Адаптированная рабочая программа по информатике_7 класс

МБОУ "Малотавринская СОШ"

Рассмотрено

Утверждено

на педагогическом совете

приказом директора школы
№ 116-од от «31» августа
2023 г.

Протокол № 1 от «31»
августа 2023 г

Адаптированная рабочая программа
по информатике
для обучающихся с умственной отсталостью
/интеллектуальными нарушениями/
7 класс

с. Малая Тавра 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету на уровне основного общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в
соответствии с:
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
(редакция от 23.07.2013);
• на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного
приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599;
• адаптированной основной образовательной программой МАОУ СШ №1 для обучающихся с
умственной отсталостью;
• Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 28.12.2018г. № 345;
• Приказа №632 от 22.11.2019 О внесении изменений в перечень учебников;
• Постановление № 26 от 10.07.2015г. Об утверждении СанПин 2.4.2. 3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
• Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл. В 2 сб. / Под
ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014г.
Рабочая программа составлена с учётом психофизических особенностей, обучающихся с
интеллектуальной недостаточностью и возможностями их познавательной деятельности,
способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений. В целях
максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал,
коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение
Рабочая программа курса «Информатика» для 7 класса предназначена для учащегося
обучающегося по адаптивной общеобразовательной программе основного общего образования для
учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) и разработана в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО), основной образовательной программой основного общего образования,
а также авторской программой курса «Информатика» Л.Л. Босовой, рекомендованной
Министерством образования РФ, (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство БИНОМ.
Лаборатория знаний. 2020 г.).
На изучение предмета отводится 34 часа (1 час в неделю).
Цель курса:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики, в
том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно
осуществлять индивидуальную информационную деятельность, представлять ее результаты;
Задачи курса:
• показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в
окружающем мире;
• организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными
навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и
управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
• организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений
использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора,
хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и
графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения
новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной
работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим
предметам и в жизни;

•

создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества
со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать
мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей
результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной
школе, являются:
• наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества;
• понимание роли информационных процессов в современном мире;
• владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
• ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
• развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной
среды;
• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
• способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в
процессе
образовательной,
общественно-полезной,
учебно-исследовательской,
творческой деятельности;
• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или
всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного
процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
• владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
• владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
• владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить
свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации,
применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация
информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;

•

владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики,
диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной
знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в
зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели
моделирования;
• ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования
и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков;
создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание
музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование
гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и
организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по
получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в
учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа
мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные
предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
• формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
• формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель – и их свойствах;
• развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм
для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях,
логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и
основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
• формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы,
графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств
обработки данных;
• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной
этики и права.

Содержание предмета информатики для 7 класса
№

Название темы

1.
2.

Информация и информационные процессы
Компьютер как универсальное устройство обработки
информации
Обработка графической информации
Обработка текстовой информации
Мультимедиа
Итого:

3.
4.
5.

Количество
часов
10
7
4
9
4
34

Содержание учебного предмета
Компьютер — универсальное устройство обработки информации.
Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память,
устройства ввода-вывода; их количественные характеристики. История и тенденции развития
компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Компьютеры, встроенные в технические
устройства и производственные комплексы. Суперкомпьютеры. Состав и функции программного
обеспечения компьютера: системное программное обеспечение, прикладное программное
обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного
обеспечения. Файловая система. Долговременное хранение данных в компьютере. Файловая
система. Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции при
работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление. Типы файлов.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню).
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме:
создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и
разархивирование. Файловый менеджер. Компьютерные вирусы и защита от них. Техника
безопасности и правила работы на компьютере.
Информация и информационные процессы.
Информация — одно из основных понятий современной науки. Информация и данные.
Информационные процессы — процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей
информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы. Хранение
информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флеш-память).
Характеристики современных носителей информации. Хранилища информации. Сетевое хранение
информации. Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации.
Скорость передачи информации. Обработка информации. Обработка, связанная с получением
новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание
информации. Поиск информации. Поиск информации в Интернете. Элементы комбинаторики.
Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов.
Представление информации. Формы представления информации. Символ. Алфавит — конечное
множество символов; мощность алфавита. Текст — конечная последовательность символов
данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите. Язык как
способ представления информации. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и
формальные языки. Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом
алфавите; кодовая таблица, декодирование. Двоичный алфавит. Двоичный код. Двоичные коды с
фиксированной длиной кодового слова. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности)
двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Единицы измерения длины двоичных текстов:
бит, байт, килобайт и т. д. Количество информации, содержащееся в сообщении. Двоичная
арифметика. Моделирование как метод познания. Модели и моделирование. Этапы построения
информационной модели. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям
моделирования. Классификация информационных моделей. Графы. Граф. Вершина, ребро, путь.
Ориентированные и неориентированные графы. Начальная вершина (источник) и конечная
вершина (сток) в ориентированном графе. Длина (вес) ребра и пути. Понятие минимального пути.
Матрица смежности графа (с длинами ребер). Дерево. Корень, лист, вершина. Поддерево. Высота

дерева. Уровень вершины. Математическое моделирование. Понятие математической модели.
Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования.
Обработка текстовой информации.
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ).
Текстовый процессор — инструмент создания, редактирования и форматирования текстов.
Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ
списков, таблиц и графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул,
нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. История изменений. Проверка правописания,
словари. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Инструменты ввода текста с
использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный
перевод. Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Код ASCII.
Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о
стандарте Unicode. Обработка графической информации. Общее представление о цифровом
представлении изображений. Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глубина
кодирования. Компьютерная графика (растровая, векторная). Форматы графических файлов.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений.
Обработка графической информации.
Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения;
обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом),
коррекция цвета, яркости и контрастности. Ввод изображений с использованием различных
цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).
Мультимедиа.
Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Подготовка компьютерных
презентаций. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Звук и видео как составляющие
мультимедиа. Включение в презентацию аудиовизуальных объектов.

Поурочное планирование. 7 класс.
Номер
урока

Тема урока

Параграф учебника,
задания РТ

Цели изучения курса информатики и ИКТ.
Техника безопасности и организация рабочего места.
Введение
Информационная безопасность.
Тема «Математические основы информатики. Информация и информационные процессы»
2
Информация и её свойства.
§ 1.1, № 1–7
3
Информационные процессы. Обработка информации.
§ 1.2, № 8–13
4
Элементы комбинаторики. Расчет количества вариантов.
§ 1.2
Информационные процессы. Хранение и передача
5
§ 1.2, № 15–18
информации.
6
Всемирная паутина как информационное хранилище.
§ 1.3, № 19–23
7
Представление информации.
§ 1.4, № 24–35
8
Дискретная форма представления информации.
§ 1.5, № 36–54
9
Единицы измерения информации.
§ 1.6, № 55–74
Обобщение и систематизация основных понятий темы
10
Глава 1, № 75
«Информация и информационные процессы».
Проверочная работа по теме «Информация и информационные
11
Глава 1
процессы».
Тема «Технологические основы информатики. Компьютер как универсальное устройство для работы
с информацией»
12
Основные компоненты компьютера и их функции.
§ 2.1, № 76–85
13
Персональный компьютер.
§ 2.2, № 86–102
Программное обеспечение компьютера. Системное
14
§ 2.3, № 103–109
программное обеспечение.
Системы программирования и прикладное программное
15
§ 2.3, № 103–109
обеспечение.
16
Файлы и файловые структуры.
§ 2.4, № 110–124
17
Пользовательский интерфейс.
§ 2.5, № 125–126
Обобщение и систематизация основных понятий темы
18
«Компьютер как универсальное устройство для работы с
Глава 2, № 127
информацией». Проверочная работа.
Тема «Использование программных систем и сервисов. Обработка графической информации».
19
Формирование изображения на экране компьютера.
§ 3.1, № 128–154
20
Компьютерная графика.
§ 3.2, № 155–163
21
Создание графических изображений.
§ 3.3, № 164–171, 173
Обобщение и систематизация основных понятий темы
22
Глава 3, № 172
«Обработка графической информации». Проверочная работа.
Тема «Использование программных систем и сервисов. обработка текстовой информации».
Текстовые документы и технологии их создания. Создание
23
§ 4.1, 4.2 № 174–191
текстовых документов на компьютере.
24
Прямое форматирование. Стилевое форматирование.
§ 4.3, № 192–200
25
Визуализация информации в текстовых документах.
§ 4.4, № 201–203
26
Распознавание текста и системы компьютерного перевода
§ 4.5, № 204–205
27
Оценка количественных параметров текстовых документов.
§ 4.6, № 206–239
28
Оформление реферата «История вычислительной техники».
Обобщение и систематизация основных понятий темы
29
Глава 4, № 240
«Обработка текстовой информации». Проверочная работа.
1

Тема «Использование программных систем и сервисов. Мультимедиа».
30
Технология мультимедиа.
31
Компьютерные презентации.
32
Создание мультимедийной презентации.
33
Защита мультимедийной презентации.
Итоговое повторение.
34
Основные понятия курса. Итоговое тестирование.

§ 5.1, № 241–254
§ 5.2, № 241–254
§ 5.2, № 241–254
§ 5.2, № 241–254
Глава 4, № 255

Планируемые результаты изучения информатики в 7 классе
Тема 1. Информация и информационные процессы
Обучающийся научится:
• декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
• оперировать единицами измерения количества информации;
• оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём
памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
• перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаковосимволической формы в другую, в том числе использовать графическое представление
(визуализацию) числовой информации;
• составлять запросы для поиска информации в Интернете;
Обучающийся получит возможность:
• углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как
одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в
современном мире;
• научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
• научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами
произвольного алфавита
• познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с
двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
• научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете,
полученных по тем или иным запросам.
• познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности
источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Обучающийся научится:
• называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
• описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
• подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
• оперировать объектами файловой системы;
Обучающийся получит возможность:
• научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы,
основных возможностях
графического интерфейса и правилах организации
индивидуального информационного пространства;
• научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения
компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с
применение средств информационных технологий;
• закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных
технологий;
Тема 3. Обработка графической информации
Обучающийся научится:
• применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых
рисунков.
Обучающийся получит возможность:
• видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического
редактора;
• научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или
преобразованными фрагментами.
Тема 4. Обработка текстовой информации
Обучающийся научится:
• применять основные правила создания текстовых документов;
• использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании
текстовых документов;

• применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших
текстов на русском и иностранном языках;
• выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися
фрагментами;
• использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом,
изменение величины шрифта) текстов;
• создавать и форматировать списки;
• создавать формулы;
• создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
Обучающийся получит возможность:
• создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы,
рисунки;
• осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств
текстового процессора;
• оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию,
размеру и цвету, к выравниванию текста.
Тема 5. Мультимедиа
Обучающийся научится:
• использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах презентаций;
• создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;
• создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками;
Обучающийся получит возможность:
• научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками,
слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
• демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного
процесса
Дидактическое и методическое обеспечение
• Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика: учебник для 7 класса (ФГОС). - М.: БИНОМ, 2020.
• Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса (ФГОС). – М.:
БИНОМ, 2020.
• Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы.
(ФГОС). – М.: БИНОМ, 2020.
• Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2020.
• Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»
• Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Информационно-коммуникационные средства
Презентации для уроков размещены на сайте Авторская мастерская Л.Л. Босовой по адресу
http://metodist.lbz.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».