Рабочая программа по природоведению 5 класс (ОВЗ)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МБОУ "Малотавринская СОШ"

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете

УТВЕРЖДЕНО
директором школы
Ивановой Л.А.
Приказ №116-од от «31»
августа 2023 г.

.
Приказ №1 от «31» августа
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «природоведение»
для обучающихся 5 класса
на 2022-2023 уч. г.
(Вариант 1)
(2 часа в неделю)

с.Малая Тавра 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ 5 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению для 5-го класса (ФГОС вариант 1) на 2022-2023 уч.год разработана на основе следующих
документов:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 02.07.2021 г.).

•
•

Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования” (с изменениями от 11.02.2022 г. Приказ Министерства просвещения РФ № 69)
•

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями».
•

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных

правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи".

•

•

Рабочая программа воспитания на 2021-2025 год. Приказ № 81/1 от 08.06.2021 г. (Модуль «Школьный урок»)

•

Учебного плана образовательного учреждения на 2022-2023 учебный год.

•

Календарного годового графика образовательного учреждения

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными

нарушениями) ФГОС ( вариант 1)
•

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-вида 5-9 классы-М.: Просвещение 2013 г.// под редакцией

Бгажноковой. И.М
•

Программы по природоведению для 5 класса - «Природоведение» основного специального (коррекционного) образовательного учреждения

8- вида, автор Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина-7-е изд. М.: Просвещение, 2017-176 с.

Общая характеристика предмета

Курс «Природоведение» в специальной (коррекционной) школе 8 – го вида ставит своей целью подготовить учащихся к усвоению систематических
биологических и географических знаний.
Цель: расширить кругозор и подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Задачи:
1. Формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе.
2. Демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой.
3. Формирование специальных и общеучебных умений и навыков.
4. Воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы.
5. Воспитание социально значимых качеств личности.
6.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.
Курс «Природоведение» развивает у учащихся наблюдательность, память, воображение, речь и, логическое мышление, умение анализировать,
обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Первые природоведческие знания дети с интеллектуальными нарушениями получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с
окружающим миром у учащихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) формируются первоначальные знания о природе:
они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными
изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.
Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в I—IV
классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
Программа по природоведению в 5 классе состоит из трех разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия».
При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и
современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.
Учитель знакомит школьников с названиями планет, но не требует от них обязательного полного воспроизведения этих названий.
В разделе «Наш дом ― Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных
ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами
поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии.
Школьники знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например: Черное и
Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, и др.). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует
от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.

При изучении этого раздела учитель опирается на знания учащихся о своем родном крае.
В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику курса: Вселенная — Солнечная система — планета Земля.
Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные ископаемые, почва), гидросфера (вода,
водоемы). От неживой природы зависит состояние биосферы: жизнь растений, животных и человека. Человек — частица Вселенной.
Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную
картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Для формирования мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла программой предусматриваются разнообразные практические
работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
В процессе наблюдения в естественных условиях изучаемых предметов и явлений у учащихся более прочно формируются природоведческих
представлений и понятий.
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха,
почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя. В программе выделены основные виды
практических работ по всем разделам.
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи – «Мир природы», , на которые опираются
учащиеся при изучении природоведческого материала.
Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению географического (V класс) и биологического (V и VI классы) материала,
поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, специальных терминов (например таких, как корень,
стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, равнина, глобус, карта и др.).
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно девствующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению в объеме 2
часа в неделю, что составляет 68 часов в год. Общее количество часов по учебному плану:68(ч).
1 четверть: 18 уроков;
2 четверть: 14 уроков;
3 четверть: 20 уроков;
4 четверть: 16 уроков;
Тематическое планирование:
Раздел

Количество
часов

Контрольные

Практическая

работы

работа, экскурсии

1.
2.
3.
4.
5.

Введение
Вселенная
Наш дом - Земля
Есть на Земле страна Россия
Повторение по курсу «Неживая
природа»
Всего:

№ Наименование раздела

2
4
44
14
3
68

2

2

Содержание учебного предмета «Природоведение», 5 класс
Краткая характеристика содержания раздела

1.

Введение

Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу.
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.

2.

Вселенная

3.

Наш дом – Земля

Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные
исследования.
Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения
в природе.
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.
Воздух: Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха.
Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение
воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух
поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Знакомство с термометрами.
Измерение температуры воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека.
Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение.
Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе.
Направление ветра. Ураган, способы защиты. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе
(водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.

Поверхность суши. Почва. Равнины, горы, холмы, овраги. Почва — верхний слой земли. Ее
образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли
— минеральная часть почвы. Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства
песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка
и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Полезные ископаемые: Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение.
Способы добычи. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит,
известняки, песок, глина. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет,
пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь.
Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и
использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча
нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства
газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные
ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы (различные виды стали и чугуна).
Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность,
ржавление. Распознавание стали и чугуна. Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных.
Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость,
пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства
меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение.
Охрана недр. Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.
Вода: Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости:
непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при
замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и
использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода.
Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская
вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры

— градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер,
оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе.
Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды. Вода в
природе: осадки, воды суши. Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства
морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.
Охрана воды.
4.

Есть на Земле страна Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты,
расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские
Россия
горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва – столица
России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны.

5.

Повторение по курсу Повторение и обобщение знаний по курсу «Неживая природа». Итоговая контрольная работа.
«Неживая природа»

Планируемые результаты освоения учебного
предмета Личностные результаты (к окончанию 5
класса):
1) Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.
2) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через
знакомство со своим краем (природа, достопримечательности, население, традиции).
4) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.
Формирование интереса к предметам и явления живой и неживой природы, к своей страны, ее населению, традициям, обычаям.
5) Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование умения обращаться за помощью к
учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетради, работой со статьей
учебника, наглядным материалом.
6) Формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни.
7) Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
8) Формирование готовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний о правилах поведения в быту и в природе.
Предметные результаты (к окончанию 5 класса):

Уровни освоения предметных результатов
Минимальный уровень
Достаточный уровень
- узнавание и называние изученных объектов (формы - узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
поверхности, водоемы, небесные тела)на иллюстрациях, условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых
фотографиях;
объектах по заданию педагога;
- представления о назначении изученных объектов, их роли в
окружающем мире;

- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам - отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
(равнина – поверхность земли);
оснований для классификации (нефть ― полезное ископаемое; жидкое; горючее);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же
изучаемой группе (полезные ископаемые);
- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового
образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в
природе и обществе (под контролем взрослого);
-

выполнение несложных заданий под контролем учителя;

- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были
изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
-

выделение существенных признаков групп объектов;

- знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе,
правил здорового образа жизни;
- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о
предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- адекватная оценка своей работы, проявление к ней - выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего
ценностного отношения, понимание оценки педагога.
и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы
одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний,
адекватное восприятие похвалы;
- совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в
отношении изученных объектов и явлений;
- выполнение

доступных

возрасту

природоохранительных

действий;

осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

Базовые учебные действия (к окончанию 5 класса)
БУД
По окончанию 5 класса у обучающихся должны быть сформированы
испытывать чувство гордости за свою страну;
Личностные учебные действия
- бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия

Регулятивные учебные действия

Познавательные учебные действия

- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.);
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач.
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и
учебных задач;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с
ней свою деятельность.
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей)
на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в
соответствии с индивидуальными возможностями;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие
несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Критерии оценивания знаний учащихся
Критерии оценивания предметных результатов обучающихся Учреждения закреплены «Положением о текущем контроле успеваемости
обучающихся и промежуточной аттестации в КОУ «Берѐзовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
✓
Бгажнокова И.М. Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Просвещение 2010. – 162-165с.
✓
«Природоведение» основного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения 8 – вида, автор Лифанова Т.М,
Соломина Е.Н. -7-е изд. М.: Просвещение, 2017.-176 с.
✓

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
✓ http://plantlife.ru Растения - одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе деревья,
кустарники, травы, лианы, папоротники, мхи и водные растения. Вопрос, сколько в мире видов растений, в настоящее время не имеет
точного или даже приблизительного ответа — учѐные уже в течение 250 лет пытаются систематизировать все живые организмы,
однако масса мелких и микроскопических форм живых существ до сих пор остаѐтся не открытой. Известно, что на момент 2004 года
учѐными было зарегистрировано около 287655 различных видов растений, среди них около 258650 цветковых, 16000 мхов, 11000
папоротников и 8000 зелѐных водорослей.
✓ http://www.luzhok.ru/ - Энциклопедия декоративных растений.
✓ http://flowers.nm.ru/ - Мир домашних растений - Справочник для любителей комнатных растений. Статьи, советы и
рекомендации по разведению и уходу, а также использованию растений в интерьере.
✓ http://zoo-eco.zooclub.ru/ наш партнер! - Мир животных. Мировая фауна млекопитающих, рептилий, амфибий: видовые очерки,
фото. Аквариумные рыбки. Содержание животных дома.
✓ http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000052/index.shtml Занимательная биология.
Сайты Интернет:
✓ Каталог сайтов по географии -http://edu.of.ru/geografiabykovo15/default.asp?ob_no=11926 (данные ссылки помогу подготовить
доклад, реферат по географии, а также просто полистать страницы сайтов и узнать что-то новое, расширить свой кругозор)
✓ География http://www.geografia.ru/ (новости географии, Информация по странам, Россия – матушка)
✓ http://www.geo2000.nm.ru/ Этот сайт целиком и полностью посвящен занимательной науке - "географии". Здесь можно найти
информацию обо всех странах мира, почувствовать различия жизненного уклада и поведения народов, населяющих нашу планету, узнать
особенности строения земного шара, дать оценку природным ресурсам и узнать последние новости об экологии Земли... Иными словами,
здесь можно познать мир!

Календарно-тематическое планирование: природоведение, 5 класс
№
п/п

Тема раздела, урока

К-во
часов

Дата
проведе
ния

Основные виды учебной деятельности

Введение в предмет: беседа о значении природы для жизни людей.
Знакомство с понятиями – природа, природоведение, явление природы,
биология. Ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями, презентацией.
Наблюдение за природой.
Беседа о явлениях живой и неживой природы. Работа с иллюстрациями, презентацией.
Знакомство с понятиями-искусственные предметы, вещество, жидкие, твердые,
газообразные тела, свойство. Выполнение заданий
в
рабочей
тетради
(кроссворд, заполнение таблицы,
восстановление текста).

Введение – 2ч
1.

Что такое природоведение?

1

01.09

2.

Предметы и явления неживой и
живой природы.

1

07.09

Вселенная – 4ч
3.
Небесные тела: планеты, звезды

1

08.09

4.

Солнечная система. Солнце.

1

14.09

5.

Исследование космоса. Спутники.
Космические корабли. Полеты в
космос.

1

15.09

6.

Смена дня и ночи. Смена времен
года. Сезонные изменения в
природе.

1

21.09

Беседа о небесных телах. Знакомство с понятиями – небесное тело, планеты, астрономия.
Работа с презентацией. Просмотр видеофильма
«Небесные тела». Выполнение заданий в рабочей тетради – заполнение
таблицы, кроссворд и др. Пр.работа- зарисовка звездного неба.
Беседа о солнечной системе. Знакомство с понятиями – солнце, вселенная, солнечная
система. Работа с презентацией. Просмотр видеофильма
«Солнечная система». Выполнение заданий в рабочей тетради –
заполнение таблицы, ребусы и др. Работа с текстом учебника.
Беседа об исследованиях космоса. Знакомство с понятиями – искусственный спутник,
космический корабль. Работа с презентацией. Просмотр видеофильма «Космос.
Космический корабль». Выполнение заданий в рабочей тетради – дополни текст, реши
кроссворд и др. Работа с
текстом учебника. Пр.работа – зарисовка космического корабля.
Беседа о смене дня и ночи, времен года, сезонных изменениях в природе. Знакомство с
понятиями – вращение вокруг оси, вращение вокруг солнца. Работа с презентацией.
Выполнение заданий в рабочей тетради –
заполнение таблицы, кроссворд и др. Работа с текстом учебника.

Наш дом – Земля- 44ч
7.
Планета Земля. Оболочки земли.

1

22.09

8.

Значение воздуха для жизни на
Земле.

1

28.09

9.

Свойства воздуха.

1

29.09

10.

Давление и движение воздуха.

1

05.10

11.

Температура воздуха. Термометр.

1

06.10

12.

Движение
Ветер.

1

12.10

13.

Состав воздуха. Кислород,
значение и применение.

1

13.10

14.

Состав воздуха. Углекислый газ и
азот.

1

19.10

15.

Охрана воздуха.

1

20.10

воздуха

в

природе.

его

Беседа о планете Земля, земных оболочках. Знакомство с понятиями – атмосфера,
биосфера, литосфера, гидросфера. Работа с презентацией. Выполнение заданий в
рабочей тетради – заполнение таблицы, ответы на
вопросы др. Работа с текстом учебника.
Беседа о значении воздуха. Знакомство с понятиями – воздух, азот,
кислород, углекислый газ. Работа с иллюстрациями, презентацией.
Выполнение заданий в рабочей тетради – заполнение таблицы, вставь
пропущенные слова и др. Работа с текстом учебника.
Беседа о свойствах воздуха. Знакомство с понятиями – упругий, прозрачный,
теплопроводность.
Проведение
опытов.
Работа с
иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом учебника.
Беседа о движении воздуха. Проведение опытов. Работа с иллюстрациями,
презентацией. Работа с текстом учебника. Ответы на вопросы.
Беседа о температуре воздуха. Знакомство с термометром. Практическая
работа «Измерение температуры». Работа с текстом учебника. Ответы на вопросы.
Беседа о движении воздуха, силе и пользе ветра. Знакомство с понятиями – ветер, ураган,
смерч, шторм, буря, прибой. Работа с иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом
учебника. Ответы на вопросы. Выполнение заданий в рабочей тетради – заполнение
таблицы, вставь пропущенные
слова и др.
Беседа о кислороде и его значении. Знакомство с понятиями – углекислый газ, азот.
Работа с иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом
учебника. Ответы на вопросы. Выполнение заданий в рабочей тетради.
Беседа об углекислом газе и его значении. Знакомство с понятиями – воздух, газы,
углекислый газ, азот. Работа с иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом
учебника. Ответы на вопросы. Выполнение заданий в
рабочей тетради.
Беседа о правилах охраны воздуха. Работа с презентацией. Работа с текстом
учебника. Ответы на вопросы. Выполнение заданий в рабочей
тетради – заполнение таблицы.

16.

Обобщение по теме «Воздух»

1

26.10

17.

Виды полезных ископаемых. Их
значение, способы добычи.

1

27.10

18.

Гранит. Известняк.

1

09.11

19.

Песок. Глина.

1

10.11

20.

Торф.

1

16.11

21.

Каменный уголь.

1

17.11

22.

Добыча
и
каменного угля.

использование

1

23.11

23.

Нефть. Добыча и использование
нефти.

1

24.11

Беседа о воздухе, его значении. Выполнение теста по изученным темам
«Воздух».
Беседа о полезных ископаемых. Знакомство с понятиями – полезные ископаемые,
месторождения, геологи. Работа с иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом
учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради
–
заполнение
таблицы,
решение ребусов, работа с
деформированным текстом. Работа с образцами полезных ископаемых.
Беседа о полезных ископаемых. Знакомство с понятиями – строительные полезные
ископаемые – гранит, известняк, мрамор. Работа с иллюстрациями, презентацией.
Работа с текстом учебника. Работа с
образцами полезных ископаемых.
Беседа о полезных ископаемых. Знакомство с понятиями – строительные полезные
ископаемые – песок, глина, карьер. Работа с иллюстрациями, презентацией. Работа с
текстом учебника. Выполнение заданий в рабочей
тетради – заполнение таблицы. Работа с образцами полезных ископаемых.
Беседа о полезных ископаемых. Знакомство с понятиями – горючие полезные
ископаемые торф, торфяники. Работа с иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом
учебника. Выполнение заданий в рабочей
тетради – заполнение таблицы. Работа с образцами полезных ископаемых.
Беседа о полезных ископаемых. Знакомство с понятиями – горючие полезные
ископаемые каменный уголь. Работа с иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом
учебника. Работа с образцами полезных ископаемых. Проведение опыта с полезным
ископаемым – каменным
углем.
Беседа о полезных ископаемых. Знакомство с понятиями – полезные ископаемые, шахты.
Работа с иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом учебника. Выполнение заданий
в рабочей тетради – заполнение таблицы, решение ребусов, работа с деформированным
текстом. Работа с
образцами полезных ископаемых.
Беседа о полезных ископаемых. Знакомство с понятиями – горючие полезные
ископаемые нефть, нефтепровод, нефтяники, скважина. Работа с иллюстрациями,
презентацией. Работа с текстом учебника. Выполнение
заданий в рабочей тетради – заполнение таблицы.

24.

Природный
газ.
Добыча,
использование.
Правила
обращения с газом в быту.

1

30.11

25.

Черные металлы. Сталь. Чугун.

1

01.12

26.

Цветные металлы.

1

07.12

27.

Благородные
металлы.

1

08.12

28.

Охрана полезных ископаемых.

1

14.12

29.

Обобщение по теме «Полезные
ископаемые».
Вода в природе. Роль воды в
питании живых организмов.

1

15.12

1

21.12

Свойства воды.

1

22.12

30.

31.

(драгоценные)

Беседа о полезных ископаемых. Знакомство с понятиями – горючие полезные
ископаемые природный газ. Работа с иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом
учебника. Выполнение заданий в рабочей
тетради – заполнение таблицы.
Беседа о полезных ископаемых. Знакомство с понятиями – полезные
ископаемые, используемые при изготовлении металлов сталь, чугун,
плавкость. Работа с иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом учебника.
Выполнение заданий в рабочей тетради – заполнение таблицы, работа
с
деформированным текстом. Работа с образцами полезных
ископаемых.
Беседа о полезных ископаемых. Знакомство с понятиями – цветные металлы, алюминий,
медь. Работа с иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом учебника. Выполнение
заданий в рабочей тетради – заполнение таблицы, решение ребусов, работа с
деформированным текстом. Работа с
образцами полезных ископаемых.
Беседа о полезных ископаемых. Знакомство с понятиями – драгоценные металлы,
серебро, платина, золото. Работа с иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом
учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради –
заполнение таблицы.
Беседа о полезных ископаемых. Знакомство с понятиями –запасы полезных ископаемых.
Работа с иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом учебника. Выполнение
заданий в рабочей тетради – заполнение таблицы,
решение ребусов.
Беседа о полезных ископаемых. Ответы на вопросы. Выполнение теста по
теме «Полезные ископаемые».
Беседа о значении воды для жизни на Земле. Знакомство с понятиями –
значение воды. Работа с иллюстрациями, презентацией. Просмотр видеофильма
«Вода на Земле». Работа с текстом учебника.
Беседа о свойствах воды. Знакомство с понятиями – текучесть, прозрачность,
бесцветность, растворитель, жидкость. Работа с иллюстрациями,
презентацией.
Проведение опытов по определению
свойств воды.

32.

Растворимые и нерастворимые
вещества. Питьевая вода.

1

11.01

33.

Прозрачная
и мутная
Очистка мутной воды.

вода.

1

12.01

34.

Три состояния воды. Температура
воды и ее измерение.

1

18.01

35.

Расширение воды при нагревании
и
сжатие
при
охлаждении,
расширение при замерзании.

1

19.01

36.

Работа воды в природе.

1

25.01

37.

Значение
воды
в
природе.
Использование воды в быту,
промышленности
и
сельском
хозяйстве.
Вода в природе: осадки, воды.
Суши.
Круговорот
воды
в
природе.

1

26.01

1

01.02

38.

Беседа о свойствах воды. Знакомство с понятиями – растворимые и нерастворимые
вещества, растворы. Работа с иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом
учебника. Проведение опытов по
определению растворимых и нерастворимых веществ.
Беседа о свойствах воды, очистке воды. Знакомство с понятиями – чистая,
мутная вода, фильтр, растворы. Работа с иллюстрациями, презентацией.
Работа с текстом учебника. Проведение опытов по очистке воды.
Беседа о свойствах воды и ее значении. Знакомство с понятиями – жидкое, твердое,
газообразное, температура, пар, лед, . Работа с иллюстрациями, презентацией. Работа с
текстом учебника. Проведение опытов по превращению воды из твердого в жидкое
состояние, из жидкого в
газообразное.
Беседа о свойствах воды и ее значении. Знакомство с понятиями – расширение при
нагревании, сжатие при охлаждении. Работа с иллюстрациями, презентацией. Работа с
текстом учебника. Проведение
опытов по изменению уровня воды при нагревании.
Беседа о свойствах воды и ее значении. Знакомство с понятиями – наводнение,
овраги, сели, ливни. Работа с иллюстрациями, презентацией.
Работа с текстом учебника. Просмотр видеофильма «Вода в природе».
Беседа о свойствах воды и ее значении. Знакомство с понятиями – промышленность,
сельское хозяйство, быт. Работа с иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом
учебника. Просмотр видеофильма
«Значение воды для жизни на Земле».
Беседа о свойствах воды и ее значении. Знакомство с понятиями – воды суши, ледники,
осадки. Работа с иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом учебника. Выполнение
заданий в тетради – заполнение перфокарты, ребусы, работа с деформированным
текстом. Пр. работазарисовка круговорота воды в природе.

39.

Воды суши: ручьи, реки.

1

40.

Воды суши: озера, болота, пруды.
Водохранилища.

1

08.02

41.

Моря и океаны.

1

09.02

42.

Охрана воды.

1

22.02

43.
44.

Обобщение по теме «Вода»
Формы
поверхности
суши:
равнины, холмы, овраги.

1
1

01.03
02.03

45.

Горы.

1

09.03

46.

Почва – верхний слой земли.
Состав почвы.

1

15.03

02.02

Беседа о свойствах воды и ее значении. Знакомство с понятиями – воды суши, ручьи,
реки. Работа с иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом учебника. Выполнение
заданий в тетради – заполнение перфокарты, ребусы, работа с деформированным
текстом. Зарисовка схемы
образования родника.
Беседа о свойствах воды и ее значении. Знакомство с понятиями – воды суши, озера,
болота, пруды, водохранилища. Работа с иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом
учебника. Выполнение заданий в тетради – заполнение перфокарты,
работа с
деформированным текстом. Зарисовка
схемы образования болота, озера.
Беседа о свойствах воды и ее значении. Знакомство с понятиями – моря, океаны, порты.
Работа с иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом учебника. Выполнение
заданий в тетради – заполнение перфокарты,
ребусы, работа с деформированным текстом. Работа с картой.
Беседа о свойствах воды и ее значении. Знакомство с понятиями – охрана воды,
бережливость. Работа с иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом учебника.
Выполнение заданий в тетради – заполнение
перфокарты, работа с деформированным текстом.
Беседа о значении воды. Выполнение теста по теме «Вода»
Беседа о формах поверхности Земли. Знакомство с понятиями – холм, равнина, овраг.
Работа с иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом учебника. Выполнение заданий
в тетради – заполнение перфокарты, работа с деформированным текстом. Зарисовка в
тетради оврага, холма,
равнины. Пр.работа – работа с песком (изготовление макета холма).
Беседа о формах поверхности Земли. Знакомство с понятиями – горы, долины. Работа с
иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом учебника. Выполнение заданий в
тетради –работа с деформированным текстом. Зарисовка в тетради гор. Пр.работа
– работа с песком
(изготовление макета горы).
Беседа о почве. Знакомство с понятиями – почва, перегной, минеральные соли. Работа с
иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом учебника. Выполнение заданий в
тетради – заполнение перфокарты, работа с деформированным текстом. Проведение
опыта «Состав почвы». Просмотр
видеофильма «Почва»

47.

Разнообразие почв.

48.

Основное свойство почвы
плодородие. Обработка почвы.

49.

Охрана почвы.

–

Обобщение по теме «Поверхность
суши. Почва»
Есть на Земле страна Россия -14ч
51. Место России на земном шаре.
Знакомство с картой.
50.

омывающие

1

16.03

1

22.03

1

23.03

1

05.04

1

06.04

1

12.04

52.

Моря и океаны,
берега России.

53.

Равнины и горы на территории
нашей страны.

1

13.04

54.

Реки и озера России.

1

19.04

Беседа о почве. Знакомство с понятиями – почва глинистая, черноземная, песчаная.
Работа с иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом учебника. Выполнение заданий
в тетради –работа с деформированным текстом. Работа с образцами почв. Просмотр
видеофильма «Виды почв и
их значение». Составление рассказа о почве по картинкам.
Беседа о почве. Знакомство с понятиями – плодородие, урожай. Работа с
иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом учебника. Просмотр
видеофильма «Значение почвы для хозяйства страны». Составление
рассказа о почве по картинкам.
Беседа о почве. Знакомство с понятиями – охрана почвы, плодородный слой. Работа с
иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом учебника. Составление рассказа о
почве по картинкам. Просмотр видеофильма
«Образование оврагов».
Беседа о почве и ее значении для человека. Выполнение теста по теме
«Почва».
Беседа о России. Знакомство с понятиями – Россия, Российская Федерация.
Работа иллюстрациями, презентацией. Работа с картой. Зарисовка в тетради
государственного флага России.
Беседа о России. Знакомство с понятиями – Россия, моря, океаны. Работа иллюстрациями,
презентацией. Работа с картой. Выполнение заданий в
тетради – заполнение перфокарты, таблицы.
Беседа о формах поверхности Земли. Знакомство с понятиями – Уральские горы, Кавказ,
Алтай, Саяны, Восточно-Европейская равнина, Западно- Сибирская равнина. Работа с
иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом учебника. Выполнение заданий в
тетради – работа с деформированным текстом. Работа с картой. Пр .работа – работа с
песком
(изготовление макета горы, равнины (холмистой, плоской).
Беседа о водоемах. Знакомство с понятиями – реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур,
озеро -Байкал. Работа с иллюстрациями, презентацией. Работа с текстом учебника.
Работа с картой. Пр. работа – работа с песком
(изготовление макета реки, озера).

55.

Москва – столица России.

1

20.04

Беседа о государстве Россия. Знакомство с понятиями – Москва, столица,
достопримечательности -Кремль, Третьяковская галерея, Останкинская башня. Работа с
текстом учебника. Просмотр видеофильма «Москва – столица России».

56.

Санкт-Петербург.

1

26.04

Беседа о государстве Россия. Знакомство с понятиями – Санкт-Петербург,
северная столица, достопримечательности –Эрмитаж, разводные мосты, Петропавловская
крепость, река Нева. Работа с текстом учебника.
Просмотр видеофильма «Санкт-Петербург».

57

Города Золотого кольца России:
Ярославль, Владимир

1

27.04

Беседа о городах России. Знакомство с понятиями – «Золотое кольцо России»,
Ярославль, Владимир, Плес, Суздаль, народные промыслы, туризм. Работа с
текстом учебника. Просмотр видеофильма «Золотое кольцо России». Работа с
презентацией.

58

Города Золотого кольца России:
Ростов Великий.

1

03.05

Беседа о городах России. Знакомство с понятиями – «Золотое кольцо России» РостовВеликий, народные промыслы, туризм. Работа с текстом учебника. Просмотр
видеофильма «Золотое кольцо России». Работа с презентацией.

59.

Нижний Новгород, Казань,
Волгоград.

1

04.05

Беседа о городах России. Знакомство с понятиями – город, Нижний Новгород, Казань,
Волгоград. Выполнение заданий в тетради – работа с деформированным текстом,
заполнение перфокарты. Работа с презентацией. Просмотр видеофильма «Города
России».

60.

Новосибирск, Владивосток.

1

10.05

Беседа о городах России. Знакомство с понятиями – город, Новосибирск, Владивосток,
город-порт. Выполнение заданий в тетради – работа с деформированным текстом,
заполнение перфокарты. Работа с презентацией. Просмотр видеофильма «Города
России».

61.

Население нашей страны.

1

11.05

Беседа о народах, проживающих в России. Знакомство с понятиями – население,
городское, сельское, народные промыслы, многонациональное государство. Работа с
презентацией. Выполнение заданий в тетради – ответы на вопросы, работа с
иллюстрациями. Составление рассказа по картинкам

62.

Наш край.

1

17.05

Беседа о родном крае. Знакомство с понятиями – Ханты-Мансийский автономный округ Югра, правительство, символы округа-флаг, герб, гимн. работа с презентацией. Просмотр
видеофильма «Наш край».

63.

Наш город.

1

18.05

Беседа о родном городе. Знакомство с понятиями - город Нягань,
промышленность, таежный край. Работа с презентацией. Просмотр
видеофильма «Наш город - Нягань»

64.

Обобщение по теме «Есть на
Земле страна Россия»

1

24.05

Беседа по теме «Страна Россия». Выполнение теста по теме «Есть на Земле страна
Россия».

Контрольная работа – 1час
65.

Итоговая контрольная работа.

1

25.05

Выполнение теста по курсу «Неживая природа»

31.05

Беседа о неживой природе. Ответы на вопросы. Выполнение тестов. Работа в тетради –
ребусы, перфокарты, работа с деформированным текстом, Работа с иллюстрациями,
презентацией.

Повторение по курсу «Неживая природа» - 3ч
6668.

Повторение по курсу «Неживая
природа»

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».