Положение об индивидуальном проекте обучающихся_ФГОС СОО

Принято
Педагогическим советом
Протокол №2
от 29.08.2020 г.

1.

Утверждено
Приказом директора № 131.1-од
от 10.09.2020 г.

Положение об индивидуальном проекте обучающихся
10-11 классов в соответствии
с ФГОС СОО
Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования, Основной
образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Малотавринская СОШ».
1.2. Данное Положение регламентирует деятельность образовательного учреждения по
организации работы над индивидуальным проектом (далее ИП) в связи с переходом на ФГОС
СОО.
1.3. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и
внеурочной деятельности и направлена на повышение качества образования, демократизации
стиля общения педагогов и учащихся.
1.4. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого
обучающегося на уровне СОО. Срок реализации индивидуального проекта – 2 года.
1.5. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки
метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных
учебных программ. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного
процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования,
демократизации стиля общения педагогов и обучающихся.
1.6. Руководителем проекта является учитель-предметник, классный руководитель,
педагог - организатор, педагог дополнительного образования.
1.7. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и обучающимися. Темы ИП
утверждаются приказом по школе.
1.8. Проект может быть только индивидуальным.
1.9. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную
направленность.
1.10. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и средства ясно
обозначены, совместно с обучающимися составлена программа действий.
2.

Цели и задачи выполнения ИП

2.1. Цель выполнения ИП:
2.1.1. продемонстрировать способность и готовность к освоению систематических
знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции.
2.1.2. развивать способность к сотрудничеству и коммуникации.
2.1.3. формировать способность к решению личностно и социально значимых проблем и
воплощению найденных решений в практику.
2.1.4. оценивать способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и
развития.
2.1.5. определять уровень сформированности способности к самоорганизации,
саморегуляции и рефлексии.
2.2. Задачами выполнения ИП являются:
2.2.1. обучение планированию (уметь чётко определить цель, описать шаги по её
достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
2.2.2. формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать
подходящую информацию, правильно её использовать).

2.2.3. развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.
2.2.4. формирование и развитие навыков публичного выступления.
2.2.5. формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу,
выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
3.

Этапы и примерные сроки работы над проектом

3.1.
В процессе работы над проектом обучающийся под контролем руководителя
планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.
3.2.
Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя проекта,
3.3.
Основной этап (ноябрь-февраль следующего учебного года): совместно с педагогом
разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ
информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная
проверка руководителем проекта.
3.4.
Заключительный (март - май): защита проекта, оценивание работы.
3.5.
Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель проекта.
3.6.
Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный
руководитель.
4.

Требования к оформлению ИП

4.1.
Структура ИП:
4.1.1. Титульный лист (Название 00, тема проекта, ФИО руководителя проекта, ФИО
ученика, класс, допуск к защите, город, год);
4.1.1.1. Введение - 1-2 страницы: исходный замысел (актуальность, цель, задачи,
назначение проекта)
4.1.1.2. Глава 1. Обзор литературы, анализ предыдущих исследований на эту тему.
Если работа исследовательская, то обязательно описать: объект, предмет исследования,
методику.
4.1.1.3. Глава 2. Результаты исследования.
4.1.1.4. Общие выводы или заключение. В заключении рекомендации и перспективы.
4.1.1.5. Список использованной литературы.
4.2.
Технические требования к ИП:
4.2.1. Текст: выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman,, 12 пт, интервал
одинарный, отступ первой строки 1,25.
4.2.2. Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см.
4.2.3. Нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе не ставится.
4.2.4. Оглавление: должно формироваться автоматически.
4.2.5. Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New Roman, 12 пт.
Должны иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру). На все рисунки
должны быть указания в тексте.
4.2.6. Таблицы: Слова «Таблица N», где N номер таблицы, следует помещать над
таблицей справа.
4.2.7. Список литературы необходимо составлять по определенным правилам, в
соответствии с требованиями ГОСТа. Печатная литература: фамилия автора и его инициалы.
Заглавие. Место издания. Издательство. Год издания. Количество страниц.
4.2.8. Сайт: название сайта, адрес сайта, ссылка на ресурс.
4.3.
Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
4.4.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих
работ:
4.4.1. Письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы,
отчёты о проведённых стендовый доклад);
4.4.2. Художественная творческая работа (в области литературы, музыки, ИЗО, экранных
искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, компьютерной
изделие;
4.4.3. Материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
4.4.4. Отчётные материалы по социальному проекту, которые могут встречать как тексты,

так и мультимедийные продукты.
4.5. Возможные типы работ и формы их представления
Тип проекта

Цель проекта

Проектный продукт

ПрактикоРешение
анализ данных
костюм,
ориентированный, практических задач. социологического опроса,
макет,
социальный
атлас,
модель,
Исследовательский Доказательство или
атрибуты
музыкальное
опровержение
несуществующего
произведение,
какой-либо
государства,
мультимедийный
гипотезы.
бизнес-план,
продукт,
Информационный Сбор информации о
веб-сайт,
отчёты о проведённых
каком-либо объекте
видеофильм,
исследованиях,
или явлении, анализ
выставка,
праздник,
информации.
газета, буклет
публикация,
Творческий
Привлечение
журнал,
путеводитель,
интереса публики к
действующая фирма,
реферат,
проблеме проекта.
игра,
справочник,
Игровой или ролевой
Представление
карта,
система школьного
опыта участия в
коллекция,
самоуправления,
решении проблемы компьютерная анимация,
серия иллюстраций,
проекта.
учебное пособие,
чертеж, экскурсия.
оформление кабинета,
пакет рекомендаций,
стендовый доклад,
сценарий, статья,
сказка,
Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:
естественно-научные исследования;
исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной
программы, например в психологии, социологии);
экономические исследования;
социальные исследования;
научно-технические исследования.
Требования к исследовательским проектам: постановка задачи, формулировка гипотезы,
описание инструментария и регламентов исследования, проведение исследования и
интерпретация полученных результатов.
Для исследований в естественно-научной, научно-технической, социальной и
экономической областях желательным является использование элементов математического
моделирования (с использованием компьютерных программ в том числе).
5.
Защита проекта как формат оценки успешности освоения и применения
обучающимися универсальных учебных действий

Публично должна быть представлена проектная работа - реализованный проект.
На защите темы проекта с обучающимся должны быть обсуждены:
актуальность проекта;
положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так
и для других людей;
ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации
проекта, возможные источники ресурсов;
риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при
реализации данного проекта;
На защите проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по

следующему (примерному) плану:
1. Тема и краткое описание сути проекта.
2. Актуальность проекта. Цель, задачи.
3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и
другие люди.
4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации
проекта, а также источники этих ресурсов.
5. Ход реализации проекта.
6. Общие выводы или заключение, где будут даны рекомендации и перспективы.
7. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в
ходе его реализации.
Проектная работа должна быть обеспечена тьюторским (кураторским) сопровождением. В
функцию тьютора (куратора) входит: обсуждение с обучающимся проектной идеи и помощь в
подготовке к ее защите и реализации, посредничество между обучающимися и экспертной
комиссией (при необходимости), другая помощь.
Регламент проведения защиты реализованного проекта, параметры и критерии оценки
проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее. По возможности,
параметры и критерии оценки проектной деятельности должны разрабатываться и обсуждаться с
самими старшеклассниками.
6.

Требования к процедуре проведения защиты проекта

6.1. Независимо от типа проекта его защита происходит публично:
после
заслушивания доклада (не более 10 минут), ответы на вопросы по теме проекта 5 минут.
Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков
обучающегося.
6.2. К защите ученик представляет проектный продукт, печатное описание проекта.
6.3. Место защиты ИП - образовательная организация.
6.4. Школа определяет график защиты ИП. График защиты ИП утверждается
директором школы.
6.5. Школа создаёт школьную аттестационную комиссию (ШАК). Состав комиссии от 3
до 5 человек. В комиссии должны присутствовать: представитель администрации, классный
руководитель, педагог по соответствующему направлению. Состав комиссии должен подбираться
с учётом предметных областей ИИП. В комиссии могут присутствовать: представитель
муниципальных органов образования, методических служб, родительская общественность,
представители профессиональных учебных заведений.
6.6. ШАК оценивает уровень ИП в соответствии с критериями.
6.7. Для защиты ИП выделяется 1 день до 10 мая.
6.8. Школа организует в дополнительные сроки защиту ИП для детей с ОВЗ, больных
детей (дети, отсутствовавшие в основной срок защиты).
6.9. Проект, получивший оценку «низкий уровень», возвращается ученику на
доработку. Ученик дорабатывает ИП в течение недели, представляет к повторной защите.
6.10. Ученику, выступившему с проектом (исследовательской работой) успешно на
муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне автоматически
ставиться высший балл и от защиты в ОО он освобождается.
7.

Критерии оценки итогового индивидуального проекта

7.1. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на
основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной
записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех критериев:
7.1.1. способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения,
включая поиск и обработку информации, формулировку выводов или обоснование, реализацию,
апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта,

творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированное^
познавательных учебных действий;
7.1.2. сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в
умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
7.1.3. сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени,
использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор
конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
7.1.4. сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно
ответить на вопросы.
7.2. Основные
требования
к
инструментарию
оценки
сформированности
универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта:
оценке должна подвергаться не только защита реализованного проекта, но и
динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной
идеи) до воплощения; при этом должны учитываться целесообразность, уместность, полнота этих
изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта;
для оценки проектной работы должна быть создана экспертная комиссия, в которую
должны обязательно входить педагоги и представители администрации образовательных
организаций, где учатся дети, представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в
рамках которых выполняются проектные работы;
оценивание производится на основе критериальной модели;
для обработки всего массива оценок может быть предусмотрен электронный
инструмент; способ агрегации данных, формат вывода данных и способ презентации итоговых
оценок обучающимся и другим заинтересованным лицам определяет сама образовательная
организация;
результаты оценивания универсальных учебных действий в формате, принятом
образовательной организацией доводятся до сведения обучающихся.
Выполненная работа рецензируется высококвалифицированными специалистами.
В рецензии оцениваются и освещаются основные позиции с учетом оценки критериев
содержательной части проекта в баллах.
I.
Критерии оценки отдельных этапов выполнения проекта:
1.1. Выбор темы.
При выборе темы учитывается:
•
Актуальность и важность темы;
•
Научно-теоретическое и практическое значение;
•
Степень освещенности данного вопроса в литературе.
Актуальность темы определяется тем, отвечает ли она проблемам развития и
совершенствования процесса обучения.
Научно-теоретическое и практическое значение темы определяется тем, что она может
дать слушателю, т.е. могут ли изложенные вопросы быть использованы в его повседневной
практической деятельности.
1.2. Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить;
Цели должны быть ясными, четко сформулированными и реальными, т.е. достижимыми.
1.3. Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
1.4. Планирование, определение последовательности и сроков работ;
1.5. Проведение проектных работ или исследования;

Излагая конкретные данные,
нужно доказывать материалу
и показывать,
как они были получены,
материала
3 - к демонстрационному
нет претензий
проверены, уточнены, чтобы изложение было достоверным.
Изложение мысли должно быть понятным, правильно сформулированным и показывать
то, что было открыто или выявлено автором исследования.
I. 6. Оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями
исследования;
Форма работы должна соответствовать содержанию. Не принято писать работу от первого
лица. Текст теоретической части должен быть написан в неопределенном наклонении
(«рассматривается», «определяется» и т.п.).
В работе должна прослеживаться научность и литературность языка. Письменная речь
должна быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам, словарный и
грамматический строй речи разнообразен, речь выразительна
Культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит
ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В оформлении работы должен
быть выдержан принцип необходимости и достаточности. Перегрузка «эффектами» ухудшает
качество работы.
2.
Представление результатов в соответствующем использованию виде;
3.
Компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность;
4.
Собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация.
Оценка содержательной части проекта в баллах:
•
2 балла - Ярко выраженные положительные стороны работы во всех ее составных
частях; (отдельно за каждый из девяти представленных выше критериев).
• 1 балл - имеют место;
•
0 баллов - отсутствуют.
Итого 18 баллов - максимальное число за всю содержательную часть проекта.

В заключительно части делается вывод о том, достиг ли проект поставленных целей.
За выполнение проекта в графу «Проектная деятельность» в классном журнале и личном
деле выставляется зачет/незачет.
II.
Критерии оценки защиты проекта:
№
п/
п
1.

Критерий

Оценка (в баллах)

Качество
доклада

1 - доклад зачитывается
2 - доклад пересказывается, но не объяснена суть работы
3 - доклад пересказывается, суть работы объяснена
4 - кроме хорошего доклада владение иллюстративным материалом
5 - доклад производит очень хорошее впечатление

Качество
ответов на
вопросы
3. Использование
демон
страционного
материала
2.

4.

Оформление
демонст
рационного

1 - нет четкости ответов на большинство вопросов
2 - ответы на большинство вопросов
3 - ответы на все вопросы убедительно, аргументировано
1 - представленный демонстрационный материал не используется в
докладе
2 - представленный демонстрационный материал используется в
докладе
3 - представленный демонстрационный материал используется в
докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется
1 - представлен плохо оформленный демонстрационный материал,
2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть
отдельные претензии

Итого максимальный балл за защиту индивидуального проекта составляет 14 баллов.
Итоговый балл за содержание и защиту проекта — 32 балла

32- 20 баллов - зачет
16 баллов и менее - незачет
Кроме того комиссия дает заключение об уровне сформированности навыков проектной
деятельности
____ Критерии итоговой оценки индивидуального проекта базового и повышенного уровня
Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый
Повышенный

Самостоятельное Работа в целом свидетельствует о
способности самостоятельно с
приобретение
знаний и решение опорой на помощь руководителя
ставить проблему и находить пути
проблем

Работа в целом свидетельствует о
способности самостоятельно ставить
проблему и находить пути её решения;
продемонстрировано свободное
её решения;
владение логическими операциями,
продемонстрирована способность
навыками критического мышления,
приобретать новые знания и/или
умение самостоятельно мыслить;
осваивать новые способы действий, продемонстрирована способность на
достигать более глубокого
этой основе приобретать новые знания
понимания изученного
и/или осваивать новые способы
действий, достигать более глубокого
понимания проблемы
Знание
Продемонстрировано свободное
Продемонстрировано понимание
предмета
владение предметом проектной
содержания выполненной работы.
В работе и в ответах на вопросы по деятельности. Ошибки отсутствуют
содержанию работы отсутствуют
грубые ошибки
Регулятивные
Работа тщательно спланирована и
Продемонстрированы навыки
действия
последовательно реализована,
определения темы и планирования
своевременно пройдены все
работы.
необходимые этапы обсуждения и
Работа доведена до конца и
представления.
представлена комиссии; некоторые
этапы выполнялись под контролем Контроль и коррекция осуществлялись
самостоятельно
и при поддержке руководителя.
При этом проявляются отдельные
элементы
самооценки и самоконтроля
обучающегося
Коммуникация
Продемонстрированы навыки
Тема ясно определена и пояснена.
оформления проектной работы и
Текст/сообщение хорошо
пояснительной записки, а также структурированы. Все мысли выражены
подготовки простой презентации.
ясно, логично,
Автор отвечает на вопросы
последовательно, аргументированно.
Работа/сообщение вызывает интерес.
Автор свободно отвечает на вопросы

8. Документация

8.1.

Для учащихся

материала
3 - к демонстрационному материалу нет претензий
• Индивидуальный план выполнения проекта.
Этапы
Виды деятельности

Планируемая
дата
исполнения

Дата
фактичес
ки

Подгото Выбор темы учебного проекта и тем
вка
исследований
обучающихся;
Разработка
основополагающего
вопроса и проблемных вопросов
учебной темы
Планиро
Формулировка задач, которые
вание
следует решить;
Выбор средств и методов решения
задач;
Определение последовательности и
сроков работ
Самостоятельная работа
Процесс
проекти Оформления записки, плакатов и
рования
др.
Итог
Достигнутый результат
Оформление
Защита
8.2. Для руководит еля проекта
• Индивидуальный план выполнения проекта для каждого обучающегося;
• Общие сведения
№п/ ФИО ученика
Тема проекта
Зачет/незачет
п

Подпись
руководите
ля

Подпись

1.
2.
• Рецензия по каждому индивидуальному проекту.
Руководитель проекта передает заключение и рецензию за выполненную работу комиссии до
начала защиты проекта.
8.3. Для классного руководителя
• Лист ознакомления родителей:
№п/п
ФИО ученика
Тема проекта
Дата
Подпись
Дата
родителей
выполнения защиты
проекта
1.
2.
... и
т.д.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».