Принято
Утверждено
на педагогическом совете
Приказом директора
Протокол №10
№98-од от «08» июня 2022 г.
от «30» мая 2022 г.
Положение
о разработке и реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы соответствующего уровня
образования для обучающихся с ОВЗ
1.
Общие положения
1.1. Настоящее Положение о разработке и реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы соответствующего уровня образования для обучающихся с
ОВЗ (далее - АООП), реализующей Федеральный государственный образовательный стандарт,
(далее - Положение) разработано на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в посл.ред.);
1.2. Положение регламентирует структуру, порядок разработки, утверждения, реализации
АООП, а также порядок внесения изменений в АООП;
1.3. Положение разработано в соответствии со статьями Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации», ФГОС начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья от 19.12.2014 N° 1598, ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 N
1599, Приказом МОиН РФ от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования», СанПиН 2.4.2.3.3286-15 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10.07.2015 N26, и
Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Малотавринская
средняя общеобразовательная школа»
1.4. Положение
является
локальным
актом,
регулирующим
организацию
образовательной деятельности в МБОУ «Малотавринская СОШ» и обеспечивающим
реализацию целей общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
1.5. В Положение могут быть внесены изменения и дополнения после обсуждения
изменений и дополнений на педагогическом совете, при большом объеме изменений и
дополнений Положение может быть принято в новой редакции;
1.6. Положение принимается на неопределенный срок;
1
1.7. Под адаптированной общеобразовательной программой в настоящем Положении
понимается программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья (далее - ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и обеспечивающая достижение обучающимися с ОВЗ спланированных
результатов.
2.
Порядок разработки АООП
2.1. Основаниями для разработки и реализации АООП являются:
- решение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии с
соответствующими рекомендациями, выданный в установленном порядке;
- письменное заявление родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ об
обучении ребенка по адаптированной основной общеобразовательной образовательной
программе соответствующего уровня образования;
2.2. АООП оформляется и разрабатывается в соответствии с настоящим Положением;
2.3. АООП разрабатывается для обучающихся (групп обучающихся) с ОВЗ.
Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания специальных условий;
2.4. Категории обучающихся с ОВЗ определены в Федеральном законе «Об
образовании в Российской Федерации»: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые,
слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами
аутистического спектра, со сложными дефектами и другие;
2.5. Для каждой категории обучающихся с ОВЗ разрабатывается соответствующая
АООП;
2.6. АООП разрабатывается, утверждается и реализуется МБОУ «Малотавринская СОШ»
самостоятельно;
2.7. АООП разрабатывается с учетом примерной адаптированной основной
образовательной программы;
2.8. Реализация АООП осуществляется с учетом рекомендаций территориальной
психолого - медико-педагогической комиссии, диагностических материалов по
предмету, диагностических материалов психолога и включает следующие направления
деятельности: анализ и подбор содержания; использование разных форм, методов и
приемов организации учебной деятельности;
2.9. АООП разрабатывается в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными
потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится обучающийся. При этом
адаптации и модификации подлежат программы учебных предметов; учебники и
рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; формы
организации учебного процесса; способы учебной работы с обучающимися, имеющими
2
особые образовательные потребности (способы организации коллективной учебной
деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий,
способы работы с текстовыми материалами и др.);
2.10. Порядок разработки АООП определяется приказом директора МБОУ
«Малотавринская СОШ».
2.11. Состав участников разработки АООП, их полномочия и ответственность.
Для разработки АООП создается рабочая группа, в состав которой входят: заместитель
директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе,
педагог-психолог, логопед (при наличии), руководитель школьного методического
объединения учителей начальных классов, учителя-предметники, классный
руководитель;
2.12. Порядок обсуждения проекта АОП, порядок утверждения АООП и ввода в
действие.
Этап
Предварите
льный
Шаги
проектирования
АООП
Предварительная
оценка
образовательных
потребностей
обучающегося и
запроса
родителей
(законных
представителей)
Содержание деятельности
Сроки
реализации
Администрация
школы
вместе
с 5 рабочих
координатором по инклюзии (при наличии дней (одна
рабочая
рекомендаций ТПМПК):
-определяет к какому учителю и в какой класс неделя)
поступает ребенок;
-определяет
какие
специалисты
психологопедагогического сопровождения могут войти в
междисциплинарную команду (если в школе нет
какого-либо
специалиста,
административная группа ищет возможные варианты
привлечения
дополнительных
ресурсов
(сотрудничество с ППМС-центром,
привлечение волонтеров и т.д.);
-заключает договор с родителями.
-проводит сбор и анализ предварительной
3
(первоначальной) информации о ребенке и его семье.
Диагностич
еский
Разработка
Реализация
Анализ и
коррекция
Изучение
результатов
комплексного
психолого
педагогическо
го
обследования
Организация диагностической работы учителя и 10
специалистов
психолого-педагогического рабочих
сопровождения в режиме взаимодействия (по дней
(две
возможности комплексно):
-подготовка
заключений
о
психологических рабочих
особенностях ребенка, сформированности у него недели)
учебных навыков, специфике взаимодействия со
сверстниками и взрослыми. Основная задача
комплексной диагностики в данном случае определить, какие образовательные потребности есть
у ребенка, на какие его возможности можно
опереться в первую очередь, какие из направлений
деятельности учителя (воспитателя) и специалистов
являются самыми актуальными.
Описание
Организация деятельности ШППК:
1 рабочий
необходимых
Обсуждение
заключений
специалистов, день
ребенку с ОВЗ
принятие решения о необходимости разработки
специальных
АООП
образовательных
условий с учетом
возможностей
и
дефицитов
Проектирование
Деятельность
учителя
и
специалистов 9 рабочих
необходимых
сопровождения в рамках работы ШМПК. При дней
структурных
необходимости - привлечение специалистов ППМСсоставляющих
центра,
с
которым
заключено
АООП
соглашение о сотрудничестве.
Организация деятельности учителя и специалистов В течение
психолого-педагогического
сопровождения
в учебного
соответствии с Программой и планом;
года
-организация мониторинга учебных достижений и
социальной компетентности ребенка;
-организация
мониторинга
эффективности
коррекционной работы.
Организация деятельности школьного ППК по По
полугодиям
анализу эффективности работы, динамики развития
и учебных достижений ребенка; внесение корректив
в АООП.
В конце учебного года по итогам реализации Адаптированной основной
общеобразовательной программы в рамках школьного психолого-педагогического
4
консилиума (ППк) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития
ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с
целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения
ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его
воспитания и обучения. А также проводится итоговая встреча с родителями (законными
представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком.
Структура АООП (определяется ФГОС начального общего образования
3.
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19.12.2014 № 1598, ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям)
от 19.12.2014 N° 1599)
3.1. Структура
образовательным
возможностями
АООП
стандартом
здоровья
в
соответствии
с
образования
обучающихся
содержит
три
Федеральным
раздела:
целевой,
с
государственным
ограниченными
содержательный
и
организационный;
3.2. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации АООП, а также способы определения достижения этих целей и
результатов. Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися АООП;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП;
3.3. Содержательный раздел определяет общее содержание АООП и включает
следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и
метапредметных результатов:
- программу формирования универсальных/базовых учебных действий у
обучающихся,
- программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей
области и курсов внеурочной деятельности;
- программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ;
- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни;
- программу коррекционной работы;
- программу внеурочной деятельности.
3.4.
Организационный раздел включает:
- учебный план, включающий предметные и коррекционно-развивающую
области, направления внеурочной деятельности;
- систему условий реализации АООП в соответствии с требованиями
5
Федерального государственного образовательного стандартам образования
обучающихся с ОВЗ;
3.5.
Учебный
план
выступает
основным
организационным
механизмом
реализации АООП. Учебный план разрабатывается на нормативный срок освоения
АООП и определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и
предметов по классам (годам обучения);
3.6.
Предельная допустимая нагрузка обучающихся с ОВЗ определяется
действующими нормами санитарно-эпидемиологических требований к условиям и
организации обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях.
4.
4.1.
Порядок утверждения и внесения изменений в АООП
АООП рассматривается на заседании педагогического совета МБОУ
«Малотавринская СОШ», утверждается директором школы;
4.1.
МБОУ «Малотавринская СОШ» может в случае необходимости (внесение
изменений и дополнений в законодательство РФ в области образования) вносить
изменения и дополнения в АООП;
4.2.
Дополнения и изменения небольшого объема в АООП вносятся приказом
директора школы;
4.3. При изменениях и
разрабатывается в новой редакции.
дополнениях
значительного
объема
АООП
5.
Условия реализации АООП
6.
Реализация АООП должна предусматривать создание в образовательной
организации специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной
категории лиц с ОВЗ;
6.1. При реализации АООП создаются условия:
- по учету особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход,
проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в
применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции
нарушений развития (информационно-методических, технических);
- по
реализации
коррекционно-педагогического
процесса
педагогами
и
педагогами-психологами, его психологическое сопровождение;
- по
предоставлению
обучающемуся
с
ОВЗ
медицинской,
психолого-
педагогической и социальной помощи;
- по привлечению родителей в коррекционно-педагогический процесс.
6.2.
В реализации АООП привлекаются педагоги, педагог-психолог, учитель -
логопед, ассистент и тьютор (при наличии);
6.3.
При реализации АООП МБОУ «Малотавринская СОШ» имеет право:
- использовать различные образовательные технологии, в том числе
6
дистанционные образовательные технологии, электронное обучение;
- определять содержание образования, выбирать учебно-методическое обеспечение;
6.4. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и
внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
АООП
школа
определяет
самостоятельно с соблюдением санитарно-гигиенических требований и нормативов;
6.5. Учебные занятия обучающихся с ОВЗ организуются в первую смену по
пятидневной учебной неделе;
6.6. Образовательная деятельность по АООП организуется в соответствии с
расписанием учебных занятий, внеурочных (коррекционных и развивающих) занятий;
6.7. Комплектование классов, в которых обучаются обучающиеся с ОВЗ,
осуществляется в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими
требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в общеобразовательных
учреждениях;
6.8. При изменении состояния здоровья обучающихся возможны внесения
изменений в АООП в соответствии с рекомендациями ТПМПК и по согласованию с
родителями (законными представителями).
7. Заключительные положения
7.1. Данное
Положение
является
локальным
правовым
актом
МБОУ
«Малотавринская СОШ», регулирующим организацию образовательной деятельности и
обеспечивающим
реализацию
целей
общего
образования
обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья;
6.2.
Настоящее Положение действует до внесения изменений и дополнений в
законодательство РФ в области образования.
7