Рабочая программа курса по выбору _История и культура марийского народа _5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малотавринская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом
совете

Приказом директора
№116-од от «31» августа
2023 г.

Протокол №1 от «31»
августа 2023 г. г.

Рабочая программа
учебного курса
«История и культура марийского народа»

Составитель:
учитель марийского языка
Апина Галина Геннадиевна

с. Малая Тавра, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации".
2. Основной образовательной программы основного общего образования,
утвержденной Приказом №116-од от 31.08.2023 г.
Знакомство с искусством народа мари способствует социальной адаптации
учащихся, формированию уважения к краю, его людям, стремлению беречь окружающую
природу. Знакомство с историей и культурой родного края – это способ достижения
успешности в самостоятельной жизни. Мы обучаем взаимодействию с людьми,
сотрудничеству в совместной деятельности во время проведения, например,
национальных праздников, толерантному отношению к людям других национальностей и
вероисповедания, что так важно сегодня в связи с участившимися экстремистскими и
террористическими выпадами.
Цель курса: поддержка учебно-познавательной мотивации к изучению родного
марийского языка и содействие этнической идентичности учащихся на основе создания и
использования современной информационно-образовательной среды.
В ходе ее достижения решаются задачи:
1. формировать систему знаний о народе мари;
2. формировать личность, обладающую чувством собственного достоинства и
уважения к людям, умеющую строить отношения в процессе взаимодействия с
представителями
разных
верований,
национальностей
на
основе
сотрудничества и взаимопонимания;
3. создать основу для мирного, согласованного проживания представителей
различных национальностей.
Учебный курс рассчитан для учащихся 5 класса, изучивших марийский родной
язык со второго по четвертый класс. Родной язык изучается через историю, географию,
фольклор и этнографию марийского народа. Литературные и диалектные марийские слова
учащиеся изучают посредством краеведческого материала и закрепляют в творческой
деятельности.
Учебный курс включен в учебный план школы. Курсу отводится 0,5 ч. в неделю.
Требования к знаниям и умениям обучающихся
В результате прохождения учебного материала обучающийся имеет представление
о народе мари,
знает особенности хозяйства, быта, культуры, религии, фольклора, языка, одежды,
праздников, занятий;
•
•
•
•

умеет:
соблюдать традиции своего и по соседству проживающего народа;
применять полученные знания, умения и навыки о кухне, декоративно-прикладном
творчестве на практике в повседневной жизни;
строить отношения с представителями различных национальностей;
владеет культурой своего народа.

Тематическое планирование
№
1

Тема
Географические и исторические
особенности проживания
народов мари

Содержание
Как
появляется
народ?
Сколько
марийцев в России. Где они живут. Группы
марийского населения России и на территории
Свердловской области

2

Марийские деревни Артинского
района

История Артинского района, его
географические особенности. Карта
Артинского района. Населенные пункты.
Компактное проживание марийцев на
территории Артинского муниципального
района. Территория проживания, название
деревень, история их происхождения.

3

Природа родной земли

4

Достопримечательности природы родного
края в разные времена года. Распространенные
и редкие звери и птицы. Отношение людей к
природе. Особое отношение к природе у
марийцев.
Традиционные занятия народа
Основные
традиционные
занятия
мари
марийцев. Традиционная одежда.

5

Декоративно-прикладное
творчество

Декоративно-прикладное творчество
марийского народа. Традиции обработки
дерева, в узорного ткачества, аппликации,
вышивки. Жанры декоративно-прикладного
творчества марийцев.

6

Марийская изба

7

Марийский национальный
костюм.

Жилище марийского народа, его планировка,
особенности.
Марийский национальный костюм как пример
художественного наследия народа. Мужская и
женская одежда. Особенности мужской и
женской одежды. Украшения. Головные
уборы. Обувь.

8

Марийская песня.

9
10

Марийская песня
Марийский танец

11
12

Народный фольклор
Народный фольклор

13

Марийские народные
музыкальные инструменты

Песня как жанр народного творчества
марийцев. Жанры марийских песен.
Особенности народной песни, тематика.
Известные марийские композиторы России.
Разучивание марийской песни
Танцы и танцевальные игры марийского
народа. Виды марийского танца.
Танцевальный фольклор
Загадки, пословицы, поговорки, игры.
Народные сказки о добре, мудрости,
находчивости и смелости.
Марийские народные музыкальные
инструменты: «шиялтыш» (дудка),
«олымшўвыр» (соломинка), «шўвыр»
(волынка), «тўмыр» (барабан), «пучвлак»»
(трубы), «кўсле» (гусли), «марла гармонь»

(марийская гармонь).
14

Национальная кухня.

15

Литература марийского народа

16

Литература марийского народа

17

Обобщение и закрепление
пройденного материал

18

Интеллектуальная игра

Национальная кухня марийцев. Рецепты
марийской национальной кухни.
Марийские писатели и поэты России и их
произведения.
Чтение произведений марийских писателей и
поэтов
Повторить и закрепить знания об истории,
культуре и быте марийского народа. Подвести
детей к пониманию того, что у каждого народа
есть свой язык, песни и танцы. Воспитывать
любовь к родному краю, дружеские чувства к
народам других национальностей
Интеллектуальная игра «Люблю свой край»

Учебно-методическое обеспечение
1. В.Б.Бакетов. Сторона моя родная
2. История и культура марийского народа: Хрестоматия для 5-6 классов/
Составители А.А.Андреянов, О.М.Герасимов и др. – Йошкар –Ола:
Марийское книжное издательство.
3. Электронно-образовательные ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».