Положение о классном руководстве

Утверждено
приказом директора
№23-од от «20 » февраля 2024 года
Положение о классном руководстве
МБОУ «Малотавринская СОШ»
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об
образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 года, в соответствии с
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.02.2006 № «Об
утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного
руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных
учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных
учреждений», Методическими рекомендациями органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере
образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих
классное руководство в общеобразовательных организациях (письмо Министерства
просвещения Российской Федерации от 12.05.2020 № ВБ-1011/08 «О методических
рекомендациях»), Письмом Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 08.02.2024 № 02-01-82/1674, Уставом школы и регламентирует
работу классного руководителя.
1. Общие положения

1.1. Классное руководство - профессиональная деятельность педагога, направленная
на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе. Классный
руководитель - профессионал-педагог, организующий систему отношений между
обществом и ребёнком через разнообразные виды воспитывающей деятельности
классного коллектива, создающий условия для индивидуального самовыражения
каждого ребёнка и осуществляющий свою деятельность в образовательном
процессе общеобразовательного учреждения.
1.2. Классный руководитель в своей деятельности руководствуется Международной
Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Законами
Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, указами
Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской
Федерации, Министерства образования и науки РФ, Уставом школы и настоящего
Положения.
1.3. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии,
гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей,
гражданственности, свободного развития личности. Работа классного
руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность,
строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения,
анализа предыдущей деятельности, позитивных тенденций общественной жизни,
на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач,
стоящих перед педагогическим коллективом.
1.4. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности
приказом директора школы. Непосредственное руководство и координацию
работы классных руководителей осуществляет заместитель директора школы по
воспитательной работе.
1.5. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его
обязанности возлагаются на других педагогических сотрудников, не имеющих

классного руководства. Временное исполнение обязанностей в этих случаях
осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением
требований законодательства о труде.
1.6. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с
администрацией школы, органами школьного и классного ученического
самоуправления, родителями (законными представителями) обучающихся,
классным и общешкольным родительскими комитетами, социальным педагогом,
педагогами школы.

2. Цели и задачи деятельности классного руководителя
2.1. Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и
самореализации личности учащегося, его успешной социализации в обществе.
2.2. Задачи деятельности классного руководителя:
 организация и координация воспитательного процесса в классе;
 формирование классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды,
обеспечивающей социализацию каждого ребенка;
 организация системы отношений и системной работы через разнообразные формы
воспитывающей деятельности коллектива класса;
 создание благоприятных
психолого-педагогических условий для развития
личности, самоутверждения каждого учащегося, сохранения неповторимости и
раскрытия его потенциальных способностей;
 формирование у детей здорового образа жизни и трудовой мотивации, активной
жизненной, профессиональной позиции;
 гуманизация отношений между учащимися и педагогическими работниками;
 защита прав и интересов учащихся;
 развитие культуры межэтнических отношений;
 формирование у учащихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
 организация всех видов коллективной и индивидуальной, творческой деятельности,
вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации.
3. Функции классного руководителя
3.1. Аналитико-прогностическая функция, выражающаяся в:









изучении индивидуальных особенностей обучающихся;
выявлении специфики и определении динамики развития классного коллектива;
изучении и анализе состояния и условий семейного воспитания каждого ребенка;
изучении и анализе влияния школьной среды и малого социума на обучающихся
класса;
прогнозировании уровней воспитанности и индивидуального развития
обучающихся и этапов формирования классного коллектива;
прогнозировании результатов воспитательной деятельности;
построении модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе
школы в целом;
предвидении последствий складывающихся в классном коллективе отношений.

3.2. Организационно-координирующая функция, выражающаяся в:
















координации учебной деятельности каждого обучающегося и всего класса в целом;
координации формирования классного коллектива, организации и стимулировании
разнообразных видов деятельности обучающихся в классном коллективе: оказание
помощи и организация сотрудничества в планировании общественно значимой
деятельности учащихся, организация деятельности органов ученического
самоуправления;
организации взаимодействия деятельности с учителями-предметниками,
педагогом-психологом, педагогами дополнительного образования, педагогоморганизатором, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником
школы, семьей; выполнении роли посредника между личностью ребенка и всеми
социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся;
содействии в получении обучающимися дополнительного образования
посредствам включения их в различные творческие объединения по интересам
(кружки, секции, клубы, НОУ) как в общеобразовательном учреждении, так и в
учреждениях дополнительного образования;
координации выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой
внеклассной деятельности, организации участия класса в общешкольных
мероприятиях во внеучебное и каникулярное время;
организации работы по повышению педагогической и психологической культуры
родителей через проведение тематических родительских собраний, совместную
деятельность, привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в
образовательном учреждении;
заботе о физическом и психическом здоровье обучающихся, используя
информацию медицинских работников образовательного учреждения и родителей,
здоровьесберегающие технологии;
ведении документации классного руководителя, принятой в образовательном
учреждении.

3.3. Коммуникативная функция, выражающаяся в:






развитии и регулировании межличностных отношений между обучающимися,
между обучающимися и взрослыми;
оказании помощи каждому обучающемуся в адаптации к коллективу;
содействии созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого
отдельного ребенка;
оказании помощи обучающимся в установлении отношений с окружающими
детьми, социумом;
информировании обучающихся о действующих детских и молодежных
общественных организациях и объединениях.

3.4. Контрольная функция, выражающаяся в:
 контроле за успеваемостью каждого обучающегося;
 контроле за посещаемостью учебных занятий обучающимися;
 контроле за самочувствием обучающихся.
4. Обязанности классного руководителя
Классный руководитель обязан:
4.1. Осуществлять систематический анализ состояния успеваемости и динамики общего
развития своих воспитанников.

4.2. Организовывать учебно-воспитательный процесс в классе; вовлекать учащихся в
систематическую деятельность классного и школьного коллективов, изучать
индивидуальные особенности личности обучающихся, условия их жизнедеятельности в
семье и школе.
4.3. Отслеживать и своевременно выявлять девиантные проявления в развитии и
поведении обучающихся, осуществлять необходимую педагогическую и психологическую
коррекцию, в особо сложных и опасных случаях информировать об этом администрацию
школы.
4.4. Оказывать помощь воспитанникам в решении их острых жизненных проблем и
ситуаций. Организовывать социальную, психологическую и правовую защиту
обучающихся.
4.5. Вовлекать в организацию воспитательного процесса в классе педагоговпредметников, родителей учащихся, специалистов из других сфер (науки, искусства,
спорта, правоохранительных органов и пр.).
4.6. Пропагандировать здоровый образ жизни.
4.7. Регулярно информировать родителей (законных представителей) обучающихся об их
успехах или неудачах. Осуществлять управление деятельностью классного родительского
комитета.
4.8. Контролировать посещение учебных занятий учащимися своего класса.
4.9. Координировать работу учителей-предметников, работающих в классе с целью
недопущения неуспеваемости обучающихся и оказания им своевременной помощи в
учебе.
4.10. Планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с
возрастными особенностями учащихся и требованиями к планированию воспитательной
работы.
4.11. Регулярно проводить классные часы и другие внеурочные и внешкольные
мероприятия с классом.
4.12. Вести документацию по классу (личные дела учащихся, классный журнал), а также
по воспитательной работе (план воспитательной работы в классе, отчеты, индивидуальные
карты изучения личности учащегося, справки, характеристики, разработки
воспитательных мероприятий и т.д.)
4.13. Повышать свою квалификацию в сфере педагогики и психологии, современных
воспитательных и социальных технологий. Участвовать в работе методического
объединения классных руководителей.
4.14. Соблюдать требования техники безопасности, обеспечивать сохранность жизни и
здоровья детей во время проведения внеклассных, внешкольных мероприятий.
4.15. Быть примером для обучающихся в частной и общественной
демонстрировать на личном примере образцы нравственного поведения.

жизни,

4.16. Классный руководитель обязан по требованию администрации школы готовить и
предоставлять отчеты различной формы о классе и собственной работе. Отчет о работе
классного руководителя может быть заслушан на заседании методического объединения
классных руководителей, педагогическом совете, совещании при директоре.
4.17. Классный руководитель обязан посещать семьи обучающихся не реже одного раза в
год. При организации посещений особое внимание уделять семьям несовершеннолетних,
находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, состоящих
на различных видах учета, находящихся по результатам педагогических наблюдений,
мониторингов, диагностик и тестирований в зоне риска (в том числе по результатам
социометрии).
5. Права классного руководителя
Классный руководитель имеет право:
5.1. Регулярно получать информацию
обучающихся своего класса.

о

физическом

и

психическом

здоровье

5.2. Выносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета,
родительского комитета предложения, инициативы, как от имени классного коллектива,
так и от своего имени.
5.3. Получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь
от руководства школы.
5.4. Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом,
разрабатывать индивидуальные программы работы с детьми и их родителями (законными
представителями), определять нормы организации деятельности классного коллектива и
проведения классных мероприятий.
5.6. Приглашать в школу родителей (законных представителей) обучающихся по
проблемам, связанным с деятельностью классного руководителя, или другим вопросам.
5.7. Осуществлять свободно-индивидуальный режим работы с детьми.
5.8. Самостоятельно определять формы планирования воспитательной работы с классом с
учетом выполнения основных принципов общешкольного планирования.
5.9. Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и
профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со
стороны администрации школы, родителей, учащихся, других педагогов.

6. Формы работы классного руководителя.
6.1. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы
работы с обучающимися:
 индивидуальные:
изучение аккаунтов социальных сетей обучающихся,
организация индивидуальных консультаций и психологической помощи
обучающимся, их психолого-педагогического сопровождения, индивидуальные




беседы, организация взаимодействия родителей (законных представителей) с
социальным педагогом, психолого-педагогической службой образовательной
организации, посещение обучающихся на дому (ознакомительное, далее – при
необходимости) с согласия проживающих в данном помещении на законных
основаниях граждан (родителей (законных представителей) обучающихся) в
соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации;
групповые (творческие группы, органы ученического самоуправления и др.);
коллективные (общественно-значимые дела, конкурсы, спектакли, концерты,
слеты, фестивали, соревнования, походы, турниры и др.).

6.2. При выборе форм работы необходимо руководствоваться:
 определением содержания и основных видов деятельности в соответствии с
поставленными целями и задачами;
 принципами организации образовательного процесса, возможностями, интересами
и потребностями обучающихся, внешними условиями;
 обеспечением целостного содержания, форм и методов социально значимой,
творческой деятельности обучающихся.
7. Организация деятельности классного руководителя
Деятельность классного руководителя с классом и отдельными его учащимися
строится в соответствии с данной циклограммой:

7.1. Классный руководитель ежедневно:




определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выясняет
причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по
предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий; организует и
контролирует дежурство учащихся в классном кабинете;
организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в
случае возникновения девиации в их поведении;

7.2. Классный руководитель еженедельно:
 проводит классный час в соответствии с планом;
 организует работу классного актива;
 организует работу с родителями (по ситуации);
 проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе (по
ситуации);
 анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных учащихся;
7.3. Классный руководитель в течение учебного периода:
 проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за отчётный период,
состояния успеваемости и уровня воспитанности учащихся;
 проводит коррекцию плана воспитательной работы на новый отчётный период;
 проводит классное родительское собрание;
7.4. Классный руководитель ежегодно:
 оформляет личные дела учащихся;
 анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности
учащихся в течение года;
 составляет план воспитательной работы в классе;
 собирает и предоставляет в администрацию школы статистическую отчетность об
учащихся класса;



посещает семьи обучающихся с последующим оформлением актов (листов)
посещения.

8. Взаимоотношения и связи по должности
Классный руководитель:
8.1. Под руководством заместителя директора школы по воспитательной работе планирует
свою работу, свой план работы представляет на утверждение заместителю директора по
воспитательной работе.
8.2. Учитывая большую учебную нагрузку школьного учителя как преподавателя учебных
дисциплин, педагогический коллектив самостоятельно определяет режим работы
классного руководителя, исходя из конкретных обстоятельств и условий жизни школы,
планах общей работы школы и установленных традициях жизнедеятельности школы.
8.3. Представляет заместителю директора по воспитательной работе письменный анализ
результативности воспитательной работы с классом (раз в год).
8.4. Получает от директора школы и непосредственного руководителя информацию
нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под
расписку с соответствующими документами.
8.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его
компетенцию, с педагогическими работниками, социальным педагогом, библиотекарем и
заместителем директора школы.
8.6. Исполнение обязанностей осуществляется на основании приказа директора школы.
8.7. Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель
директора по воспитательной работе, руководитель образовательной организации.
9. Ответственность классного руководителя
9.1. Классный руководитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во
время воспитательных мероприятий с классом;
9.2. Классный руководитель за неисполнение своих обязанностей несёт
административную ответственность и иную ответственность в соответствии с
действующим законодательством;
9.3. Классный руководитель несёт полную индивидуальную материальную
ответственность за причинённый ущерб (реальное уменьшение наличного имущества
работодателя или ухудшение состояния указанного имущества) в соответствии со статёй
241 Трудового Кодека РФ.
9.4. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с
физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, классный
руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с
трудовым законодательством и Федеральным законом Российской Федерации «Об
образовании в Российской Федерации». Увольнение за данный проступок не является
мерой дисциплинарной ответственности.

9.5. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарногигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса классный
руководитель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях,
предусмотренных административным законодательством.
9.6. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в
связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный
руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах,
установленных трудовым и гражданским законодательством.

10. Критерии оценки работы классного руководителя
10.1. Эффективность осуществления функций классного руководителя оценивается на
основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
10.2. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают
обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины
обучающихся, их гражданской зрелости).
10.3. Критерии деятельности оценивают реализацию управленческих функций классного
руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с
педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе и
другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным
персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными
представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению,
творческому развитию обучающихся).
10.4. Слагаемыми эффективности работы классного руководителя являются
положительная динамика в:
 состоянии психологического и физического здоровья обучающихся класса;
 степени сформированности у обучающихся понимания значимости здорового
образа жизни;
 уровне воспитанности учащихся;
 проценте посещаемости учебных занятий и внеурочных мероприятий;
 уровень сформированности классного коллектива;
 проценте занятости обучающихся в различных формах внеурочной деятельности;
 рейтинге активности классного коллектива и отдельных обучающихся в
мероприятиях различного уровня;
 степени участия классного коллектива в работе органов ученического
самоуправления.
10.5. Администрация общеобразовательного учреждения включает в график
внутришкольного контроля мероприятия по изучению эффективности реализации
функций классного руководителя.
10.6. Критериальный аппарат оценивания качества деятельности классного руководителя
разрабатывается и утверждается Педагогическим советом образовательного учреждения.
Срок действия положения не ограничен. При изменении законодательства в акт
вносятся изменения в установленном порядке.

Приложение 1
к Положению о классном руководстве
Документация классного руководителя
1. Программа воспитывающей деятельности класса;
2. План воспитательной работы класса на учебный год;
3. Социальный паспорт класса;
4. Личные дела обучающихся;
5. Протоколы родительских собраний;
6. Классный (электронный) журнал;
7. Дневник классного руководителя*
8. Планы-конспекты классных часов и внеклассных мероприятий;
9. Отчеты о работе классного руководителя за полугодие (по предложенной форме);
10. Анализ работы классного руководителя за учебный год;
11. Журнал регистрации инструктажа обучающихся по мерам безопасности.
*Примерная структура Дневника классного руководителя
Сведения об обучающихся и их родителях.
Общественные поручения обучающихся, актив класса.
График дежурств по классу, школе.
Рейтинг участия обучающихся в классных, школьных делах, конкурсной
деятельности.
5. Тематика классных часов.
6. Сведения о занятости обучающихся во внеурочное время.
7. Индивидуальные и общие карты занятости обучающихся во внеурочной
деятельности.
8. Тематика родительских собраний
9. Учет посещаемости родительских собраний
10. Сведения о Совете родителей класса.
1.
2.
3.
4.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».