Принято Утверждено на педагогическом совете Приказом директора Протокол №10 №98-од от «08» июня 2022 г. от «30» мая 2022 г. Положение о разработке и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы соответствующего уровня образования для обучающихся с ОВЗ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о разработке и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы соответствующего уровня образования для обучающихся с ОВЗ (далее - АООП), реализующей Федеральный государственный образовательный стандарт, (далее - Положение) разработано на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в посл.ред.); 1.2. Положение регламентирует структуру, порядок разработки, утверждения, реализации АООП, а также порядок внесения изменений в АООП; 1.3. Положение разработано в соответствии со статьями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19.12.2014 N° 1598, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 N 1599, Приказом МОиН РФ от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», СанПиН 2.4.2.3.3286-15 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10.07.2015 N26, и Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Малотавринская средняя общеобразовательная школа» 1.4. Положение является локальным актом, регулирующим организацию образовательной деятельности в МБОУ «Малотавринская СОШ» и обеспечивающим реализацию целей общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 1.5. В Положение могут быть внесены изменения и дополнения после обсуждения изменений и дополнений на педагогическом совете, при большом объеме изменений и дополнений Положение может быть принято в новой редакции; 1.6. Положение принимается на неопределенный срок; 1 1.7. Под адаптированной общеобразовательной программой в настоящем Положении понимается программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая достижение обучающимися с ОВЗ спланированных результатов. 2. Порядок разработки АООП 2.1. Основаниями для разработки и реализации АООП являются: - решение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии с соответствующими рекомендациями, выданный в установленном порядке; - письменное заявление родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ об обучении ребенка по адаптированной основной общеобразовательной образовательной программе соответствующего уровня образования; 2.2. АООП оформляется и разрабатывается в соответствии с настоящим Положением; 2.3. АООП разрабатывается для обучающихся (групп обучающихся) с ОВЗ. Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; 2.4. Категории обучающихся с ОВЗ определены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и другие; 2.5. Для каждой категории обучающихся с ОВЗ разрабатывается соответствующая АООП; 2.6. АООП разрабатывается, утверждается и реализуется МБОУ «Малотавринская СОШ» самостоятельно; 2.7. АООП разрабатывается с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы; 2.8. Реализация АООП осуществляется с учетом рекомендаций территориальной психолого - медико-педагогической комиссии, диагностических материалов по предмету, диагностических материалов психолога и включает следующие направления деятельности: анализ и подбор содержания; использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности; 2.9. АООП разрабатывается в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится обучающийся. При этом адаптации и модификации подлежат программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; формы организации учебного процесса; способы учебной работы с обучающимися, имеющими 2 особые образовательные потребности (способы организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с текстовыми материалами и др.); 2.10. Порядок разработки АООП определяется приказом директора МБОУ «Малотавринская СОШ». 2.11. Состав участников разработки АООП, их полномочия и ответственность. Для разработки АООП создается рабочая группа, в состав которой входят: заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, логопед (при наличии), руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов, учителя-предметники, классный руководитель; 2.12. Порядок обсуждения проекта АОП, порядок утверждения АООП и ввода в действие. Этап Предварите льный Шаги проектирования АООП Предварительная оценка образовательных потребностей обучающегося и запроса родителей (законных представителей) Содержание деятельности Сроки реализации Администрация школы вместе с 5 рабочих координатором по инклюзии (при наличии дней (одна рабочая рекомендаций ТПМПК): -определяет к какому учителю и в какой класс неделя) поступает ребенок; -определяет какие специалисты психологопедагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду (если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ППМС-центром, привлечение волонтеров и т.д.); -заключает договор с родителями. -проводит сбор и анализ предварительной 3 (первоначальной) информации о ребенке и его семье. Диагностич еский Разработка Реализация Анализ и коррекция Изучение результатов комплексного психолого педагогическо го обследования Организация диагностической работы учителя и 10 специалистов психолого-педагогического рабочих сопровождения в режиме взаимодействия (по дней (две возможности комплексно): -подготовка заключений о психологических рабочих особенностях ребенка, сформированности у него недели) учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя (воспитателя) и специалистов являются самыми актуальными. Описание Организация деятельности ШППК: 1 рабочий необходимых Обсуждение заключений специалистов, день ребенку с ОВЗ принятие решения о необходимости разработки специальных АООП образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов Проектирование Деятельность учителя и специалистов 9 рабочих необходимых сопровождения в рамках работы ШМПК. При дней структурных необходимости - привлечение специалистов ППМСсоставляющих центра, с которым заключено АООП соглашение о сотрудничестве. Организация деятельности учителя и специалистов В течение психолого-педагогического сопровождения в учебного соответствии с Программой и планом; года -организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка; -организация мониторинга эффективности коррекционной работы. Организация деятельности школьного ППК по По полугодиям анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка; внесение корректив в АООП. В конце учебного года по итогам реализации Адаптированной основной общеобразовательной программы в рамках школьного психолого-педагогического 4 консилиума (ППк) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводится итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком. Структура АООП (определяется ФГОС начального общего образования 3. обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19.12.2014 № 1598, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) от 19.12.2014 N° 1599) 3.1. Структура образовательным возможностями АООП стандартом здоровья в соответствии с образования обучающихся содержит три Федеральным раздела: целевой, с государственным ограниченными содержательный и организационный; 3.2. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: - пояснительную записку; - планируемые результаты освоения обучающимися АООП; - систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП; 3.3. Содержательный раздел определяет общее содержание АООП и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: - программу формирования универсальных/базовых учебных действий у обучающихся, - программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности; - программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ; - программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; - программу коррекционной работы; - программу внеурочной деятельности. 3.4. Организационный раздел включает: - учебный план, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности; - систему условий реализации АООП в соответствии с требованиями 5 Федерального государственного образовательного стандартам образования обучающихся с ОВЗ; 3.5. Учебный план выступает основным организационным механизмом реализации АООП. Учебный план разрабатывается на нормативный срок освоения АООП и определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и предметов по классам (годам обучения); 3.6. Предельная допустимая нагрузка обучающихся с ОВЗ определяется действующими нормами санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях. 4. 4.1. Порядок утверждения и внесения изменений в АООП АООП рассматривается на заседании педагогического совета МБОУ «Малотавринская СОШ», утверждается директором школы; 4.1. МБОУ «Малотавринская СОШ» может в случае необходимости (внесение изменений и дополнений в законодательство РФ в области образования) вносить изменения и дополнения в АООП; 4.2. Дополнения и изменения небольшого объема в АООП вносятся приказом директора школы; 4.3. При изменениях и разрабатывается в новой редакции. дополнениях значительного объема АООП 5. Условия реализации АООП 6. Реализация АООП должна предусматривать создание в образовательной организации специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ; 6.1. При реализации АООП создаются условия: - по учету особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических); - по реализации коррекционно-педагогического процесса педагогами и педагогами-психологами, его психологическое сопровождение; - по предоставлению обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого- педагогической и социальной помощи; - по привлечению родителей в коррекционно-педагогический процесс. 6.2. В реализации АООП привлекаются педагоги, педагог-психолог, учитель - логопед, ассистент и тьютор (при наличии); 6.3. При реализации АООП МБОУ «Малотавринская СОШ» имеет право: - использовать различные образовательные технологии, в том числе 6 дистанционные образовательные технологии, электронное обучение; - определять содержание образования, выбирать учебно-методическое обеспечение; 6.4. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП школа определяет самостоятельно с соблюдением санитарно-гигиенических требований и нормативов; 6.5. Учебные занятия обучающихся с ОВЗ организуются в первую смену по пятидневной учебной неделе; 6.6. Образовательная деятельность по АООП организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, внеурочных (коррекционных и развивающих) занятий; 6.7. Комплектование классов, в которых обучаются обучающиеся с ОВЗ, осуществляется в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях; 6.8. При изменении состояния здоровья обучающихся возможны внесения изменений в АООП в соответствии с рекомендациями ТПМПК и по согласованию с родителями (законными представителями). 7. Заключительные положения 7.1. Данное Положение является локальным правовым актом МБОУ «Малотавринская СОШ», регулирующим организацию образовательной деятельности и обеспечивающим реализацию целей общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 6.2. Настоящее Положение действует до внесения изменений и дополнений в законодательство РФ в области образования. 7