рабочая программа КБЖ 7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования администрации Артинского городского округа
МБОУ "Малотавринская СОШ"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

Директор школы

________________________

Иванова Л.А.
Приказ № 116 - ед от «31»
августа 2023 г.

[укажите ФИО]
Протокол №1 от «31»
августа 2023 г.

________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2319347)
учебного предмета «Культура безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 7 классов

с. Малая Тавра 2023

.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (далее – ОБЖ) разработана на основе Концепции преподавания
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (утверждена Решением Коллегии Министерства просвещения Российской
Федерации, протокол от 24 декабря 2018 г. № ПК-1вн), требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) основного общего образования (утверждён
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287) с учётом распределённых по модулям проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету ОБЖ,
федеральной рабочей программы воспитания.
Настоящая Программа обеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и формирование у подрастающего поколения базового уровня
культуры безопасного поведения;
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих преемственность изучения основ комплексной
безопасности личности на следующем уровне образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков, необходимых для последующей жизни;
выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих потребностям современности;
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное взаимодополнение, способствующее формированию
практических умений и навыков.В Программе содержание Элективного курса«Культура безопасности жизнедеятельности» для 5-7 классов
структурно представлено десятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на
уровне основного общего образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:
модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
модуль № 2 «Безопасность в быту»;
модуль № 3 «Безопасность на транспорте»;
модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»;
модуль № 5 «Безопасность в природной среде»;
модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»;
модуль № 7 «Безопасность в социуме»;
модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
модуль №10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения».
В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного предмета ОБЖ на уровне основного общего образования Программа
предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме
безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность → по возможности её избегать → при необходимости действовать». Учебный

материал систематизирован по сферам возможных проявлений рисков и опасностей: помещения и бытовые условия; улица и общественные
места; природные условия; коммуникационные связи и каналы; объекты и учреждения культуры и пр.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Появлению учебного предмета ОБЖ способствовали колоссальные по масштабам и последствиям техногенные катастрофы,
произошедшие на территории нашей страны в 80-е годы XX столетия: катастрофа теплохода «Александр Суворов» в результате
столкновения с пролётом Ульяновского моста через Волгу (5 июня 1983 г.), взрыв четвёртого ядерного реактора на Чернобыльской АЭС (26
апреля 1986 г.), химическая авария с выбросом аммиака на производственном объединении «Азот» в г. Ионаве (20 марта 1989 г.), взрыв двух
пассажирских поездов под Уфой в результате протечки трубопровода и выброса сжиженной газово-бензиновой смеси (3 июня 1989 г.).
Государство столкнулось с серьёзными вызовами, в ответ на которые требовался быстрый и адекватный ответ. Пришло понимание
необходимости скорейшего внедрения в сознание граждан культуры безопасности жизнедеятельности, формирования у подрастающего
поколения модели индивидуального безопасного поведения, стремления осознанно соблюдать нормы и правила безопасности в
повседневной жизни. В связи с этим введение в нашей стране обучения основам безопасности жизнедеятельности явилось важным и
принципиальным достижением как для отечественного, так и для мирового образовательного сообщества.
В условиях современного исторического процесса с появлением новых глобальных и региональных природных, техногенных,
социальных вызовов и угроз безопасности России (критичные изменения климата, негативные медико-биологические, экологические,
информационные факторы и другие условия жизнедеятельности) возрастает приоритет вопросов безопасности, их значение не только для
самого человека, но также для общества и государства. При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся
сохранение жизни и здоровья каждого человека.
В данных обстоятельствах колоссальное значение приобретает качественное образование подрастающего поколения россиян,
направленное на формирование гражданской идентичности, воспитание личности безопасного типа, овладение знаниями, умениями,
навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной жизни. Актуальность совершенствования учебно-методического
обеспечения учебного процесса по предмету ОБЖ определяется системообразующими документами в области безопасности: Стратегия
национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), Доктрина
информационной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646), Национальные
цели развития Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474),
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642).
Современный учебный предмет ОБЖ является системообразующим, имеет свои дидактические компоненты во всех без исключения
предметных областях и реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков
и умений, формирование компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным изучением других учебных предметов.
Научной базой учебного предмета ОБЖ является общая теория безопасности, исходя из которой он должен обеспечивать формирование
целостного видения всего комплекса проблем безопасности, включая глобальные, что позволит обосновать оптимальную систему
обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также актуализировать для обучающихся построение адекватной модели

индивидуального безопасного поведения в повседневной жизни, сформировать у них базовый уровень культуры безопасности
жизнедеятельности.
В настоящее время с учётом новых вызовов и угроз подходы к изучению учебного предмета КБЖ несколько скорректированы. Он
входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», является обязательным для изучения на
уровне основного общего образования. Изучение КБЖ направлено на обеспечение формирования базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, что способствует выработке у обучающихся умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать
конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Такой подход
содействует закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья человека, формированию необходимых для этого
волевых и морально-нравственных качеств, предоставляет широкие возможности для эффективной социализации, необходимой для
успешной адаптации обучающихся к современной техно-социальной и информационной среде, способствует проведению мероприятий
профилактического характера в сфере безопасности.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне основного общего образования является формирование у обучающихся базового
уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что
предполагает:
 способность построения модели индивидуального безопасного поведения на основе понимания необходимости ведения здорового
образа жизни, причин, механизмов возникновения и возможных последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний
и умений применять необходимые средства и приемы рационального и безопасного поведения при их проявлении;
 сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного безопасного поведения в интересах
безопасности личности, общества и государства;
 знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение курса «Культура безопасности жизнедеятельности» для 7 классов предусматривается НА 34 ЧАСА, по 1 часу в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Настоящая программа чётко ориентирована на выполнение требований, устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной
образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные), которые должны демонстрировать обучающиеся по завершении
обучения в основной школе.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения.
Способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности и проявляются в
индивидуальных социально значимых качествах, которые выражаются прежде всего в готовности обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности, инициативе и личностному самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа жизни и
соблюдению правил экологического поведения; к целенаправленной социально значимой деятельности; принятию внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе.
1. Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям
своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга – защите
Отечества.
2. Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей; активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности,
общества и государства;

понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны,
осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному
распространению наркотических средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости,
уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с
другими людьми.
3. Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и
нанесение иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности других
людей.
4. Эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в повседневной жизни.
5.Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития чело­века,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых
видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное
движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные
факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей.
6.Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
понимание личностного смысла изучения учебного предмета ОБЖ, его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности
человека, общества и государства;
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий
и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание
важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы
рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях,
попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных
средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии
рисков культурной среды).
8. Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных,
техногенных и социальных рисков на территории проживания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных дисциплин в целостную научную картину мира) и универсальных
учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и
социальной практике. Выражаются в готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации

учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладению
навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе в цифровой среде.
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий
с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием
объекта (явления) повседневной жизни;
обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать
обоснованные выводы по результатам исследования;
проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного объекта (явления), устанавливать причинноследственные связи;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбина­циями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмоции в соответствии с форматом и целями
общения, определять предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и намерения других, уважительно, в корректной
форме формулировать свои взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство
позиций других участников диалога;
публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления
и готовить различные презентационные материалы.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной учебной задачи;
планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою роль, принимать правила учебного
взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о
результатах);
определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество
своего вклада в общий продукт по заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
Овладение системой универсальных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и
эмоционального интеллекта обучающихся.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях;
аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и
способ решения учебной задачи с учётом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при необходимости корректировать предложенный
алгоритм, брать ответственность за принятое решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;

оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и анализировать их причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою и чужую;
быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности
(внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированностью у обучающихся основ культуры безопасности жизнедеятельности и
проявляются в способности построения и следования модели индивидуального безопасного поведения и опыте её применения в
повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и усвоении обучающимися минимума основных
ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных
знаний основ комплексной безопасности личности, общества и государства, индивидуальной системы здорового образа жизни,
антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими
умениями безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должны
обеспечивать:
По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:
1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного
понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства;
2) сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление
наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности,
общества и государства;
4) понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, в
противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств;
5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга – защите
Отечества;

6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальной безопасности и защиты населения
от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера;
7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций,
которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум,
природа, коммуникационные связи и каналы);
8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного
поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания,
остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела,
ожогах, отморожениях, отравлениях;
10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной
(чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей;
11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учётом
природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания;
12) овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах
(бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы).
Достижение результатов освоения программы основного общего образования обеспечивается посредством включения в указанную
программу предметных результатов освоения модулей учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Распределение предметных результатов, формируемых в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, по учебным модулям:
5-7 класс:1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и
комплексного понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и
государства;
5-7 класс:2) сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление
наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
7 класс:3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности,
общества и государства;
5-7 класс:4) понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, в
противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств;
5-7 класс:5) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальной безопасности и защиты
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, и социального (в том числе террористического) характера;

5-7 класс:6) понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространенных видов опасных и чрезвычайных ситуаций,
которые могут произойти во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на
массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды);
5-7 класс:7) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания,
остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела,
ожогах, отморожениях, отравлениях;
5-7 класс:8) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной
(чрезвычайной) ситуации с учетом реальных условий и возможностей;
5-7 класс:9) освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учетом
природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания;
5-7 класс:10) овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных
средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии
рисков культурной среды).

Содержание учебного предмета
МОДУЛЬ№1«КУЛЬТУРАБЕЗОПАСНОСТИЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСОВРЕМЕННОМОБЩЕСТВЕ»
7 класс: Понятия«безопасность»,«безопасностьжизнедеятельности». Правила безопасности жизни. Система
государственнойзащитывобластибезопасности.
МОДУЛЬ№2«ЗДОРОВЬЕИКАКЕГОСОХРАНИТЬ»
7 класс: Электронные сигареты. Негативное отношение к приему наркотических итоксикоманических веществ. Игромания.
Компьютерная игроваязависимость.Профилактика вредныхпривычек.
Факторы,способствующиесбережениюздоровья (правильноепитание,закаливаниеорганизма).
Факторы, разрушающие здоровье (долгое сидение за компьютером,избыточныйвес).

МОДУЛЬ№3«БЕЗОПАСНОСТЬНАТРАНСПОРТЕ

7 класс:Правила безопасного поведения пассажира при передвижении на автомашине. Обязанности водителя, попавшего в
ДТП.Аварийныеситуациивгородскомобщественномтранспорте.
Безопасность на авиационном и водном транспорте. Правилаповедения при возникновении аварийной ситуации в
самолете.Безопасностьпассажировморскихиречныхсудов.
Зоны опасности на железной дороге. «Зацеперы». Аварийнаяситуациявпоездедальнегоследования.
Безопасностьвметрополитене.
МОДУЛЬ№4«БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»
7 класс:Правилаповеденияприпожаревквартире.Пожарнакухне,набалконе.Мерыпредосторожностиприработеспечью.
Основные причины пожара в общественных зданиях. Основныепоражающиефакторы пожара. Как вести себя при
пожаревобщественномместе.
Пожарнаяпрофилактика.Основныезадачипожарнойохраны.
МОДУЛЬ№5«БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»
7 класс:Признакиагрессивногоповеденияуподростков.Какпротивостоятьманипуляциям,втомчислевинформационнойсреде.Признаки
воздействиякриминальныхсообществнаучащихся.Снижениерискапопаданияподвлияниекриминальных структур.
МОДУЛЬ№6«ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»

7 класс:Признаки наличия взрывного устройства. Правила поведения в различных ситуациях, связанных с проявлением
террористическойдеятельности.
МОДУЛЬ№7«БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
7 класс:Информационнаябезопасностьдетей.Угрозаинформационной безопасности. Основные правила поведения в
социальныхсетях.
МОДУЛЬ№8«БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ
7 класс:Землетрясение.Наводнение.Ураган.Сель.Оползень.Правилаповедениявовремястихийныхбедствий.
7
класс:Руководительпоходаиегообязанности.Санитариегообязанности.Составаптечкипервойпомощи(походнойаптечки).Туристскоесн
аряжениевзависимостиотвидапохода.Видыкостров.Правиларазведениякостров.Особенностидобровольногоивынужденногосущество
ваниявприроде.Факторы, способствующие и препятствующие выживаниюприавтономномсуществовании.Сооружение
временного жилища при автономном
существовании.Способыдобываниеогня.Съедобныерастения,грибы,орехи.Очисткаиобеззараживаниеводы.Средствааварийнойси
гнализации.Правилаповеденияпривстречесдикими животными
(лосем,кабаном,волком,медведемидр.).Безопасностьпривстречесозмеей.Защитаоткомаров,мошки идругихнасекомых.Клещевой
вирусный энцефалит, его переносчики, места ивремя передачи, последствия заболевания. Способы удаленияклещей

МОДУЛЬ№10«ОСНОВЫМЕДИЦИНСКИХЗНАНИЙ»
7 класс:Различные пути попадания отравляющих веществ в человеческий организм. Правила безопасности для
предупрежденияслучаевотравления.Перваяпомощьприотравленииминеральнымивеществамиибытовойхимией.

Перваяпомощьпритравмеконечностей,приповрежденииглази носа.Иммобилизацияпритравмеконечностей.
Перваяпомощьприсолнечномитепловомударах.
Перваяпомощьприпереохлаждении,отморожениииожоге.Психологическаяподдержкапострадавшего.
Модуль 9.Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

7 класс:Химические производства и связанные с ними опасности.Ядерные объекты и их опасности.Гидродинамические сооружения и их
опасности.

МОДУЛЬ№13«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯБЕЗОПАСНОСТЬ»
7
класс:Загрязнениеатмосферы.Загрязнениепочв.Загрязнениевод.Типовыеприборыконтролякачестваокружающейсредыипродукто
впитания.

Календарно-тематическое планирование
7 класс
№

1
2
3*
4
5
6*
7

ТЕМА УРОКА

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Количество
часов

Введение. Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности
жизнедеятельности»
Ориентирование на местности. Что такое ориентир. Ориентирование по
компасу, солнцу и часам, полярной звезде и местным признакам.
Измерение расстояния на местности. « Мы против террора»
Чрезвычайные ситуации природного характера. Виды и характеристики
природных чрезвычайных ситуаций.

http://www.uchportal.ru/load/80
http://обж.рф
https://www.youtube.com/watch?v=f6hhpE5Byk8

1

https://www.youtube.com/watch?v=FeIDMutMzd8

1

https://www.youtube.com/watch?v=dSIWNzcv5yI

1

Правила безопасного поведения в таких ситуациях.

http://www.uchportal.ru/load/80
http://обж.рф
https://videouroki.net/video/20-obshchie-pravilapovedeniya-vo-vremya-ehkskursij-v-prirodu.html

1

http://www.uchportal.ru/load/80

1

Природа полна неожиданностей! Характеристика опасностей, которые могут
встретиться во время прогулок на природе. Общие правила поведения во время
экскурсий в природу.
Правила поведения в экстремальных ситуациях (при потере ориентиров на

1

1

незнакомой местности и др.). Опасные встречи (звери, насекомые, другие
дикие животные).
Первая помощь при укусе насекомых и змей.
День детского здоровья
Правила поведения на водоёмах. Выбор и оценка места для купания. Первая
помощь при судороге, солнечном ударе, утоплении.
Правила проведения сердечно-лёгочной реанимации.

http://обж.рф

Оценка состояния льда в холодное время года. Правила безопасного поведения
на льду. Переправа через водные преграды.
Перед походом… Значение туризма в жизни человека. Туризм — способ
укрепления здоровья и эмоционального благополучия человека. История
туризма в мире и в нашей стране.

http://www.uchportal.ru/load/80
http://обж.рф

1

http://www.uchportal.ru/load/80
http://обж.рф

1

13

Тематика и цели туризма. Общие правила организации туристского похода.

1

14

Подготовка к походу: требования к снаряжению. Одежда и обувь для
турпохода. Личные вещи в походе.

15

Особенности продуктов питания, которые берутся в поход.

16

Виды рюкзаков. Правила укладки рюкзака. Спальный мешок.

17

Первая помощь при потёртости, мозоли. Походная аптечка.

18

В походе… Режим дня в однодневном и многодневном турпоходе. Сочетание
передвижения и отдыха. Правила организации ночлега, отдыха, передвижения.

19

Режим питания в турпоходе.

http://www.uchportal.ru/load/80
http://обж.рф
http://www.uchportal.ru/load/80
http://обж.рф
http://www.uchportal.ru/load/80
http://обж.рф
http://www.uchportal.ru/load/80
http://обж.рф
http://www.uchportal.ru/load/80
http://обж.рф
http://www.uchportal.ru/load/80
http://обж.рф
http://www.uchportal.ru/load/80
http://обж.рф
http://www.uchportal.ru/load/80
http://обж.рф
https://www.youtube.com/watch?v=qQm6y2lwtzE
http://www.uchportal.ru/load/80
http://обж.рф
http://www.uchportal.ru/load/80
http://обж.рф
http://www.uchportal.ru/load/80
http://обж.рф
http://www.uchportal.ru/load/80
http://обж.рф

1

8*
9
10
11
12

21*

Характеристика чрезвычайных и неожиданных ситуаций, их предвидение и
ликвидация возможных причин.
Первая помощь при болезнях, травмах. « Спид – чума человечества»

22

Полезные для туриста лекарственные растения.

23

Предупреждение возможных случаев отравления грибами и ягодами.

20

24*
25*

Меры безопасности при пользовании водой из природных водоёмов. « Земля
наш общий дом»
Первая помощь при отравлении грибами и получении ожогов.
День спасателя Российской Федерации

http://www.uchportal.ru/load/80
http://обж.рф
https://www.youtube.com/watch?v=wUQfvEiIM_w

1

https://www.youtube.com/watch?v=1wrdcnuBTBw

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

26

27

Алкоголь наносит удары по организму. Причины возникновения вредных
привычек. При каких обстоятельствах человек. Вред алкоголя сам себе враг для
организма подростка, его здоровья и самочувствия. Отрицательное влияние
алкоголя на умственное развитие и успешность обучения школьника.
Истоки традиционного отношения русского народа к злоупотреблению
алкоголем.

28

Курение убивает. «Мода» на курение среди молодёжи.

29

Медицинские исследования о вреде табакокурения для растущего организма.

30

Самовоспитание: противодействие желанию, закурить.

31

Тестовая работа

32*

Практическое занятие.« Герои среди нас»

33
34

Практическое занятие
Практическое занятие

http://www.uchportal.ru/load/80
http://обж.рф
http://www.uchportal.ru/load/80
http://обж.рф
http://www.uchportal.ru/load/80
http://обж.рф
http://www.uchportal.ru/load/80
http://обж.рф
http://www.uchportal.ru/load/80
http://обж.рф

1

1
1
1
1
1

http://www.uchportal.ru/load/80
http://обж.рф

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».