Рабочая программа по учебному предмету - Индивидувльный проект для обучающихся 10 класса 2023-2024 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образованием Администрации Артинского городского округа
МБОУ "Малотавринская СОШ"
РАССМОТРЕНО
на педагогическом
совете
протокол №1 от «31»
августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
школы №116-од от
«31» августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 класса
Срок освоения программы: 1 год

с. Малая Тавра 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Индивидуальному проекту в 10 классе
составлена в соответствии с Основной образовательной программой
среднего общего образования МБОУ «Малотавринская СОШ».
Цели изучения предмета и планируемые результаты освоения Учебного
предмета
Индивидуальный проект представляет собой особую
форму
организации деятельности обучающихся (учебное исследование
или
учебный проект).
Актуальность
данного
курса
обусловлена
потребностью
государства в активном, самостоятельном, мобильном, информационно
грамотном, компетентном гражданине общества, а также необходимостью
формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. Так как
она занимает особое место в совокупности компетентностей личности,
обеспечивает присвоение человеком всего целостного и разнообразного
мира культуры. Более того, познавательная составляющая имманентно
присутствует в остальных видах ключевых компетентностей. В тоже время
результаты многочисленных исследований учёных, методистов, педагоговпрактиков свидетельствуют о недостаточном уровне владения учащимися
ключевыми образовательными компетентностями и в том числе важнейшей
из них – учебно-познавательной.
Отличительная особенность курса состоит в том, что предмет
«Индивидуальный проект» представляет собой учебный проект или учебное
исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких
учебных предметов, что обеспечивает приобретение навыков в
самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей
знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении
приобретенных знаний и способов действий при решении практических
задач, а также развитие способности проектирования и осуществления

целесообразной и результативной деятельности (познавательной,
конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной).
Индивидуальный проект является логическим завершением
школьной проектной системы и, одновременно, переходным элементом,
мостом к взрослой, самостоятельной жизни человека. Индивидуальный
проект выполняется учащимися в течение одного года в рамках учебного
времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть
представлен в виде завершённого учебного исследования или
разработанного проекта.
Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и
общественной презентации обучающимися результатов исследования
индивидуального проекта, направленного на решение научной,
личностно и (или) социально значимой проблемы.
Задачи курса:
—
реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным
результатам освоения основной образовательной программы;
—
формирование у обучающихся системных представлений и опыта
применения методов, технологий и форм организации проектной и учебноисследовательской
деятельности
для
достижения
практикоориентированных результатов образования;
—
повышение эффективности освоения обучающимися основной
образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных
действий.
Общая характеристика курса.
Содержание программы в основном сфокусировано на процессах
исследования и проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем
содержит необходимые отсылки к другим типам деятельности. При этом
программа предполагает практические задания
на
освоение

инструментария исследования и проектирования в их нормативном виде
и в их возможной взаимосвязи.
Тематически программа построена таким образом, чтобы дать
представление о самых необходимых аспектах, связанных с процессами
исследования и проектирования, в соответствии с существующими
культурными нормами. С помощью данного курса предполагается
адаптирование этих норм для понимания и активного использования
школьниками в своих проектах и исследованиях.
Предлагаемый курс рассчитан на 34 ч освоения. Он состоит из
нескольких модулей, каждый из которых является необходимым элементом
в общей структуре курса. Логика чередования модулей выстроена таким
образом, чтобы у обучающегося была возможность изучить часть
теоретического материала самостоятельно или под руководством взрослого.
Другая часть модулей специально предназначена для совместной работы
в общем коммуникативном пространстве и предполагает обсуждение
собственных замыслов, идей, ходов. И наконец, третий тип модулей
нацелен на собственную поисковую, проектную, конструкторскую или
иную по типу деятельность в относительно свободном режиме. Проходя
один модуль за другим, обучающийся получает возможность сначала
выдвинуть свою идею, затем проработать её, предъявить одноклассникам и
другим заинтересованным лицам, получив конструктивные критические
замечания, и успешно защитить свою работу.
Модульная структура даёт
возможность
её
вариативного
использования при прохождении курса: в зависимости от предыдущего
опыта в подобных работах могут предлагаться индивидуальные «дорожные
карты» старшеклассника или рабочих команд.
Для самостоятельной работы важны умения, полученные в том числе
на предыдущих этапах обучения, а именно умения искать, анализировать и
оценивать необходимую для работы информацию. Помимо Интернета,
следует не только рекомендовать, но и требовать пользоваться научными и
научно-популярными изданиями в библиотечных фондах.

Коммуникативные события, которые
включены
в
процесс
тренировки и выполнения проекта или исследования, следует специально
подготавливать и сценировать. Для этого необходимо заранее продумывать,
как будет происходить процесс коммуникации, а именно:
—
что
события;

будет

предметом

доклада

или

сообщения

участников

—
каковы функции в обсуждении каждого его участника: задаёт
вопросы на понимание, высказывает сомнения, предлагает встречные
варианты и т. д.;
—
какой рабочий формат будет выбран: фронтальная работа с общей
дискуссией, первоначальное обсуждение в группах или парах,
распределение ролей и подготовка шаблонов обсуждения или спонтанные
оценки сообщений;
—
кто является регулятором дискуссии — педагог, ведущий
(регулирующий) этот курс, или привлечённый специалист, владеющий
способностью выстраивать содержательное обсуждение, процессом
проблематизации и способами выхода в позитивное продолжение работы.
Большое значение для реализации программы имеют лица в статусе
эксперта.
Для
старшеклассников,
занимающихся
проектами
и
исследованиями, чрезвычайно важна интеллектуально насыщенная среда, в
которой их работа могла бы быть проанализирована с разных точек зрения.
Регулярное сопровождение процесса работы над проектом или
исследованием ведёт ответственный за это педагог. В дополнение
обязательно нужны публичные слушания, во время которых проявляются и
проверяются многие метапредметные и личностные результаты обучения в
школе, достигнутые к моменту её окончания.
В качестве экспертов могут выступать учителя школы, выпускники
школы — студенты вузов, представители власти, бизнеса, государственных
структур, так или иначе связанных с тематикой и проблематикой работ
старшеклассников. При этом важно понимать, что необходимо

предварительное согласование с экспертами их позиции и функций. С одной
стороны, эксперт должен честно указывать на слабые или ошибочные
подходы в рассуждениях ученика, а с другой — непременно обозначать
пути возможных решений, рекомендовать источники необходимой
информации, дополнительные методики, с тем чтобы у автора идеи не
опустились руки и не пропало желание продолжить работу.
Программа, по сути,
является
метапредметной,
поскольку
предполагает освоение ряда
понятий,
способов
действия
и
организаторских навыков, стоящих «над» предметными способами работы
ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод проблем в задачи,
схематизация и использование знаков и символов, организация рефлексии,
сценирование события. Несмотря на то что программа называется
«Индивидуальный учебный проект», значительная
часть
занятий
предусматривает групповую и коллективную работу. Основные идеи
курса:
—

единство материального мира;

—

внутри- и межпредметная интеграция;

—

взаимосвязь науки и практики;

—

взаимосвязь человека и окружающей среды.

Формами контроля над усвоением материала могут служить
отчёты по работам, самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые
учебно- исследовательские проекты. Итоговое занятие проходит в виде
научно-практической конференции или круглого стола, где заслушиваются
доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть
представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие с:
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и
воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере
приёма «описание»);

- информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов);
- с другими предметными областями по теме индивидуального проекта
Индивидуальный проект представляет собой особую форму
организации деятельности учащихся (учебное исследование или учебный
проект), направленную на формирование личностных, предметных и
метапредметных результатов обучения.
Личностные результаты освоения программы учебного предмета
отражают:
- уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, уважение
государственных символов;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных
проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально- экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Метапредметные
предмета отражают:

результаты

освоения

программы

учебного

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации,
- критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
Предметные результаты освоения программы учебного предмета
«Индивидуальный проект» отражают:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
способность
к
инновационной,
интеллектуальной деятельности;

аналитической,

творческой,

- сформированность навыков проектной деятельности, а также
самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий
при
решении
различных
задач,
используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных
областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе
собранных данных, презентации результатов;
- сформированность понятий проект, проектирование
- владение знанием этапов проектной деятельности;

- владение методами поиска и анализа научной информации.
В результате освоения программы учебного предмета
«Индивидуальный проект»
Обучающиеся научатся:
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с
представлениями об общем благе;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем
культурном пространстве;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время),
необходимые для достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации
проектов в различных областях деятельности человека.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития
различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при
постановке собственных целей;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов,
точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты
исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного
сотрудничества;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения
исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков.

Место учебного предмета в учебном плане
«Индивидуальный проект» является обязательной частью учебного
плана на ступени среднего общего образования. Согласно годовому
календарному графику школы образовательный процесс в 10 классе
осуществляется в режиме 34 учебных недель. Общее количество часов по
учебному предмету за один год обучения - 34, количество часов в неделю 1.
Формы и методы, периодичность и порядок текущей и промежуточной
диагностики планируемых результатов обучающихся
Возможные формы организации деятельности: лекция, беседа,
дискуссия, практическая работа, работа с источниками, в частности с
документами. Наибольшее внимание будет уделено практическим заданиям
по выработке запланированных навыков и умений – выполнению
творческих заданий, итогом которых будет являться защита
индивидуальных проектов. Во время учебных занятий могут использоваться
различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности:
- словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное
выступление учащегося с докладом);
- наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы
решения задач, правила пользования приборами, демонстрация опытов,
презентации);
- практические методы (самостоятельное выполнение творческих
упражнений прикладной направленности, проведение учащимися опытов,
исследовательской деятельности);
- логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение);

- проблемно-поисковые методы (проблемное
эвристический метод, исследовательский метод);

изложение

знаний,

- методы самостоятельной работы (методы управления собственными
учебными действиями: учащиеся приобретают навыки работы с
дополнительной литературой, с учебником, с Интернет ресурсами, навыки
решения учебной проблемы: проверка гипотезы, проведение эксперимента,
выполнение исследовательской деятельности, составление презентации и её
защита).
Формами промежуточной аттестации учащихся
являются
участие в дискуссиях, круглых столах, тестирование, подготовка
мультимедийной презентации
по отдельным проблемам.
Итоговая аттестация проводится в виде конференции.

Содержание курса
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (5 ч)
Знакомство с современными научными представлениями о нормах
проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже
реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в
области проектирования: проект; технологические, социальные,
экономические,
волонтёрские,
организационные,
смешанные
проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа
обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного
материала из открытых источников и содержания школьных
предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики, химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его
отличие от других профессиональных занятий.
Раздел 1.4*. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А.
Столыпина. Рассмотрение примера
масштабного
проекта
от
первоначальной идеи с системой аргументации до полной его
реализации.
Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование.
Разбор
понятий:
проектно-конструкторская
деятельность,
конструирование, техническое проектирование.
Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить
социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в
сознании учащихся.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды
волонтёрских
проектов:
социокультурные,
информационноконсультативные, экологические.

Раздел 1.8*. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение
социального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и
реализованного старшеклассником.
Раздел 1.9*. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей
IT-технологий для решения практических задач в разных сферах
деятельности человека.
Раздел 1.10*. Исследование как элемент проекта и как тип
деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в
исследовательской деятельности: исследование, цель, задача,
объект, предмет, метод и субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение (4 ч)
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами
проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим
изменить своим проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел
2.5.
Первичное
самоопределение.
актуальности темы для проекта/исследования.

Обоснование

Модуль 3. Замысел проекта (4 ч)
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над
проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование
результатов проекта.

Раздел 3.4*. Роль акции в реализации проектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и
анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта (3ч)
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с
понятиями разных предметных дисциплин.
Раздел
4.1.
Планирование
действий.
Освоение
планирование,
прогнозирование,
спонсор,
благотворитель.

понятий:
инвестор,

Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий:
кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнесангелы, долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый
рынок, краудфандинг.
Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность
использования вклада каждого участника. Особенности работы
команды над проектом, проектная команда, роли и функции в
проекте.
Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта (4 ч)
Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение
понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта
(изделия), эксплуатация, утилизация.
Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и
преодоления.
Раздел 5.3*.
замысла

Практическое

занятие

по

анализу

проектного

«Завод по переработке пластика».
Раздел 5.4*.
замысла

Практическое

занятие

по

анализу

проектного

«Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
Раздел 5.5*. Практическое занятие по анализу региональных
проектов школьников по туризму и краеведению.
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка
проектных и исследовательских работ (5 ч)
Раздел 6.1. Позиция эксперта.
Раздел 6.2. Предварительная защита проектов и исследовательских
работ, подготовка к взаимодействию с экспертами.
Раздел 6.3*. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка
порта- тивного металлоискателя». Проектно-конструкторское
решение в рамках проекта и его экспертная оценка.
Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная
оценка.
Модуль
7.
проекта (5ч)

Дополнительные

возможности

улучшения

Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение
понятий: изобретение, технология, технологическая долина,
агротехнологии.
Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру.
Раздел 7.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования.
Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос,
генеральная совокупность, выборка респондентов.

Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы
проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по
бартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях.
Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для
продвижения проекта.
Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной и
исследовательской деятельности.
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (3
ч)
Итоговая презентация, публичная защита
проектов/ исследований старшеклассников

индивидуальных

Календарно-тематическое планирование

№
Тема

Основное содержание

Кол- Виды
Формы
во
деятельности контроля
часов

Модуль 1. Культура исследования и проектирования
1.

Что такое проект и
Понятие
проекта. 1
почему реализация
Происхождение понятия.
проекта — это сложно, но Цели проектов. Проекты,
интересно
оказавшие
влияние
на
жизнь
большей
части
человечества.
Отечественные
и
зарубежные масштабные
проекты.
Непредсказуемые
последствия проектов

10
Лекция,
дискуссия

Входящий
контроль

Выдвижение проектной
идеи как формирование
образа будущего

Конечный
результат 1
проекта. Логика работы
проектировщика. Отличие
проектирования
от
занятий
искусством,
математикой и
других
профессиональных
занятий.
Реальное
и
воображаемое
в
проектировании

Лекция,
дискуссия

3.

Техническое
проектирование и
конструирование как
типы деятельности

Понятие
«техносфера». 1
Искусственная
среда.
Конструирование
и
конструкции. Анализ и
синтез
вариантов
конструкции.
Функция
конструкции.
Личное
действие
в
проекте.
Отчуждаемый продукт

Лекция,
дискуссия

4.

Социальное
проектирование: как
сделать лучше общество,
в котором мы живём

Отличие проекта от дела. 1
Социальное
проектирование.
Старт
социального
проекта.

Лекция,
дискуссия

2.

Чек-лист
№1
Текущий
контроль

Отношения, ценности и
нормы
в
социальном
проекте. Проек тирование
ценности. Проектирование
способов
деятельности.
Мероприятия проекта
5.

Анализируем проекты
сверстников.

Социальный проект

1

Лекция,
дискуссия

Цель
и
результат 1
исследования.
Исследования
фундаментальные
и
прикладные.
Монодисциплинарные
и
междисциплинарные
исследования. Гипотеза и
метод
исследования.
Способ
и
методика

Лекция,
дискуссия

«Дети одного Солнца»
Проблема. Цель проекта.
Задачи
проекта.
План
реализации
проекта.
Результаты проекта

6.

Исследование как
элемент проекта и как
тип деятельности

исследования
7.

Проекты и технологии:
выбираем сферы
деятельности

Приоритетные
1
направления
развития:
транспорт, связь, новые
материалы,
здоровое
питание,
агробиотехнологии,
«умные дома»
города»

и

Лекция,
дискуссия

«умные

8.

Создаём элементы образа
будущего: что мы хотим
изменить своим
проектом

Позитивный
образ 1
будущего для себя и для
других. Понятие качества
жизни

Лекция,
дискуссия

9.

Формируем отношение к
проблемам: препятствие
или побуждение к
действию?

Проблемы практические, 1
научные,
мировоззренческие.
Проблемы
глобальные,
национальные,
региональные, локальные.
Комплексные проблемы

Лекция,
дискуссия

10.

Первичное
самоопределение.
Обоснование
актуальности темы для
проекта
или исследования

Варианты
1
самоопределения
при
выборе
темы:
актуальность,
желание
осуществить
изменения,
стремление
обеспечить
развитие, получение новых
знаний и др.

Модуль 3. Замысел проекта

Лекция,
дискуссия

4

11.

Понятия «проблема» и
«позиция» при
осуществлении
проектирования

Проблемная
ситуация. 1
Позиции
конструктора,
учёного,
управленца,
финансиста

Лекция,
дискуссия

12.

Формулирование цели
проекта

Цели и ценности проекта. 1
Личное
отношение
к
ситуации.
Соотнесение
прогноза
и
идеала.
Постановка
цели
и
принятие цели. Заказчик
проекта

Лекция,
дискуссия

Чек-лист
№2
Текущий
контроль

13.

Целеполагание и
постановка задач.
Прогнозирование
результатов проекта

Перевод проблемы и цели 2
в задачи. Соотношение
имеющихся
и
отсутствующих знаний и
ресурсов

Лекция,
дискуссия

14.

Поиск недостающей
информации, её
обработка и анализ

Информационный ресурс. 1
Объективность
информации. Экспертное
знание. Совпадающие и
различающиеся позиции.
Выявление
оснований
расхождения мнений

Лекция,
дискуссия

Модуль 4. Условия реализации проекта

3

15.

Планирование действий
— шаг за шагом по пути
к реализации проекта

Понятие
планирования. 1
Основная
функция
планирования.
Инструменты
планирования.
Контрольные
точки
планируемых работ

Лекция,
дискуссия

16.

Источники
финансирования

Понятие
проекта.

Лекция,

бюджета 1
Собственные

Текущий

проекта

средства. Привлечённые
средства.
Источники
финансирования.
Венчурные
Кредитование

17.

Модели управления
проектами

дискуссия

контроль

Лекция,
дискуссия

Текущий
контроль

фонды.

Контрольная
точка. 1
Ленточная диаграмма (карта
Ганта). Дорожная карта

Модуль 5. Трудности реализации проекта

4

18.

Переход от замысла к
реализации проекта

Жизненный цикл проекта. 1
Жизненный цикл продукта.
Переосмысление
замысла.
Несовпадение замысла и его
реализации

Лекция,
дискуссия

19.

Риски проекта

Возможные риски проекта. 1
Способы
предупреждения
рисков

Лекция,
дискуссия

20.

Практическое занятие.
Анализ проектного замысла
«Завод по переработке
пластика»

Проблема. Цель проекта. 1
Задачи
проекта.
План
реализации
проекта.
Результаты проекта. Средства
реализации
проекта.
Вариативность
средств.
Прорывные технологии и
фундаментальные знания

Лекция,
дискуссия

21.

Практическое занятие.
Анализ ситуации. Критерии 1
Анализ проектного замысла сравнения
проектных
«Превратим мусор в
замыслов
ресурс». Сравнение
проектных замыслов

Лекция,
дискуссия

Модуль
6.
Предварительная
защита
экспертная
оценка
проектных
исследовательских работ
22.

Позиция эксперта

и
и

Экспертная
позиция. 1
Экспертное
мнение
и
суждение. Разные подходы к
проблематике
проектов.
Запрос на ноу-хау и иные
вопросы эксперту

3

Лекция,
дискуссия

Текущий
контроль

23.

Оцениваем проекты
сверстников

Проект
«Разработка 1
портативного
металлоискателя»

Лекция,
дискуссия

Описание ситуации для
постановки проблемы и
задач
на
примере
проектноконструкторской работы.
Преимущество
проектируемого
инструмента.
Анализ
ограничений
существующих аналогов.
Цель проекта.
Дорожная карта проекта
24.

Оценка начального этапа
исследования

Актуальность
темы 1
исследования.
Масштаб
постановки цели. Методики
исследования.
Ход
проведения
исследования.
Обзор научной литературы.
Достоверность выводов

Лекция,
дискуссия

Модуль
7.
Дополнительные
улучшения проекта

возможности

7

25.

Технология как мост от
идеи к продукту

Изобретения.
Технологии. 1
Технологические
долины.
Наукограды. Использование
технологий для решения
проблем

Лекция,
дискуссия

26.

Видим за проектом
инфраструктуру

Инфраструктура.
Базовый 1
производственный процесс.
Вспомогательные процессы и
структуры.
Свойства
инфраструктуры

Лекция,
дискуссия

27.

Опросы как эффективный
Социологический опрос как 1
инструмент проектирования метод
исследования.
Использование опроса при
проектировании и реализации
проекта.
Интернет-опросы.
Понятие
генеральной
совокупности

Лекция,
дискуссия

28.

Возможности социальных
сетей. Сетевые формы
проектов

Возможности
сетей
для 1
поиска единомышленников и
продвижения проектов

Лекция,
дискуссия

29.

Использование видеоролика в продвижении
проекта

Создание видеоролика как 1
средство
продвижения
проекта. Создание «эффекта
присутствия».
Сценарий.
Съёмка. Монтаж

Лекция,
дискуссия

30.

Оформление и
предъявление результатов
проектной и
исследовательской
деятельности

Выстраивание
структуры 1
текста для защиты. Основные
пункты
и
тезисы
выступления. Наглядность,
ёмкость,
информативность
выступления

Лекция,
дискуссия

Оформление и
предъявление результатов
проектной и
исследовательской
деятельности

Выстраивание
структуры 1
текста для защиты. Основные
пункты
и
тезисы
выступления. Наглядность,
ёмкость,
информативность
выступления

Лекция,
дискуссия

31.

Чек-лист
№3
Текущий
контроль

Модуль
8.
Презентация
индивидуального проекта

и

защита

3

32.

Презентация и защита
индивидуального
проекта

1

конференция Итоговый
контроль

33.

Презентация и защита
индивидуального проекта

1

конференция Итоговый
контроль

34.

Итоги проекта

1

Лекция,
дискуссия

Всего

34

Список

литературы

1. Алексеев Н. Г. Проектирование
и
рефлексивное мышление
Н. Г. Алексеев // Развитие личности. — 2002. — № 2. — С. 92—115.
2. Боголюбов Л. Н. Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы/
Л. Н.
Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. Ю. Басик и
др.;
под
ред.Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2017.
3. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития
образования / Ю. В. Громыко. — М.: Московская академия развития образования, 1996.
Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный
процесс.
Начальная
школа /
авт.-сост.
Л.
В.Годовникова, И. В. Возняк. — Волгоград: Учитель, 2011.
4. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе / В. С. Лазарев. —
Сургут: РИО СурГПУ, 2014.
5. Леонтович А. В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5—
11 классы / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев; под ред. А. В. Леонтовича.
— М.: ВАКО, 2014.
6. Перельман Я. И. Весёлые задачи. Две сотни головоломок / Я. И. Перельман. — М.: Аванта+, 2013.
7. Староверова М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга
педагога, работающего с детьми с ОВЗ / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова и др.; под ред. М. С. Староверовой. — М.: Вла-дос,
2014.
8. Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия… Полное собрание речей в
Государственной думе и Государственном совете. 1906—1911 / П. А.
Столыпин. — М.: Молодая гвардия, 1991.
9. Устиловская А. А. Метапредмет «Задача» / А. А. Устиловская. — М.:
НИИ Инновационных стратегий развития общего образования: Пушкинский институт, 2011.
10. Яковлева Н.Ф. «Проектная деятельность в образовательном
учреждении», учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014.
11. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 класс. Учебное
пособие/ Л.Е. Спиридонова, Б.А. Комаров, О.В. Маркова, В.М.
Стацунова. – Спб.: КАРО, 2019. – 104с

Интернет-ресурсы
Официальный информационный сайт строительства Крымского моста
(http://www.most.life/).
Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/).
Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy).
Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/).
Сайт организации «Добровольцы России» (https://добровольцырос-сии.рф/
organizations/55619/info).
Волонтёрский педагогический отряд (http://www.ruy.ru/organization/
activities/).
Проект Smart-теплицы (http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370).
IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758).
Объект и предмет исследования — в чём разница? (https://
nauchniestati.ru/blog/ obekt-i-predmet-issledovaniya/).
Всероссийский конкурс научно-технологических проектов (https://
konkurs.sochisirius.ru/custom/about).
Школьный кубок Преактум (http://preactum.ru/).
Большой энциклопедический словарь (http://slovari.299.ru).
Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217).
Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в Интернете (https://
startupnetwork.ru/startups/).
Переработка пластиковых бутылок (http://promtu.ru/mini-zavodyi/ minipererabotka-plastika).
Робот, который ищет мусор (https://deti.mail.ru/news/12letnyaya-devoch-kapostroila-robota-kotoryy/).

Кто такой эксперт и каким он должен быть (http://www.liveexpert.
ru/forum/view/1257990).
Как спорить с помощью метода Сократа (https://mensby.com/career/
psychology/9209-how-to-argue-with-socrates-method).
Проведение опросов (http://anketolog.ru).
Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/).
Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru).
Программы для монтажа (https://lifehacker.ru/programmy-dlya-mon-tazhavideo).
Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.05.2018) «О
благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)»
(http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/).

Приложение 1
Чек-лист №1

«Что такое проект? Какие бывают проекты? »
Задание 1. Интернет-серфинг:
Погугли примеры проектов, которые делали твои сверстники.
Посмотри, какие проекты тебе симпатичнее всего и что именно тебе в них
понравилось.
Подсказка-1. РДШ как источник идей:
Узнай, что делали уже твои коллеги из РДШ в прошлые годы. Ты можешь
узнать об этом у куратора, задать вопрос старшим товарищам,
участвовавших до тебя в проектах РДШ, например, в «Территории
самоуправления». А может быть, всероссийские проекты РДШ наведут тебя
на интересные идеи?
Подсказка-2. Поиск в интернете:
Возможные запросы в гуглояндексе: «молодежные проекты», «молодежные
инициативы», «подростки сделали проект».
Задание 2. Опрос знакомых:
Поспрашивай своих знакомых (друзей, одноклассников, родителей,
учителей), какие темы для них актуальнее всего, какие вопросы их волнуют.

Подсказка-1. С чего начать разговор:
Подготовь «почву» для опроса. Используй триаду контакта: «приветствиеулыбка-контакт глаз». Спроси, есть ли у твоего собеседника время, удобно
ли будет ему пообщаться. Обозначь цель твоего интереса: ты собираешь
материал, чтобы выбрать тему для проекта.
Пример вступления:

«Привет, Вася! Слушай, вопрос есть один. Есть у тебя минутка? Я сейчас
собираю информацию о том, что может быть интересно и актуально для
молодежи, какие проблемы в обществе больше всего волнуют. Сможешь
мне помочь?»

Подсказка-2. Какие вопросы задать:
Существуют открытые и закрытые вопросы. Закрытые вопросы – это те, на
которые можно ответить однозначно, «да» или «нет». Открытые вопросы
требуют развернутого ответа. Примеры открытых вопросов, которые ты
можешь задать:



Как думаешь, какие самые острые проблемы ты видишь в обществе?
Если бы у тебя была возможность что-то изменить в обществе, что
бы ты изменил?

Подсказка-3. Используй функцию «опрос» в социальных сетях

На следующей страничке ты найдешь удобные бланки – фиксируй ответы
на задания там.

1. Результаты сбора информации.
Самые интересные молодежные проекты:
№

Название проекта

Итоговый продукт

1
2
3

2. Топовые темы по результатам опроса знакомых:

1)
2)
3)
4)
5)

Что
в
проекте
считаю крутым

Приложение 2
Форма проверки Чек-листа №1
Критерий

Баллы
3

2

1

0

Дополнительные
баллы

Задание 1
Задание выполнено полностью

+1 балл за
креативность

+

Задание выполнено частично,
но более 50%

+

Задание выполнено частично,
менее 50%

+

Задание не выполнено

+
Задание 2

Задание выполнено полностью
Задание выполнено частично,
но более 50%
Задание выполнено частично,
менее 50%
Задание не выполнено

+1 балл за
креативность

+
+

+
+

Задание считается успешно выполненным, если обучающийся набрал
минимум 4 балла в сумме 2х заданий, с учетом дополнительных баллов

Приложение 3
Чек-лист №2
Критерий

S - Specific –
Конкретная

M - Measurable
– Измеримая

A - Achievable/
Ambitious/
Attractive –
Достижимая/
Амбициозная/
Привлекательная

На какие вопросы
отвечаю
Что именно я хочу
сделать улучшить,
изменить,
достичь,
получить?
В какой конкретно
области или
направлении?
Для кого я буду
это делать?
Сколько и чего я
хочу приобрести?
Какие факты
подтвердят, что
цель достигнута?
Как я узнаю, что
результат
достигнут?
Хочу ли я этого?
Будет ли это
интересно?
Смогу ли я
достичь эту цель?
Реалистично?
Не слишком ли

Мои варианты
формулировок

Итоговая
формулировка

она сложная или
лёгкая?

R- Relevant/
Resources –
Согласованная
/ Ресурсы

Зачем мне нужен
этот результат?
Зачем он нужен
другим людям?
Как сочетается
эта цель с другим
моими задачам?
Не мешает ли им?
Хватает ли мне
ресурсов для ее
реализации? Что
именно мне
нужно
подготовить или
сделать заранее?
Что может
помешать? Что помочь?

T – Time-bound
– Определенная
во времени

Сколько времени
мне потребуется
всего? Сколько
времени
потребуется в
день/в неделю?
Когда должен
быть получен
запланированный
результат?
Что уже должно

быть готово через
неделю? Месяц?
А теперь соедини все воедино, и получишь четкую цель своего проекта!
П.С. Ее не надо озвучивать каждому, это твоя рабочая лошадка, на которой
ты поедешь прямо к результату!

Подсказочка: А для красоты и простоты формулировки оставь только
первую часть (где ты конкретизировал образ результата). Ее и озвучивай
смело всем окружающим и интересующимся 



«зачет» за данную работу ставится при грамотной формулировки
цели с использованием технологии SMART

Приложение 4
Чек-лист №3

Перед тобой технические требования по оформлению проекта. Прочитай их
внимательно и отформатируй текст, приведенный на следующем листе.
Размести рисунок в тексте там, где он должен быть по смыслу, подпиши
правильно. Поставь нумерацию страниц.

Технические требования:

 Текст: выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, 14 пт,
интервал одинарный, отступ первой строки 1,25;
 Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см.;
 Нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе не
ставится;
 Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New
Roman, 12 пт. Должны иметь сплошную нумерацию и названия (под
рисунком по центру). На все рисунки должны быть указания в тексте;

История открытия «животного электричества»
«Рис.1»
Пионером исследования роли электрического поля в живом организме явился профессор
анатомии из Болонского университета Луиджи Гальвани. Начиная с 1775 г. Он стал
интересоваться взаимосвязью между «электричеством и жизнью». В 1786 г. Один из

помощников профессора, выделяя скальпелем мышцу из лапки
лягушки, случайно дотронулся им до нерва, идущего к этой мышце. В это же время
на том же столе в лаборатории работала электростатическая машина – генератор
статического электричества, и
каждый раз, когда машина давала
разряд, мышца лягушки сокращалась. Гальвани

заключил, что каким-то образом электричество «входит» в нерв
и это приводит к сокращению мышцы. Последующие пять лет он посвятил изучению
роли различных металлов в их способности вызывать мышечные сокращения.
Гальвани пришел к выводу, что если нерв и мышца лежат на
одинаковых металлических пластинах, то замыкание пластин
проволокой не дает никакого эффекта (рис.1). Но если пластины
изготовлены из разных металлов, их замыкание сопровождается
мышечным сокращением.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».