Положение об огранизации проектной и исследовательской деятельности обучающихся

Принято
на заседании Педагогического совета
Протокол № 1
от « 29 » августа 2018 года

Утверждено
приказом директора
№139-од от «10 » сентября 2018 года

Положение
об организации проектной и исследовательской деятельности учащихся
МБОУ «Малотавринская СОШ»
1. Общие положения
1.1. Положение об организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся МБОУ
«Малотавринская СОШ» (далее – ОУ) разработано в соответствии с: Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; приказом Минобрнауки России
от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования"; федеральным государственным
образовательным стандартом (далее – ФГОС) основного общего образования, утв. приказом
Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296
"Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования";
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
организациях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы", утв. постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.282110); C документами образовательной организации: уставом МБОУ «Малотавринская СОШ»;
основной образовательной программой начального общего образования (ООП НОО); основной
образовательной программой основного общего образования (ООП ООО) : основной
образовательной программой среднего общего образования.
1.2. Положение об организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся МБОУ
«Малотавринская СОШ» (далее – Положение) определяет: цели и задачи проектной и
исследовательской деятельности, порядок ее организации и общие требования к содержанию и
оценке проектных и исследовательских работ учащихся.
1.3. Под проектной и исследовательской деятельностью понимается целенаправленно
организованная учебно-исследовательская работа, творческая деятельность проводимая
коллективами (учителей и учеников). В процессе такой работы происходит самостоятельное
освоение участниками комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций. Её
результатом является создание собственного интеллектуального продукта, предназначенного для
активного применения в учебно- познавательной практике сегодняшнего времени.
1.4. Проектная и исследовательская деятельность является составной частью образовательного
процесса ОУ и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года.
1.5. Проекты, создаваемые в школе, имеют разнообразные формы: мини-проекты для уроков,
внеклассных мероприятий, конкурсов; краткосрочные проекты, включающие значительный объём
исследовательской деятельности; долгосрочные (годовые) проекты; проекты для тематических
конкурсов.
1.6. Классификация проектов по творческим группам: индивидуальные; групповые
1.7. Цели проектной и исследовательской деятельности: создание условий для формирования у
учащихся функционального навыка исследования как универсального способа освоения
действительности, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на
основе приобретения субъективно новых знаний, развития творческой личности, ее
самоопределения и самореализации.
1.8. Задачи проектной деятельности: формирование ключевых компетенций, необходимых
каждому члену современного общества, воспитание активного ответственного гражданина и
творческого созидателя. Переход от традиционных образовательных форм к сотрудничеству,
партнерству учителя и ученика. Укрепление, совершенствование и дальнейшее творческое
развитие сложившейся в школе системы проектной и исследовательской деятельности. Вовлечение
в творческое проектирование новых его членов. Расширение области тематического исследования
в проектной деятельности. Поиски новых направлений и форм творческого проектирования.

Расширение границ практического использования проектных работ учащихся. Укрепление
престижа участия в проектной деятельности, воспитание сознательного, ответственного отношения
к занятиям в проектно – образовательной сфере. Активный поиск партнеров по проектной
деятельности и укрепление разнообразных взаимополезных контактов.
2. Организация проектной и исследовательской деятельности
2.1. Проектно-исследовательская деятельность является составляющей учебной деятельности
учащихся. В проектную деятельность могут включаться учащиеся 2-11 классов. Учащиеся
осуществляют проектно-исследовательскую деятельность и представляют свои работы для участия
в конкурсах, конференциях, семинарах и т.д. школьного, муниципального, регионального
федерального, международного уровней.
2.2. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют как общие, так и специфические
черты. К общим характеристикам относятся:
практически значимые цели и задачи
исследовательской и проектной деятельности;
структура проектной и исследовательской
деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого
исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и
методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и
сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в
соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов;
компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность,
аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию. Итогами проектной и учебноисследовательской деятельности являются не столько предметные результаты, сколько
интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для
исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и
самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы,
которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской
деятельности.
Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности: Проект
направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего
определѐнными свойствами и необходимого для конкретного использования. В ходе исследования
организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ.
Отрицательный результат, есть тоже результат. Реализацию проектных работ предваряет
представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого
плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками,
сформулированными в его замысле. Логика построения исследовательской деятельности включает
формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и
последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений
2.3. Направление и содержание проектной и исследовательской деятельности определяется
учащимися совместно с учителем (руководителем проекта). Для организации проектноисследовательской деятельности учителя в рабочих программах должны указать предполагаемые
темы проектов и примерные сроки их сдачи. При выборе темы необходимо учитывать как
приоритетные направления развития школы и общества в целом, социально-значимые события и
даты, так и индивидуальные интересы учащихся и педагога.
2.4. Руководитель контролирует выполнение этапов, соблюдение сроков работы, консультирует
обучающегося по вопросам планирования, содержания работы, оформления, представления
результатов исследования (проекта).
3. Формы организации проектной и исследовательской деятельности
3.1. На урочных занятиях могут быть следующими:
• урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчёт, урок изобретательства, урок
«Удивительное рядом», урок-рассказ об учёных, урок-защита исследовательских проектов, урокэкспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов
исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ
его результатов;
• домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды,
причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
3.2. На внеурочных занятиях могут быть следующими: исследовательская практика обучающихся;
образовательный туризм — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными

целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательный туризм
предусматривает активную образовательную деятельность школьников, в том числе и
исследовательского характера; факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение
предмета; круглые столы, дискуссии, дебаты, интеллектуальные игры; встречи с представителями
науки и образования; экскурсии в учреждения науки и образования; участие обучающихся в
олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях,
интеллектуальных марафонах;
4. Организация работы над проектом
4.1. Проект — это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся,
совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на
достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и
оформленной в виде некоего конечного продукта.
4.2. Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в МБОУ
«Малотавринская СОШ» представлена по следующим основаниям:
• видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный,
прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий
организационно-экономический механизм внедрения);
• содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким
областям), относящийся к области деятельности и пр.;
• количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до
15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской,
всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в
Интернете);
• длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта;
• дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной
деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации
в обучении, реализация потенциала личности и пр.
4.3.Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов для учащихся
4 и 9 классов является защита итогового индивидуального проекта.
4.4. Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках
одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в
самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и
способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность
(учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
4.5.Результатом (продуктом) проектной и исследовательской деятельности может быть любая из
следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о
проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства,
экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения,
инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения,
компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; отчетные материалы по
социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты
4.6. Оценка за выполнение итогового индивидуального проекта фиксируется в оценочном листах,
которые хранятся в соответствующем разделе портфолио ученика.
5. Основные этапы проектной и исследовательской деятельности
5.1. Содержание этапов исследовательской деятельности: Деятельность учащихся. Деятельность
руководителя исследования. Подбор противоречивой информации, формулирование проблемных
ситуаций, дилемм, формулирование возможных тем исследований. Проблематизация, обнаружение
противоречий в информации, формулирование проблемы. Предъявление учащимся интересных
фактов, противоречий, тем исследований, обсуждение спорных, проблемных вопросов в той или
иной научной области, организация «мозгового штурма», дискуссий, дебатов. Определение сферы
исследования, формулирование вопросов, на которые учащийся хотел бы получить ответы.
Инициирование постановки вопросов, поощрение поиска, помощь в определении сферы
исследования. Определение темы исследования. Помощь в определении темы исследования.
Выдвижение гипотезы. Помощь в формулировании гипотезы, обсуждение возможных объяснений

выдвинутой гипотезы. Планирование исследования, определение методов его проведения. Помощь
в определении этапов исследования, сроков их реализации, предложение различных методов
исследования, помощь в обосновании выбора методов проведения исследования. Изучение
теоретического материала, связанного с темой исследования, работа с литературой по теме. Помощь
в определении круга источников, обсуждение их содержания. Совместный анализ различных точек
зрения на проблему, представленных в литературе по проблеме исследования. Собственно
исследование, сбор и систематизация полученной информации. Оказание помощи в фиксации,
систематизации полученных данных. Анализ, синтез, объяснение данных, обобщение,
формулирование выводов. Предложение различных способов обобщения информации, анализа и
синтеза полученных данных. Подготовка к публичной защите результатов исследования. Помощь в
подготовке к публичной защите результатов исследования. Написание. Презентация и защита
результатов рецензии на работу исследования. Обсуждение полученных результатов, этапов
исследования. Организация рефлексии. Самоанализ учителем организации и результатов учебноисследовательской деятельности.
5.2. Этапы работы по осуществлению проектной деятельности: Учитель - Учащиеся
1-й этап – погружение в проект. Формулирует: проблему проекта; сюжетную ситуацию; цель и
задачи. Осуществляют: личностное присвоение проблемы; вживание в ситуацию; принятие,
уточнение и конкретизация цели и задач.
2-й этап – организация деятельности. Организует деятельность – предлагает: Организовать микрогруппы; распределить амплуа в группах; спланировать деятельность по решению задач проекта;
продумать возможные формы презентации результатов проекта. Осуществляют: разбивку на минигруппы; распределение ролей в группе; планирование работы; выбор формы и способа презентации
предполагаемых результатов.
3-й этап – осуществление деятельности. Не участвует, но: консультирует учащихся по
необходимости; ненавязчиво контролирует; дает новые задания, когда у учащихся возникает в этом
необходимость; репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. Работают активно
и самостоятельно: каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; консультируются по
необходимости; ―добывают необходимые знания; подготавливают презентацию результатов.
4-й этап – защита. Принимает отчет: обобщает и резюмирует полученные результаты; подводит
итоги обучения; оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность
и др.; акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий
результат и др. Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умение планировать и
осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности и результата;
дают взаимооценку деятельности и ее результативности.
5.3. Защита проектных и исследовательских работ происходит во время школьных конференций
исследовательских работ, при проведении Фестиваля проектов.
5.4. Лучшие работы по решению экспертной комиссии выдвигаются для участия в районных
научно-практических конференциях.
6. Требования к оформлению проектной работы
6.1. Проектная (исследовательская) работа, представляемая на школьную конференцию должна
быть представлена в печатном и электронном виде (презентация, сайт, цифровой фильм и т. д.). 6.2.
Текст работы должен быть структурирован и оформлен в соответствии с существующими
требованиями: формат листов А 4; интервал - 1; размер шрифта 14; отступ справа и слева – 1,5 см.,
нумерация страниц (колонтитулы).
6.3. Оформленной считается работа, которая включает: титульный лист (название учреждения, тема
работы, автор, руководитель, год написания); оглавление (содержание): перечисление разделов и
глав работы с указанием страниц; непосредственно сама работа (актуальность исследования,
постановка проблемы, цели, задачи, гипотеза, оригинальность исследования или проекта,
выбранные методы проектно-исследовательской деятельности, сценарий работы на проектом
(исследованием), поверка гипотезы (описание проектной деятельности или исследования), выводы,
список литературы) с делением на разделы или главы, представленных в логической
последовательности для более чёткой передачи информации. Обязательно должны быть указаны
ссылки на использованные и рекомендуемые источники информации, а также все представленные
в проекте печатные, рисованные, графические, фото - , видео - , музыкальные и электронные
материалы. Презентация всей творческой группы, работавшей над проектом, и руководителя
проекта.

6.4. Публичная защита проекта проводится самим автором или представителями творческой
группы. Представление – защита проводится в устной форме, с обязательной демонстрацией
фрагментов проекта или его короткой демонстрационной версией.
6.5. Перед защитой её участники обязаны провести экспертное тестирование демонстрационной
техники, записать проект или его демонстрационную версию на компьютер, который будет
использоваться во время защиты, проверить качество записи и условия демонстрации.
6.6. Авторы или представители творческой проектной группы должны ответить на вопросы жюри.
6.7. Содержание и композиция защиты проекта – инициативное и творческое право его авторов,
однако в выступлении должны быть освещены следующие вопросы: обоснование выбранной темы
– её актуальность и степень исследованности; определение цели и задач представленного проекта,
а также степень их выполнения; краткое содержание выполненного исследования, с обязательными
акцентами на ключевых положениях и выводах;
обязательное определение степени
самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем; рекомендации по возможной
сфере практического использования данного проекта.
7. Защита проектной работы
8. Критерии оценки содержания проектной и исследовательской работы: № Критерий Оценка (в
баллах)
• 1. Тип работы: 1 - реферативная работа, 2 - работа носит исследовательский характер
• 2. Использование научных фактов и данных: 1 - используются широко известные научные
данные, 2 - используются уникальные научные данные
• 3. Использование знаний вне школьной программы: 1 - использованы знания школьной
программы, 2 - использованы знания за рамками школьной программы
• 4. Качество исследования: 1 - результаты могут быть доложены на школьной конференции,
2 - результаты могут быть доложены на районной конференции, 3 - результаты могут быть
доложены на региональной конференции.
• 5. Структура проекта: введение, постановка проблемы, решение, выводы: 0 - в работе плохо
просматривается структура, 1 - в работе присутствует большинство структурных элементов,
2 - работа четко структурирована
• 6. Оригинальность и новизна темы: 1 - тема традиционна, 2 - работа строится вокруг новой
темы и новых идей
• 7. Владение автором терминологическим аппаратом: 1 - автор владеет базовым аппаратом, 2
- автор свободно оперирует базовым аппаратом в беседе
• 8. Качество оформления работы: 1 - работа оформлена аккуратно, но без «изысков»,
описание непонятно, есть ошибки, 2 - работа оформлена аккуратно, описание четко, понятно,
грамотно, 3 - работа оформлена изобретательно, применены приемы и средства,
повышающие презентабельность работы, описание четко, понятно, грамотно
9. Критерии оценки защиты проекта: № Критерий Оценка (в баллах):
1. Качество доклада 1 - доклад зачитывает, 2 - доклад рассказывает, но не объяснена суть работы, 3
- доклад рассказывает, суть работы объяснена, 4 - кроме хорошего доклада владеет иллюстративным
материалом, 5 - доклад производит очень хорошее впечатление
2. Качество ответов на вопросы 1 - не может четко ответить на большинство вопросов, 2 - отвечает
на большинство вопросов, 3 - отвечает на все вопросы убедительно, аргументировано
3. Использование демонстрационного материала 1 - представленный демонстрационный материал
не используется в докладе, 2 - представленный демонстрационный материал используется в
докладе, 3 - представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен,
автор свободно в нем ориентируется
4. Оформление демонстрационного материала 1 - представлен плохо оформленный
демонстрационный материал, 2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные
претензии, 3 - к демонстрационному материалу нет претензий
10. В общеобразовательном учреждении организуется фонд проектно- исследовательских работ,
которым (при условии сохранности этих работ) могут пользоваться как педагоги, так и
обучающиеся, занимающиеся проектно- исследовательской деятельностью.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».