
Праздничные дни
Окончание учебного года

34
204
2
68
8 недель
31 октября-6 ноября
7 недель, 3 дня
29 декабря-11 января
10 недель, 2 дня
25 марта-2 апреля
8 недель
1 сентября
23 февраля, 8 марта, 1,9 мая
28 мая

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами - 1 штука;
 словарь шахматных терминов;
 комплекты шахматных фигур с досками – 6 штук;

ноутбук.

учебный кабинет
Кадровое обеспечение
Для успешной реализации программы «Шахматы» работает педагог с высшим
образованием.


Формы аттестации
Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе носит вариативный характер,
так как программа направлена на формирование у обучающихся стремления к
дальнейшему познанию себя, поиску новых возможностей для реализации
собственного потенциала. Предусматривает выполнение разбора партий, умение
играть по всем турнирным профессиональным правилам, выполнение игровых
логических заданий.
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики.
Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного
материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности,
развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального
развития обучающегося.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют
контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее
реализации. Это даёт возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и

навыков, позволяет строить для каждого обучающегося его индивидуальный путь
развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие
коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения
поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении
диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и
индивидуальных опросов, наблюдений.
Оценочные материалы
Оценка знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения,
является основой при отслеживании результатов работы.
№

Виды контроля

1

Предварительный
контроль

Контролируемые знания,
умения, навыки

Форма контроля

Шахматная доска,
Индивидуально, в ходе
шахматные фигуры, их ходы, шахматного турнира.
шахматная нотация,
элементы шахматной партии.

2

Текущий контроль

Элементы шахматной
Индивидуально, в ходе
партии, правила поведения во шахматного турнира.
время турнира.

3

Промежуточная
аттестация

Элементы шахматной
Индивидуально, в ходе
партии, правила поведения во шахматного турнира.
время турнира.

Итоговая
аттестация

Основы шахматной тактики,
участие в турнире,
использование шахматной
литературы.

4

Индивидуально, в ходе
шахматного турнира.

Методические материалы
В процессе обучения используются следующие методы: словесный, наглядный,
практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, деятельностный.
В процессе обучения используются следующие технологии:
 личностно-ориентированные;
 коммуникативные;
 информационно-коммуникационные;  здоровьесберегающие;  игровые.
Необходимым условием организации занятий является психологическая
комфортность обучающихся, обеспечивающая их эмоциональное благополучие.
Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание
ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития, но и для
нормального психофизиологического состояния.

Список литературы для педагога
Основная литература:
1.
Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика
проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2015. - 256 с.
2.
Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших
школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2014. - 96 с.
3.
Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-наДону: «Феникс», 2014.
Дополнительная литература:
1.
Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 2019. - 288с.
2.
Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для
новичков и не очень опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Фолио",
2002. - 538 с.
3.
Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по
обучению игре в шахматы обучающихся старшего дошкольного и младшего школьного
возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ
ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57с.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Список литературы для обучающихся
Дорофеева А. Хочу учиться шахматам - М.: Russian Chess House, 2015.
Журавлев Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 2012.
Карпов А. Учитесь шахматам – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2013.
Кентлер А. Шахматный букварь-раскраска.- М.: ФСРМПНТС, 2014.
Костенюк А. Как научить шахматам – М.: Russian Chess House, 2015.
Костров В.В. какую силу я играю? Гамбиты – СПб.: «Литера», 2011.
Костров В.В. какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Литера»,

2011.
8. Костров В.В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.: «Литера»,
2011.
9. Хенкин В.Л. Последний шах: антология матовых комбинаций – М.: ФиС,
2010.
Список литературы для родителей
1.
Костров В.В какую силу я играю? Гамбиты – СПб: «Литера», 2011.
2.
Костров В.В какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.:
«Литера», 2011.
3.
Костров В.В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.:
«Литера», 2011.
4.
Костьев А.Н. Учителю о шахматах – М.: «Просвещение», 2013.
5.
Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф – М.: ФиС, 2013.
6.
Нимцович А. Моя система – М.: ФиС, 2010.
7.
Панов В. Курс дебютов – М.: ФиС, 2016.
8.
Пожарский В.А. Шахматный учебник – М.: изд. МЭИ, 2016.

Приложение 1.
Оценочная карта «Формирование элементарных шахматных представлений»
Педагог __________________________________________________
Группа:___________________________________________________
Фамилия, имя, возраст обучающегося

Примечание

Показатели развития

Оценка показателей
1
Знания, представления
Количество
Знание шахматной доски

2

н
к

Знание шахматных фигур

н
к

Запоминание 15 предметов за 15 секунд н
(логические игры)
к
Форма
Знание всех ходов фигурами

н

3

к
5
правил
рокировку

невозможности

сделать н
к

Умение отличать шах от мата

н

Умение отличать мат от шаха

н

к

к
6 правил ничейных позиций

н
к

Знание записи шахматных ходов

н
к

Ориентировка в пространстве
Знание
всех
шахматных
линий н
(диагонали, вертикали, горизонтали)
к
Ориентировка во времени
Запоминание расставленных шахматных н
фигур на доске (логические игры)
к
Умения, навыки
Количество
Умения применять правила квадрата

н
к

Умения применять понятия «связка» и н

применения на практике

к

Умения применять понятия «вилка» и н
применения на практике
к
Умения применять понятия «двойной н
удар» и применения на практике
к
Умения применять понятия мат и виды н
мата и применения на практике
к

Критерии оценки показателей:
1.
Знания, представления: четкие, содержательные, системные (4б); четкие, краткие (3б); отрывочные, фрагментарные
(2б); не оформлены (1б).
2.
Умения, навыки: выполняет самостоятельно (4б); выполняет с помощью взрослого (3б); выполняет в общей со
взрослым деятельности (2б); не выполняет (1б).
3.
Характеристики достижений (вносятся в примечание): познавательная активность, сообразительность,
оригинальность суждений, осознанность, проявления самоконтроля, самооценки; опора на собственный опыт; творческие
проявления, проявления познавательных чувств, качеств ума: пытливости, гибкости, критичности, инициативности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».