Дополнительная общеобразовательная программа Тимофеева Н.И 22-23 гг

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малотавринская средняя общеобразовательная школа»
Принята
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 17 августа 2022 г

Утверждаю
Директор МБОУ «Малотавринская СОШ»
___________/Л.А.Иванова/
Приказ № 141-од от 22 августа 2022 г

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Возраст: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Тимофеева Н.И..,
педагог дополнительного образования

с. Малая Тавра
2022 г

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа по
театрализованной деятельности разработана в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
(от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов
дошкольного образования, отраженный в Стандарте:
«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной
возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и
исследовательской деятельности, в форме творческой активности,
обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
Для художественно - эстетического развития личности ребенка
огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность –
изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей
эстетического воспитания является формирование у детей эстетических
интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих
способностей которые представляет театрализованная деятельность. В связи
с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной
деятельности, которые являются прекрасной возможностью раскрытия
творческого потенциала ребенка, воспитанием творческой направленности
личности.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в
ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных
областях по ФГОС ДО:
Социально-коммуникативное;
Познавательное;
Речевое;
Художественно-эстетическое;
Физическое.
Театрализованная деятельность включена в следующее направление:
художественно-эстетическое развитие. Она близка и понятна ребенку,
глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что
связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни
ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он
играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его
заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Слово
«творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто
такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и
общественном.
Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый
интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре

определенные переживания, побуждает к созданию новых образов,
побуждает к мышлению.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и
способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению
любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению новой
информации и новых способов действия, развитию ассоциативного
мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего
интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия
театральной деятельностью требуют от ребенка решительности,
систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию
волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать
образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к
импровизации. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют
реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка,
раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций
исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает
ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания,
фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют
речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных
и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать
пластические возможности движений
Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим
интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и
оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными,
общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их
публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Направленность программы
Программа театрального развития дошкольников направлена на
создание условий для развития сценических способностейи ребенка, общее
развитие дошкольника и первичное формирование у детей необходимых
базовых знаний умений и навыков в рамках театрального искусства, развитие
самостоятельности, активности, инициативы в процессе театральной
деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной,
музыкальной,изобразительной,
познавательной. Показ своего «Я» в
рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений,
придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении какой-либо познавательной проблемы, но в то же время уважение к
коллективу, умение идти на компромис-важные моменты данной программы.
Данная программа направлена на приобщение дошкольников к миру
искусства.
Актуальность программы

Данная дополнительная общеразвивающая программа направлена на
создание условий для развития ребенка, развитие мотивации к познанию и
творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
Современному обществу необходим человек такого качества, который
бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой
творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и
ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Программа обучения театральному искусству с дошкольного возраста
позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у
ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве
активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует
саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный
мир, формирует активную жизненную позицию.
Средства и методы театрально-игровой деятельности, направлены на
развитие речевого аппарата, фантазии и воображение, артистических
способностей детей дошкольного возраста, овладение навыками общения,
коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС
реализуются задачи ориентированные на социализацию и индивидуализацию
развития личности детей дошкольного возраста.
Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности
взаимодействовать со сверстниками, развитие индивидуальных способностей
- все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
Отличительные особенности:
Отличительными
особенностями
программы
являютсяеё
практическая направленность, реализуемая через участие детей в различных
формах театрализованной деятельности, а так же использование современной
коммуникативной технологии, образовательном и воспитательном и
развивающем процессе .
Адресат программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
театрализованной деятельности рассчитана для детей 5-7 лет, в количестве
15 человек.
Один год обучения- 15 человек.
Режим занятий.
Продолжительность академического часа – 30 мин.
Общее количество часов в неделю- 30 минут
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут (вторник)
Объём общеразвивающей программы
Объём - 36 часов
Программа рассчитана на 1 год обучения:
1 год обучения- 18 часов в год
Обучающиеся знакомятся с историей возникновения театра, видов
театра, о роли артистов, кукол; о театральной культуре правилах поведения в
театре; азбуке театра

Срок освоения
Программа
рассчитана на 36 недель, что составляет
освоения программы необходим 1 год обучения.

9 месяцев. Для

Особенности организации образовательного процесса
Формой реализации данной образовательной программы является традиционная модель,
которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания в
течение одного года в одной образовательной организации

Основные направления программы:
1.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для
овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном
искусстве:
Что такое театр, театральное искусство;
Какие представления бывают в театре;
Кто такие актеры;
Какие превращения происходят на сцене;
Как вести себя в театре.
2.Эмоционально-образное развитие. Включает в себя комплексные
ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные
обеспечить развитие естественных психомоторных способностей
дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с
окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей,
ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации
движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкальнопластические импровизации.
3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и
упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания,
формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и
логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции,
артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать
интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными
интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения,
направленные на совершенствование логики речи.
4.Основы коллективной творческой деятельности. Направлено на
развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со
сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к
перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения
фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
5. Навыки кукловождения. Работа над сценками, спектаклем.
Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» и
«От этюдов к спектаклю» (обсуждение ее с детьми; работа над отдельными

эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски
музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев,
разучивание песен; создание эскизов и декораций).

Перечень форм обучения:
• групповая (работы в группах);
• по подгруппам (малыми группами);
• индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем);
Перечень видов занятий:
• теоретическое (беседа, лекция);
• комбинированное (сочетание теории и практики);
•конкурсы;
•викторины;
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы:
• Кукольные сказки
• Театрализованные представления
• Сценки
•

Спектакли

Цель данной программы
развитие сценического творчества детей
дошкольного возраста
средствами театрализованных игр и игр-представлений, расширение
кругозора.
Задачи данной программы:
Обучающие:
Познакомить детей всех возрастных групп с различными видами
театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и
др.). Знакомить с приемами вождения различных кукол (поэтапно). Учить
имитировать характерные действия персонажей,передавать эмоциональное
состояние человека, вступать в ролевое взаимодействие с персонажами.
Учить использовать средства выразительности (поза, жест, мимика,
интонация, движения)
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный
опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных
профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города
Москвы.
Развивающие:

Развить у детей: артистические способности, речь, умение «читать»
характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными
особенностями). Развить интерес к различным видам театра.
Воспитательные:
Воспитывать артистические качества, любовь к театру, вовлекая
дошкольников в различные театрализованные представления.

Учебный план.
№
п/п

Название
раздела,
темы

Первый год обучения
Количество часов
Содержание
Всего Теория Практика

Давайте
познакомимся
1.

2.

3.

4.

«Изменю себя
друзья
догадайтесь
кто же я»
Чтение пьесы
«Репка»

0,5

0,5

0

1. Первое занятие
театрального кружка в новом
Назови
учебном году (беседа)
свое
2. Назови свое имя
имя
3. Знакомство с новыми
детьми

0,5

0,5

0

Беседа с детьми
Ряженые костюмы
Имитационные этюды

0.5

Импровизация
сказки
2
«Репка»

0,5

0

1

1

0

0,5

Репетиция
пьесы «Репка»
5.

6.

7.

0,5

Мешок
с
сюрпризом
Потеряли
котятки по
дороге
перчатки

Формы
аттеста
ции/
контро
ля

0,5

0,5

1.Знакомство со
стихотворным тексом сказки
Репка
2. Беседа по содержанию
Развивать действия с
воображаемыми предметами,
уметь действовать
согласованно
Развивать Правильное
речевое дыхание, речевой
аппарат, продолжать
заучивание текста скази
«Репка»

0,5

Развивать артикуляцию и
дикцию; познакомить детей с
новыми скороговорками

0,5

Чтение сказки .Маршака
«Перчатки»;

Игра
наблюд
ение

8.
9.

Отыскали
перчатки, вот
0,5
спасибо
перчатки
Чтение пьесы 0,5
«Теремок»

0,5

Развивать речь детей;
познакомить со
стихотворным текстом
сказки «Теремок»

0,5

10. Импровизация
русской
народной
сказки
«Теремок»
11. Репетиция
пьесы
«теремок

1

2

1

1

12 Играем
спектакль
«Теремок»
13. Театральная
играм «Ходим
кругом»

0,5

0

0,5

0,5

0

0,5

13 Вышла
курочкахохлатка- с
нею желтые
цыплятки
14 Желтый
маленький
комочек
любопытный
очень-очень

0,5

0

0,5

0,5

0,5

0

15 Быстро
времечка
пройдет и
цыпленок
подрастет
16 Воображаемое
путешествие

0,5

0

0,5

0,5

1

0,5

Мимические этюды;
драматизация сказки
перчатки

Развивать действия с
воображаемыми
предметами; умение
действовать
согласованно.
Развивать Правильное
речевое дыхание, речевой
аппарат, продолжать
заучивание текста сказки
«Теремок»

Учить «снимать»
зажатость и скованность;
согласовывать свои
действия с другими
детьми
Развитие речи,
отгадывание загадок
Миметические этюды,
имитационные
упражнения
Чтения сказки К.
Чуковского «Цыпленок»
Беседа по содержанию;
мимические этюды.
Игровые упражнения на
птичьем дворе
Мимические этюды;
драматизация сказки
«Цыпленок»
Развивать воображение,
фантазию, память;
умение общаться в
предполагаемых
обстоятельствах

17 Игровой урок

0,5

0,5

18 Эмоции

1

0,5

19. Театрализован
ная игра
«колобок»

0,5

0,5

20 Чтение пьесы
«Колобок»

0,5

0,5

21 Импровизация
русской
народной
сказки
«Колобок»
22 Репетиция
пьесы
«Колобок

0,5

0,5

23 Играем
спектакль
«Колобок
24 Игры с
бабушкой
Забавой

0,5

0

0,5

0,5

0

0,5

25 Язык жестов

1

0,5

0,5

26 Игровой

0,5

0

0,5

1

0,5

1

Развивать
выразительность жестов
мимика, голоса;
пополнение словарного
запаса детей
Учить детей осознавать
эмоциональные
состоянии я( радость,
грусть, любопытство,
испуг) по мимике;
совершенствовать умение
связывать и логически
излагать свои мысли
Развивать воображение,
фантазию, учить
создавать образ с
помощью выразительных
движений
Развивать речь детей;
познакомить со
стихотворным текстом
сказки «Колобок»
Развивать действия с
воображаемыми
предметами; умение
действовать
согласованно.
Развивать Правильное
речевое дыхание, речевой
аппарат, продолжать
заучивание текста сказки
«Теремок»

Развивать Правильное
речевое дыхание,
совершенствовать
двигательные
способности,
пластическую
выразительность
Развивать
выразительность
движений, умение
владеть своим телом,
учиться передавать
эмоциональное состояние
с помощью жестов, поз,
мимики.
Закрепление пройденного

программа
«это вы
можете

материала; дать детям
возможность проявить
инициативу и
самостоятельность в
выборе и показе
отрывков из
поставленных ранее
спектаклей

Содержание учебного плана
1.Введение.
Вводное занятие. Правила поведения в коллективе. Техника безопасности.
Прослушивание и диагностика.
2. Театрализация.
Игровой урок « Пойми меня», « Изобрази героя», «Играем в сказку».
Язык жестов. Мимика и настроение. Изображение эмоций.Учимся говорить громко,четко,
выразительно. Управление настольными куклами. Театрализация сказки.
3.Работа над сказкой.
Чтение сказки. Беседа по содержанию. Характеристика героев. Распределение ролей
4.Постановка .
Работа над первой частью сказки. Жест, мимика, эмоции- основа характера героя.
Работа над второй частью сказки. Характер героя.
5.Репетиция.
Знакомство с музыкой к сказке. Репетиция с фонограммой.
Репетиция отдельных номеров. Сводная репетиция, отработка переходов и перестановок.

Планируемые результаты
•
•
•
•
•
•
•

Ребенок заинтересованно занимается театрально – игровой деятельностью.
Умеет разыгрывать представления, инсценировки с элементами кукольного театра,
костюмами, декорацией и музыкальными фонограммами.
Умеет самостоятельно использовать актерские средства выразительности для
создания сценического персонажа (поза, жест, мимика, голос, движение .)
Умеет широко использовать в театрализованной деятельности различные виды
искусства (танец, песни, игра на народных инструментах.)
Умеет чувствовать, понимать и передавать эмоциональное состояние героев.
Знает приемы кукловождения применяемые в знакомых видах кукольного театра.
Знает правило поведения в театре, на репетиции, во время спектакля.
Ребенок имеет представление о разных видах театра, о театральных профессиях, о
сопутствующих видах искусства (песня, танец, музыка, живопись, литература)

Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
№

Основные характеристики образовательного процесса

1
2
3
4
5
6

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Праздничные дни

7

Окончание учебного года

36
30минут
1 сентября
23 февраля, 8 марта, 1,9 мая
Новый год
31 мая

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Музыкальный центр.
Компютер- ноутбук.
Проектор с экраном.
Телевизор.
Музыкальные инструменты
Детские костюмы, маски животных, парики, шапочки- маски.
Ширма для кукольного театра.
Настольный театр.
Куклы Бибабо.
Мягкие игрушки.

Кадровое обеспечение
Для успешной реализации программы по театрализованной деятельности с детьми 5- 7 лет
работает музыкальный руководитель
Формы аттестации
Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе носит вариативный характер,
так как программа направлена на формирование у обучающихся стремления к
дальнейшему познанию себя, поиску новых возможностей для реализации
собственного потенциала.
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики.
Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного
материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности,
развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального
развития обучающегося.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют
контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее
реализации. Это даёт возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и
навыков, позволяет строить для каждого обучающегося его индивидуальный путь
развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие
коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения
поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении

диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и
индивидуальных опросов, наблюдений.
Оценочные материалы

№

1

Оценка знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения,
является основой при отслеживании результатов работы.
Контролируемые знания,
Виды контроля
Форма контроля
умения, навыки

Предварительный
контроль

Собеседование(уровень и
оббьем знаний о театре)
Творческие задания (на
фантазию и творческое
мышление)

Индивидуально и
групповое

Освоение конкретной
темы,упражнений, заданий
2

Текущий контроль

3

Промежуточная
аттестация

4

Итоговая
аттестация

Индивидуально, в ходе
участий в играх, в
викторинах,в
конкурсах, в показах
самостоятельных работ
Усвоение программы,
Индивидуально,
выполнение контрольных
групповое
в
ходе
упражнений, этюдов, участие тетрализованных
в новогоднем
представлений
театрализованном
представлении, творческих
показах на мероприятиях
общеобразовательного
учереждения
Основы шахматной тактики, Индивидуально,
участие в турнире,
групповое
в
ходе
использование шахматной
участия в районных
литературы.
конкурсах
и
фестивалях.
Методические материалы

В процессе обучения используются следующие методы: словесный, наглядный,
практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, деятельностный.
В процессе обучения используются следующие технологии:
• личностно-ориентированные;
• коммуникативные;
• информационно-коммуникационные;
• здоровьесберегающие;
• игровые.
Необходимым условием организации занятий является психологическая
комфортность обучающихся, обеспечивающая их эмоциональное благополучие.
Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание

ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития, но и для
нормального психофизиологического состояния.
Список литературы

1.Театр кукол и игрушек в ДОО
Кукольные спектакли,эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет
Составитель О.П.Власова-Издание 1-е и 2-е. 2016.г
2.В помощь ДОО педагогу
Комлексно-тематическое планирование сказочных представлений
Художественное-стетическое развитие детей 3-4 лет
Составитель С.В.Ресова 2018.г
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Книгадля восп. 12.
Детского сада. – М.: Просвещение, 1991.-127 с.
4.Бодраченко, И.В. театрализованные музыкальные представления для 14.
детей дошкольного возраста / И.В. Бодраченко.- М.: Айрис-пресс, 2006.-144
с.
5. Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в
детском саду / Ю.А. Вакуленко, О.П. Власенко.-Волгоград: Учитель, 2008.153 с.
6. Гавришева Л.Б. Музыка, игра-театр!: Экологические сценарии
театрализованных представлений для детей логопедических групп доу.СПб.: «Детство-пресс», 2004.- 80 с.
7. Горохова Л.А., Макарова Т.Н Музыкальная и театрализованная
деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия/ Под ред.К.Ю. Белой.МДОУ: ТЦ Сфера, 2005.-64 с.- (Программа развития)
8. Зарецкая Н.В. Часы с кукушкой: Музыкальные сказки с нотным
приложением для подготовительной к школе группы ДОУ.- М.: ТЦ Сфера,
2003.-56 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».